Капитализм - тяжкое наследие эпохи варварства

  КАПИТАЛИЗМ – ТЯЖКОЕ НАСЛЕДИЕ ЭПОХИ ВАРВАРСТВА.
Существует несколько схем периодизации истории человечества базирующихся на данных разных отраслей науки. Например, в археологии:    1) каменный век (палеолит, мезолит и неолит); 2) медно-каменный век (энеолит); 3) бронзовый или железный век.
 Ф. Энгельс вполне обоснованно считал, что определяющим моментом в истории человечества является процесс производства и воспроизводства непосредственно самой жизни, ведь без этого  истории человечества как таковой просто не будет. Составляющие этого процесса : 1) производство средств к жизни – пищи, одежды, жилища и необходимых для этого орудий;                2) производство самих людей – продолжение рода. Развитие этих двух составляющих производства и воспроизводства самой жизни обусловливают общественные порядки, при которых живут люди во все времена.
  Именно поэтому наиболее предпочтительной считается периодизация истории человечества на основе развития хозяйственной деятельности людей и форм собственности, впервые предложенная шотландским философом Адамом Фергюссоном в «Очерках истории гражданского общества» (1767 г.). Он разделил историю человечества на три периода: 1) дикость –охотничье хозяйство, отсутствие частной собственности;  2) варварство – скотоводческое хозяйство, появление  частной собственности; 3)цивилизация – земледельческое хозяйство, господство частной собственности. Эта схема была развита и конкретизирована американским этнографом Льюисом Морганом в работе «Древнее общество» (1877 г.)  и немецким историком  Фридрихом  Энгельсом в труде «Происхождение семьи частной собственности и государства» (1884 г.).
    Л. Морган в дикости и варварстве  выделил низшую, среднюю и высшую ступени. Критериями периодизации истории человечества Л. Морган считал изобретение инструментов и освоение методов и технологий, способствующих облегчению и увеличению добычи и производства средств пропитания и их хранения. Ф. Энгельс характеризовал дикость как период преимущественно присваивающего дары природы хозяйства, а варварство и цивилизацию как периоды производящего хозяйства. Причём в период варварства предмет труда  - преимущественно  продукт природы (земля, скот), а в период цивилизации – преимущественно результат предшествующего труда других производителей (сырьё, полуфабрикаты). И в работах современных авторов деление хозяйства общества на присваивающее и производящее остаётся одним из фундаментальных положений.
       Если безоговорочно согласиться с предложенными  А  Фергюссоном,          Л. Морганом и  Ф. Энгельсом критериями периодизации эпох (стадий) исторического развития человеческого общества и культуры, то получается, что к моменту перехода от высшей стадии варварства к цивилизации человеческое общество достигло совершенства и дальнейшее развитие не только не нужно, но и невозможно (сразу же возникает аналогия с «концом истории» Фукуямы). Такой вывод чрезвычайно выгоден для правящего при капитализме класса, но абсолютно не соответствует истинному положению дел. Очевидно абсурдно считать достигшем совершенства общество, в котором меньшинство его членов на якобы «законных» основаниях постоянно присваивает большую часть прибавочного продукта, производимого остальными членами этого общества, то есть фактически грабит их. И этот, научно доказанный более 150 лет назад Карлом Марксом, псевдозаконный грабёж не позволяет считать общества капиталистических государств совершенными, а критерии периодизации исторического развития человечества исчерпывающими. По крайней мере, в достигшем определённой степени (ступени) цивилизации обществе не должно быть эксплуатации человека человеком с целью присвоения произведённого им прибавочного продукта, а, следовательно, и частной собственности на средства производства и землю, являющейся фундаментом и обоснованием этой эксплуатации (узаконенного грабежа).
        В связи с вышесказанным, предложенная Л. Морганом и                А. Фергюссоном периодизация истории человечества нуждается в дополнениях. В частности, период цивилизации тоже следует разделить на низшую, среднюю и высшую стадии (ступени). А перечень критериев периодизации истории человечества необходимо расширить. Один из важнейших критериев (признаков) пребывания человеческого общества в эпохе (на стадии) варварства – зарождение и степень эксплуатации человеком других людей ради получения  (присвоения) большей части производимого ими прибавочного продукта (прибыли), то есть наличие института частной собственности на средства производства и землю в том числе, что отмечено ещё А. Фергюссоном (см. выше – А.М).
       В обыденной жизни люди по большей части, не задумываясь,  отождествляют личную собственность с частной. Но с политэкономической точки зрения личная и частная собственность – абсолютно разные вещи.   Собственность становится частной только при наличии двух условий: первое и главное – производительность труда должна достигнуть уровня, при котором человек производит продукт сверх минимально необходимого для его собственной жизнедеятельности; второе - собственность должна использоваться в качестве  средства производства  в соединении со сторонним носителем рабочей силы (рабом, крепостным или наёмным рабочим) с целью  получения и присвоения прибавочного продукта. Во всех остальных случаях, в том числе и при использовании в качестве средства производства самим собственником, это – личная, а не частная собственность.  Отсюда с очевидностью следует, что частная собственность гораздо «моложе», если можно так выразиться, личной собственности. И если личная собственность будет существовать до тех пор, пока существует человечество, то частная собственность преходяща. Она, а вместе с ней и эксплуатация человеком других людей, с неизбежностью должны кануть в историю, потому что одиночкам не под силу создать современные средства производства. Они создаются совместным трудом миллионов, трудом всех  граждан государства (общества), и поэтому ПО СВОЕЙ СУТИ и ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ являются общей собственностью всех граждан государства (общества) –ОБЩЕНАРОДНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, плоды (результаты) от использования которой, опять-таки по справедливости, должны распределяться между всеми гражданами государства (общества) пропорционально величине их трудового вклада. Отношения сотрудничества и взаимопомощи, базирующиеся именно на общенародной собственности на средства производства и землю в том числе, тоже неизбежно придут на смену потенциально и реально, очень мягко говоря, конфликтным  отношениям между эксплуататорами и эксплуатируемыми.
   Любого рода прогресс в истории человечества обусловлен физическим, умственным (интеллектуальным) и нравственным прогрессом в развитии самих людей. Представляется бесспорным соответствие (взаимосвязь) этапов эволюции человека (человек прямоходящий, человек умелый, человек разумный, человек моральный, то есть нравственный) периодам его истории. Так, например, человек прямоходящий  находился на низшей ступени дикости. Человек умелый – на средней ступени дикости. Человек разумный прошёл стадии от высшей ступени дикости до высшей ступени варварства. Развитие на всех стадиях цивилизации (низшей, средней и высшей) может быть осуществлено и осуществляется только высокоморальными, высоконравственным людьми, ибо только разумные и высоконравственные люди способны одолеть естественный  свойственный им  как любым живым существам эгоизм.
     Необходимым дополнительным критерием низшей ступени развития цивилизации является разработка теорий утопического социализма Томмазом Кампанеллой («Город солнца» (1637 г.), Сен Симоном и Шарлем Фурье и теории реального социализма Карлом Марксом. Средней ступени – образование Союза советских социалистических республик (СССР) в результате социалистической революции 1917 года в Российской империи и блока социалистических государств  после Второй мировой войны 1939 -1945 гг. Распад Советского Союза и реставрация капитализма в результате буржуазно-криминальной контрреволюции в нём и в странах Восточной Европы – зигзаг исторического развития, кратковременная по историческим меркам победа эгоистичных хапков и цапков  ( наследников варваров) над действительно цивилизованными людьми.   С неизбежной победой социализма во всех странах  начнётся высшая ступень человеческой цивилизации  на планете Земля.
  10. 01. 2019 г.   Александр Мальчуков.


Рецензии
Вообще-то этапы делились, прежде всего, по формам самоорганизации обществ, в которых эгоизм личности всегда противостоял коллективному эгоизму. Мы видели и видим, как племена объединяются в этносы, а этносы объединяются в наднациональные государства, федерации, конфедерации. Пример тому - Евросоюз, РФ. Но видим и подчинение этносов воле отдельных лиц в монархиях. Видим и своего рода автономии родовых общин, как в Афганистане.

Видим также, что если определённой форме способствуют благоприятные условия, то она процветает. Пример тому - некогда сравнительно небогатое, а сегодня процветающее монархическое государство Катара. Или ОАЭ, где Президента, кстати, избирают!

Поэтому трудно сказать, что будет лучше - множество демократий с развитым рынком, или социализм, или глобальная система управления с мировым правительством. Или всеобщая монархия. Или всеобщий кибуцизм.

Владимир Щеблыкин   20.10.2022 16:43     Заявить о нарушении
Владимир,"трудно сказать, что будет лучше" для тех, кто не вникает в суть жизни человеческих сообществ. Для остальных людей социальные и нравственные преимущества жизни при социализме очевидны.

Александр Мальчуков 2   20.10.2022 17:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.