Секретная

 
  Не любили наши фронтовики рассказывать о войне. Ну, с мамой Тараненко (Симоновой) Диной Петровной всё было понятно. Ей и по рангу не положено было быть разговорчивой.
  Она была секретчицей в штабе 1-го Дальневосточного фронта,находившемся в городе Уссурийске, и во время боевых действий с 9 августа 1945 года со штабом выехала на фронт.Подчинялась начальнику оперотдела инженерного управления 1 ДВФ
подполковнику Забелину Ивану Николаевичу. Он командовал десантом в Харбинско-Гиринской операции, и вся секретная документация по этой операции отпечатана только  ею и отмечена её личным шифром. И рассекречена документация была совсем недавно, уже после ухода мамы.
А ведь сколько интересного она могла бы рассказать. 
Одной из главной задач десанта Ивана Николаевича было сохранить мосты, чтобы их не взорвали отступавшие японцы. Операция так и называлась Мост. За эту операцию он награждён Орденом Кутузова II степени. После войны мама долго переписывалась с Иваном Николаевичем, посылали друг другу семейные фотографии, рассказывали о жизни, но ни слова о военных днях... 
Храню я мамины награды. Главная из них – Орден Великой Отечественной войны IIстепени.
  Но  о том, что она  очень секретной была,я узнала только в конце 80-х. И не слова больше.   Единственное , что она рассказывала,это была история о том, как её принимали на работу в штаб.
 Маме Дине в январе 1945 года исполнилось 18 лет,она после 7 класса с 15 лет начала работать в воинской части машинисткой. А уже в марте её взяли в штаб  1-го Дальневосточного фронта секретчицей. И чтобы оформить документы, надо было принести фотографию.
- Но сфотографироваться надо в костюме , без вырезов-бантиков-шмантиков,- строго сказали ей в отделе кадров штаба.
    Мама заторопилась домой и растерялась - костюма не было ни у мамы с бабушкой,ни у подружек. Она прошла все собеседования и испытания на грамотность,
на быстроту печатания  на машинке и очень хотела там работать.
    - Понимаешь,- объясняла она мне,- там была очень хорошая столовая - на столе хлеба вволю, сколько хочешь, карточки давали с приличным обеспечением - даже сгущенку, а мы так трудно жили в войну.
    И вот что придумала мама. Воистину - голь на выдумки хитра! Надела на шею тёмную штапельную юбку - татьянку, а на плечи накинула отцовский пиджак.
    Фотографу так понравилось это пугало(как смеясь, говорила мама), что он сделал и официальную фотку для штабного отдела кадров, и такую вот вольную - на память...

   


Рецензии
Очень красивая у Вас мама!
Вы пишете, что Ваша мама не дожила до того времени, когда можно было поведать известные ей секреты, сколько интересного могла бы рассказать... Мне кажется, что Ваша мама все равно молчала бы. Почему так думаю?
В годы войны моя бабушка была начальником санитарного эшелона, увозящего раненых с передовой в тыл. Подписку о сохранении секретов с бабушки никто не брал, но она сама не желала делиться воспоминаниями с внуками. Сначала родители нам говорили, что бабушка не хочет травмировать детвору жуткими подробностями о том, что пришлось увидеть и пережить. Но даже когда внуки стали взрослыми, имели своих детей, бабушка, невзирая на многочисленные просьбы, все равно отмалчивалась.

Аглая Анхори   16.10.2020 09:31     Заявить о нарушении
Думаю, Вы правы, Аглая. Не любили наши фронтовики разговоры про войну.

Елена Неменко   16.10.2020 16:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.