Отзывы
ОТЗЫВЫ НА ПОВЕСТЬ ВАСИЛИЯ МАКАРЧУКА
«ПРЫЖОК В ЗАЗЕРКАЛЬЕ»
1.
Остросюжетная повесть «Прыжок в Зазеркалье» - это самое главное по своей значимости в литературном творчестве Василия Макарчука, где происходит причудливое смешение жанров. Читателю совершенно необязательно задаваться вопросом, куда эту повесть отнести: к детективу, к психологической драме или к фантастике. Да это и не нужно. Повесть читается легко, на одном дыхании и не отпускает до самого своего окончания. В ней описывается переломный момент нашей истории, когда происходит распад Советского Союза и на его обломках возникают «горячие точки» - локальные войны по переделке границ бывших советских республик.
Отслужив срочную службу, двое друзей принимают непосредственное участие в абхазско-грузинском конфликте 1992-1993 г.г., воюют на стороне абхазов, для которых эта война была освободительной, как для всего советского народа – Отечественная война 1941 г. Перед этим бывшие десантники против своей воли были вовлечены в противоборство с Астраханской наркомафией. Они так и не стали бойцами двуногих хищников, «поедающих людское мясо».
В повести происходит конфликт между двумя ротивоположными полюсами – между двумя формулировками. Первая – это «Распни свой дух и дай жить плоти». Вторая – «Дух-это всадник. А плоть-это конь. Если подчиниться коню, то он наверняка завезёт седока в конюшню…».
В конце повести читатель столкнется с мистикой – с полтергейстом, который воспринимается не глазами живущих людей, а напротив, как это видит, если можно так выразиться, духовная сущность погибшего десантника.
Повесть «Прыжок в Зазеркалье» - это попытка автора найти положительного героя нашего времени, в поиске которого находится российская литература. Насколько это удалось, судить читателю.
По большому счёту, в целом книгу прозы Василия Макарчука надо рассматривать как взволнованное обращение к современной молодёжи, призывающее к глубокому размышлению о времени и месте, в котором мы живём. В нём доносится колоколом голос гражданской совести, чутко распознающей, где есть добро, а где – несправедливость; чувство любви к Родине и незамедлительное желание стать на её защиту.
Все эти основные составляющие прозы Василия Макарчука однозначно перекликаются с прозой Аркадия Гайдара, книги которого в первой половине прошлого века были с любовью приняты детством и юношеством ушедшего поколения.
Член союза журналистов России, член Всероссийского Союза писателей «Воинское содружество», Действительный член Русского Географического общества, академик Московской Международной академии наук детско-юношеского туризма Анатолий Николаевич Дедов
2.
Василий Макарчук, член Союза писателей «Воинское содружество», пишет в основном стихи, но, видимо, пришло время писателю высказаться в прозе, когда накопленный жизненный и литературный опыт требует исповедальности. Почему исповедальности? На мой взгляд повесть «Прыжок в Зазеркалье» (которую я бы квалифицировала по жанру всё же, как роман) – это страницы прикрытой героями автобиографии, воспоминания о дорогих и близких людях. О прожитых годах, не всегда радостных, но всё же мажорных. В этой мажорности основная прелесть его прозы. Сегодня, когда постмодернизм и готическая мрачность порядком надоели читателю, солнечная тональность его прозы заряжает.
О таких, как Василий Макарчук, говорят, как о самородках, самобытных любителях-краеведов. Почему? Потому, что нет академического образования литератора, нет широкой (хотя бы российской) известности: его хорошо знают в своих «краевых» читательских кругах. И если бы не произведение, которое писалось более двадцати лет тому назад «Прыжок в Зазеркалье», то я бы склонилась к мысли о писательской деятельности Макарчука, как способу самовыражения.
В процессе чтения именно при эстетическом воздействии в читателе возникает желание подражания. Он «находит» в произведении «своего» героя, думает о нём, сопереживает ему, сочувствует, если тот в развитии сюжета оказывается в затруднительном положении и нуждается в сочувствии. К таким произведениям без сомнения можно отнести повесть Василия Макарчука «Прыжок в Зазеркалье»
Хочется поподробнее остановиться на повести. Главные герои Денис Лихачёв и его друг Женя Милахин, рождённые в период исторических и общественных потрясений, ушли в армию в эпоху СССР, а вернулись в другую перестроечную страну, к которой необходимо было приспособиться. С первых страниц произведения автор ставит их перед серьёзным жизненным выбором. Событийность, динамика и насыщенность действий, врываются в самую сердцевину их частной жизни. И события и время требует от них не созерцания, а действенной активности. Друзья прошли армейскую школу ВДВ, в которой был сформирован правильный взгляд на жизнь, а на гражданке они сталкиваются с реальностью, к которой были не готовы. Их личные переживания приходят с осмыслением тех общественных процессов, которые происходят в стране.
Чтобы вырваться из расставленных сетей наркоторговцев, бывшие десантники буквально, как из огня в полымя, попадают в «горячую точку»: на войну в Абхазию. И переплетения их судеб, и настойчивые устремления бороться со злом, вызывают в читателе не столько сопереживание и сочувствие, сколько восхищение и внутреннюю подражательность: а я бы так смог?! Очень важно формировать идеал героя, образ которого запечатлевается и откладывается в памяти читателя, чтобы в определённый момент жизни проявиться в нём личным качеством.
В этом и цель этических функций в художественной литературе, которые определяют ценностные ориентиры личности, связанные с моралью, с оценкой общественных и личных поступков людей.
Включение в произведение мистических сюжетов не портят ткань повествования. Читатель чувствует, что автору приходилось иметь подобный мистический опыт самому. В описании мистики он убедителен. Тем более ирреальность обеспечивается схожестью с реальностью жизни. И в этом случае автор позволяет читателю сделать попытку познать тот невидимый мир, который живёт внутри реальности и параллельно с ней. Так что познавательный процесс жизни, благодаря авторскому замыслу, происходит на многих уровнях. Где это сделано исключительно мастерски, читатель верит в ту «необычность, которую переживают герои.
Наконец, реальность представлена автором хронологией, временем и местом происходящих событий. Это не отвлечённые места с городом N-ск, а вполне конкретные. Когда читаешь, создаётся впечатление, что поедешь в город и встретишься с людьми из произведения. Скорее всего, что так оно и есть, поскольку роман (выскажусь о жанре более определённо) написан на фактологическом материале, и смысла изменять некоторые имена героев, нет. Хронология и география событий, представленных в повествовании, позволяют читателю ознакомиться с политическими и социальными процессами тех лет, с духовной и бездуховной жизнью растерявшегося общества, попавшего в водоворот событий начала 90-х.
Все перечисленные факторы для читателя и для критика важны, поскольку в целом они воспринимаются, как система оценочных критериев произведения, которые не вписываются в оценку «хорошо» или «плохо», «понравилось» или не «понравилось». Произведение воспринимается как «моё» или нет. Кто-то прочтёт две странички и отбросит, а кто-то потратит ночь, чтобы прочитать до конца.
В процессе чтения возникают невидимые связи между читателем и автором. И то, как автор определяет и интерпретирует окружающую действительность, является результатом резонанса с читательским восприятием. И хорошо, если эти восприятия совпадают, тогда читатель находит своего автора и наоборот. Так произведение «Прыжок в Зазеркалье», как мне кажется, может выйти на более широкую аудиторию, на более массового читателя и привлечь внимание профессиональной критики.
Алевтина Цукор, член Союза писателей России, литературный
Свидетельство о публикации №219011100239