Дружины уходят на запад. Глава пятая

                ПО ЗАДАНИЮ ВОЕВОДЫ

Посыльный стоял у крыльца и что-то непринужденно рассматривал в глубине купеческого двора. Им оказался уже хорошо знакомый Игнату кормщик, с которым он только вчера вернулся в эту небольшую и небогатую Тверь. Клим передал распоряжение воеводы, и хозяину дома ничего не оставалось, как последовать за этим человеком в сторону боярских хором. Срочный вызов немного насторожил купца, однако каких-то особых неприятностей он не ожидал. Это был далеко не первый случай, когда боярин приглашал к себе кого-нибудь из торговых людей и просил их совета.
– Случайно не знаешь, по какому поводу на этот раз я понадобился нашему воеводе, – закрывая калитку, осторожно спросил Игнат. Ему показалось немного странным то обстоятельство, что вместо своего слуги, Могута на этот раз послал к нему какого-то заурядного кормщика. 
– Догадываюсь, но пусть тебе об этом расскажет сам воевода, – уклончиво ответил посыльный и вновь замолчал, продолжая свой путь по пыльной улице городка. Солнце давно уже прошло свою точку зенита и теперь постепенно клонилось к западу, удлиняя и без того огромные тени многочисленных деревянных домов. Они стояли почти вплотную друг к другу до самых стен кремля, и лишь узкая полоса земли была всё ещё свободна от этих разнообразных, как по величине, так и по убранству, построек.  Встречные прохожие иногда здоровались с Климом и его попутчиком и те отвечали им таким же легким и благодарным поклоном. Так и дошли до больших деревянных хором.
– Что-то случилось, боярин, – входя в просторную горницу, произнес купец.
– Случилось, – коротко ответил Могута и указал на лавку, стоящую возле стола. – Да ты присаживайся, Игнат. Разговор у нас с тобой будет нелегким и, видимо, долгим. Начну с того, что попрошу тебя отложить все запланированные мероприятия и вновь отправиться по торговым делам.
– Да как же так, боярин! – воскликнул удивленный купец. – Я ведь только что вернулся с ярмарки. Нужно сначала распродать привезенный товар, а уже потом думать о следующей поездке. Не готов я к такому странному и совершенно ненужному мне сейчас путешествию.
– Понимаю, что не готов, но дело настолько важное, что отложить его не представляется возможным. Кормщик, расскажи ещё раз о том, что ты видел и слышал в ту ночь на реке Тверце.
Юноша подошел к столу и, со всеми подробностями, повторил свой рассказ.
– Сам видишь, Игнат, какие дела творятся на нашей земле. Я бы не поверил этому человеку, но всего несколько часов назад, то же самое сказал и посыльный из Великого Новгорода. К тому же, у Клима есть свидетель, а точнее свидетельница, которая может подтвердить правдивость его рассказа. Это одна из твоих невольниц, которых ты вчера привез в наш городок.
– Моя невольница!? – ещё больше удивился купец. – Этого не может быть. С места ночлега реки не видно, а уходить от костра и разговаривать с посторонними людьми ей запрещено.
– Посыльный князя Александра в ту ночь не был на реке Тверце, но он говорил то же самое. Это не может быть каким-то случайным совпадением. Сам понимаешь, положение очень серьезное. Мы ещё точно не знаем, что это за люди, но твоя невольница утверждала, что это и есть воины Золотой Орды.
– Выходит, что эта рабыня все-таки ослушалась своего хозяина, – с сожалением, произнес купец. – Она будет наказана за свое столь дерзкое поведение.  Клим, ты можешь назвать имя этой невольницы?
– Могу, но не назову. Эта девушка не заслуживает наказания. Если бы не её слова об ордынцах, то и я бы тоже не придал никакого значения тому, что видел на этой реке. Уверен был, что это люди нашего воеводы.
– Клим, назвать имя этой девушки тебе всё же придется, – немного помолчав, произнес Могута.
– Хорошо, но при условии, что Игнат не причинит ей вреда, – с неохотой согласился Клим.
– Не причинит, это я тебе обещаю, – уверенно произнес воевода и внимательно посмотрел на купца. Тот опустил глаза и было видно по всему, что обещание воеводы будет исполнено.
– Её зовут Василина. Она самая младшая из его новых невольниц и вряд ли заслуживает наказания за столь незначительный и единичный проступок, – с неохотой, промолвил Клим.
– Василина!? – ещё больше удивился купец. – Права была моя супруга, когда отказалась от этой служанки. Наказывать я её, конечно, не буду, но при первом же удобном случае продам эту скрытную и недисциплинированную рабыню.
– Вот и прекрасно! – воскликнул воевода. – Только не продашь, а отдашь кормщику в качестве оплаты его труда. Если не ошибаюсь, ты ещё не рассчитался с Климом за очередную поездку.
– Да как же так, боярин!? – с обидой в голосе, произнес купец. –– Невольница не менее гривны стоит, а это значительно больше, чем мы договаривались с кормщиком. Так дело не пойдет!
– Отдашь девушку, а разницу я заплачу, – всё тем же спокойным голосом произнес воевода и протянул купцу несколько ордынских монет. Купец внимательно их пересчитал и, в знак согласия, утвердительно кивнул головой.
– Клим, забирай Василину и вместе с ней завтра же оправляйтесь в путь, – продолжил разговор воевода.  – Тебе ещё понадобятся две лошади. Возьмешь их на моей конюшне.
– Зачем мне в дороге такая спутница? – удивился Клим. – В этом деле она мне будет только обузой. К тому же, я не знаю, как объяснить причину такой странной и совершенно ненужной покупки. Не следует к тому же и забывать, что у ордынцев в нашем городке может быть и свой соглядатай. Он обязательно заинтересуется странным поведением кормщика и тут же проинформирует своих хозяев.
– Именно на это я и рассчитываю, – с улыбкой, произнес воевода. – Тебе, Игнат, придется сделать вид, что эта девушка чем-то не понравилась твоей супруге и ты перепродал её Климу.  Кормщик понадеялся на хорошее вознаграждение, которое, со слов невольницы, можно будет получить от её родителей и решил воспользоваться этим случаем. До Волока Ламского дорога хотя и не близкая, но три серебряные гривны стоят того, чтобы предпринять такое трудное и опасное путешествие. Эта версия будет понятна и семье Клима, и остальным жителям нашего небольшого городка.
– Делать вид я не буду, да и нет в этом совершенно никакой необходимости, – произнес Игнат. – Я уже говорил, что моей жене, действительно, чем-то не понравилась эта девушка и, наверное, Власта уже и сама успела многим рассказала об этой непослушной и странной невольнице.
         – Вот и прекрасно! – продолжил свой разговор воевода. –  Завтра, на рассвете, она, вместе с кормщиком, покинет наш городок, а следом за ними отправляйся и ты, Игнат. Готовь купец свое судно и веди его в хорошо известный тебе город Зубцов. По пути остановишься в Юрьевской крепости и будешь ждать вестей от Клима и его спутницы.
– Боярин, ты хотя бы объясни, в чем будет заключаться мое участие в этом нелегком и весьма опасном мероприятии. Я не воин и вряд ли буду пригоден для сражения с такими опытными и сильными противниками. Ладью я, конечно же, дам, но сам не поеду. Нет в этом никакой пользы ни для меня, ни для общего дела. Пошлю приказчика, есть у меня опытный в таких делах человек. В княжеской дружине состоял, а теперь у меня в лавке торгует.
– Игнат, ты не прав, – уверенно произнес воевода. –  Нам не столько нужна твоя ладья, сколько надежный человек, который укажет моей дружине место встречи с противником. Если наши предположения верны, то через несколько дней этот ордынский отряд обязательно будет под стенами Юрьевской крепости. От нашего городка в сторону Волока Ламского идёт, хорошо известный сухопутный торговый путь. Он пересекает Волзу именно в районе этой крепости, так что мимо её стен они не пройдут. Там и будешь ждать нашего кормщика. Если всё подтвердиться, немедленно отправишь одного из своих приказчиков в Тверь. Теперь тебе понятна задача.
 – Понятна, – коротко ответил купец. Он, хотя и был крайне недоволен такой неприятной просьбой, но отказать воеводе не мог. Купеческие караваны требовали защиты от речных и сухопутных разбойников, и помощь Могуты в этих случаях была ему крайне необходима.
– Если всё понятно, то больше я тебя не задерживаю, – прощаясь с купцом, произнес воевода. – Иди и готовься к поездке, а мы с Климом ещё посидим и подумаем, как быстрее и безопаснее обнаружить и, по возможности, обезвредить этот неуловимый отряд. Вполне возможно, что ордынцы до сих пор ещё находятся в окрестностях нашего городка. Я, конечно, пошлю дружину для поиска этих лазутчиков, но и ты будь внимателен. Предупреди слуг и жену, чтобы в ближайшие дни, без особой надобности, не выходили за стены нашего городка.
– Не сомневайся, боярин, – уже стоя в дверях, тихо произнес Игнат. –  И о себе и о своих людях я обязательно позабочусь.  Накажу, чтобы без моего разрешения ни один из них не смел покинуть территорию купеческого двора.
– Вот и договорились, – провожая взглядом своего собеседника, произнес Могута. Затем он подошел к одному из находившихся в горнице сундуков, открыл окованную железом крышку и, после непродолжительных поисков, извлек из его темных недр довольно внушительный пергаментный свиток. Затем он развернул его и, уложив на стол, подозвал всё ещё находящегося здесь кормщика.
Было далеко за полночь, когда юноша, наконец, добрался до своего дома. Домочадцы, так и не дождавшись его возвращения уже спали и Климу ничего не оставалось, как последовать их примеру. Беспокойный и трудный день наконец закончился и теперь можно немного отдохнуть перед предстоящей наутро поездкой.


Рецензии