Крылатая смерть над Сталинградом. Часть 8

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/01/04/818

     Да, на первый взгляд, вышеприведённые цифры, несомненно, впечатляют. Однако это, к сожалению, мало соответствует реальным потерям врага. Вот какие безвозвратные потери понесли Люфтваффе, по данным документов:

     Истребительные эскадры потеряли два истребителя. Эскадра JG.3 «Udet» потеряла Bf 109F-4trop Werk-Nr. 8801, который был сбит зенитным огнем южнее Тундутово (юго-западнее Сталинграда). Немецкий пилот не пострадал. JG.53 «Pik As» тоже потеряла один истребитель Bf 109G-2 Werk-Nr. 13494 «Gelbe 8», у которого при возвращении с задания отказал мотор. Пилот фельдфебель Фриц Гаммель спасся на парашюте в районе Средне-Погромная (северо-восточнее Сталинграда) и был взят в плен.
    
     Трех самолётов лишилась штурмовая эскадра Schl.G.1, причем все они были сбиты огнем с земли. Один Bf 109E-7 Werk-Nr. 6409 (6445) был сбит юго-западнее Сталинграда, пилот обер-фельдфебель Пауль Низерю погиб. Второй – Bf 109E-7 Werk-Nr. 1589 был сбит также юго-западнее Сталинграда, однако пилоту удалось спастись. Третий – Bf 109E-7 Werk-Nr. 1185 был сбит северо-западнее Сталинграда, командир отряда лейтенант Гейнц барон фон Штелльбергер (Ганс Штольнбергер) сначала был объявлен пропавшим без вести, однако позже он вернулся.

     Потери эскадры тяжелых истребителей-штурмовиков ZG.1 «Wespe» составили один Bf 110E Werk-Nr. 3475, который из-за отказа двигателя разбился западнее Калача. Экипаж «Церштёрера» не пострадал.

     Эскадра пикировщиков StG.2 «Immelmann» потеряла один Ju 87D-1 Werk-Nr. 2332 (S2+DB), сбитый в воздушном бою в районе Калача. Пилот фельдфебель Роберт Деккер не пострадал и смог вернуться в свою часть, а бортрадист обер-ефрейтор Йозеф Поль погиб.

     А бомбардировочная эскадра KG.55 «Greif» лишилась одного He 111H-6 Werk-Nr. 7401 (G1+DT). Как уже говорилось выше, его сбил лейтенант А. Ф. Ковачевич в паре с другим лётчиком. Пропали без вести командир отряда капитан Клаус-Ульрих Эйсман, пилот фельдфебель Гюнтер Гоер, наблюдатель унтер-офицер Гюнтер Рейман и бортмеханик обер-ефрейтор Йоганн Армини. Лишь бортрадисту унтер-офицеру Биреру удалось спастись на парашюте и на второй день пробиться к своим войскам.

     Итого, за весь день боев в районе Сталинграда немецкая авиация потеряла безвозвратно не 120 самолётов, как утверждают все средства нашей печати, а всего лишь восемь самолётов (пять Bf 109, один Bf 110, один Ju 87 и один He 111). Как видим, четыре самолёта (в том числе три штурмовика Bf 109) были уничтожены зенитным огнем и обстрелом с земли других средств ПВО, два (Bf 109 и Bf 110) были потеряны из-за отказа моторов и только два бомбардировщика (Ju 87 и He 111) были сбиты советскими истребителями. Ещё восемь самолетов получили различные повреждения, в том числе семь по техническим причинам и один – в результате обстрела с земли. Что ни говорите, а цифры удручающие! Особенно разочаровывают совершенно мизерные реальные успехи «Сталинских соколов», хотя, примеров их успешных действий было перечислено в предыдущей главе более чем предостаточно.   

     А вот потери советской авиации были очень чувствительные. Между прочим, немецкие лётчики-истребители заявили, что сбили 23 августа в районе Сталинграда 55 русских самолётов. Не будем, однако, верить на слово «Геринговским стервятникам», обратимся лучше к советским документам, в которых сообщается о наших потерях в тот день. 

     Так, только 4-й истребительный авиационный полк потерял двух своих лётчиков: погиб заместитель командира эскадрильи лейтенант Иван Акимович (Максимович) Марьин, не вернулся с боевого задания пилот младший лейтенант Степан Фёдорович Рыло.

     Четырех лётчиков потерял 12-й истребительный авиационный полк. Погибли в воздушных боях командир эскадрильи капитан Григорий Дмитриевич Юдин и командир звена младший лейтенант Алексей Павлович Богачёв. Не вернулись с боевого задания заместитель командира эскадрильи старшина Григорий Яковлевич Бондарев и сержант Виктор Алексеевич Обрезков.

     Погиб на Центральном аэродроме Сталинграда пилот 27-го истребительного авиационного полка старшина Григорий Владимирович Сидяк.

     Сержант Виктор Алексеевич Гавриков из 273-го истребительного авиационного полка при выполнении разведывательного полёта был сбит истребителями противника и погиб в районе разъезда Конный (Конная) северо-западнее Сталинграда.

     Не вернулся с боевого задания лётчик 296-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Сергей Иванович Фургалев.

     Командир 297-го истребительного авиационного полка майор Евгений Александрович Ларионов погиб в воздушном бою над Сталинградом. Отважный летчик, он сражался ещё в Испании, за что был награжден двумя орденами Красного Знамени.

     Также не вернулись с боевого задания пилоты 515-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Иван Иванович Тонинский и сержант Виктор Петрович Мариччели.

     Двух лётчиков потерял 629-й истребительный авиационный полк ПВО: в районе Бекетовки в воздушном бою погиб старшина Николай Степанович Завалишин, а на аэродроме возле СТЗ во время налёта вражеской авиации был убит сержант Михаил Фёдорович Донских.

     651-й истребительный авиационный полк ПВО потерял одного пилота «Харрикейна» старшего сержанта Ивана Харитоновича Нагорного.

     Тяжелую утрату понес 788-й истребительный авиационный полк ПВО: в воздушном бою в районе Варваровки погиб командир полка майор Иосиф Егорович Капустин – ветеран войны в Испании, кавалер орденов Ленина и Красного Знамени.   

     Итого безвозвратно потеряно – 14 лётчиков, а также 41 самолет-истребитель. 

     Понесли потери также части бомбардировщиков и штурмовиков.

     Вечером при штурмовке войск противника в районе Ерзовка – Рынок зенитным огнем был подбит Ил-2 заместителя командира эскадрильи 766-го штурмового авиационного полка младшего лейтенанта Фёдора Фёдосеевича Шевченко, который, по мнению некоторых историков, совершил «огненный таран», направив свой самолет на скопление вражеских грузовиков.

     Из состава 140-го бомбардировочного авиационного полка не вернулись с вечернего боевого задания на разведку в район Ерзовка-Орловка заместитель командира эскадрильи лейтенант Алексей Павлович Сулаев и стрелок-бомбардир старший сержант Иван Николаевич Костенко.

     Части ГВФ (Гражданского воздушного флота) тоже имели потери, но сведения об этом недостаточны. Лишь об одном случае есть кое-какая информация – лётчица Александра Селиванова, пилотируя самолет связи У-2 (или Р-5) была сбита немецким Ме-109, упала на остров Денежный напротив Сталинграда и сгорела вместе со своим самолётом. 

     Да, надо признать, потери советской авиацией 23 августа были ужасающе велики — всего было безвозвратно потеряно 68 самолётов и, не менее 6 самолётов, были серьёзно повреждёны, кроме того, множество самолётов получили повреждения средней и легкой тяжести.

     Наибольшие потери понесли истребительные части и соединения. Так, 102-я истребительная авиационная дивизия ПВО потеряла 12 самолетов, 220-я дивизия – 4 самолета Як-1, 235-я дивизия – 1 самолет, 268-я дивизия – 8 самолетов, 287-я дивизия – 7 самолетов Ла-5, 288-я дивизия – 9 самолетов.

     Было потеряно 3 штурмовика Ил-2, в том числе 206-я штурмовая авиационная дивизия потеряла 1 самолет, 228-я дивизия – 2 самолета.

     270-я бомбардировочная авиационная дивизия потеряла 4 самолета Пе-2, 272-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия потеряла 19 самолетов У-2, 282-й смешанный авиационный полк потерял 1 самолет И-16.

     Наибольшие потери понёс 596-й ночной бомбардировочный авиационный полк из состава 272-й дивизии, из-за того, что большинство самолётов полка остались на аэродроме Рынок, захваченном противником.

     Ну что ж, пожалуй, хватит рассказывать о событиях злополучного дня 23 августа 1942 года. Пора делать надлежащие выводы, хотя они будут явно не в нашу пользу.

     Прежде всего, подчеркнем, что поскольку авиационным налетам до «Чёрного воскресенья 23 августа» Сталинград, как мы выяснили, подвергался давно, у советского командования было достаточно времени для организации эффективной противовоздушной обороны Сталинграда. Помня печальную судьбу Сарепты и других важных объектов, командование ПВО было просто обязано приложить все силы для этого.

     Однако наше командование не смогло укомплектовать достаточным количеством современных и однотипных самолетов хотя бы одну 102-ю истребительную авиационную дивизию ПВО, на которую было возложено непосредственное прикрытие Сталинграда с воздуха. Напомним, что дивизия располагала всего 60 истребителями разных типов – И-16, И-153, МиГ-3, Як-1 и «Харрикейн», вследствие чего совершенно разные тактико-технические данные имеющихся самолетов создавали определенные проблемы при их использовании. Вот и получилось, что к моменту наиболее массированных налётов немецкой авиации на Сталинград 102-я дивизия была ещё довольно слабым в боевом отношении авиационным соединением.
   
     В то же время, авиация 8-й Воздушной армии, имевшая основную задачу остановить продвижение противника на подступах к Сталинграду и располагавшая довольно значительным количеством истребителей, в том числе новых типов Як-1 и Ла-5, к прикрытию города от вражеских налётов почти не привлекалась.

     Общий итог действий советских истребителей и зенитчиков по защите города Сталинграда 23 августа 1942 года был, к сожалению, неутешительным. Понесённые нами огромные потери не идут ни в какое сравнение с совершенно незначительным количеством потерь самолётов противника. И самое главное – надежно прикрыть Сталинград и отразить налёты вражеской авиации, приведшие к огромным разрушениям и жертвам, так и не удалось... 


Рецензии
Прочитал все части и все рецензии. Мне, как коренному сталинградцу это особенно близко. Моя мать Е.Жоголева и брат Вадим ( ему в этом году исполнится 90) пережили эти бомбёжки в центре города. Я изложил эти события в рассказе " В Заволжье". Насколько удачно судить читателям.
Судить о правильности действий руководства армии и обсуждать выводы этой статьи не берусь. Мне достаточно подробных описаний воздушных боёв. Тем более, что это только часть Сталинградской битвы. Присоединяюсь к мнениям других рецензентов. Ставлю оценку понравилось. Алексей

Алексей Борзенко   02.03.2021 21:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей! Рад, что Вам понравились мои исследования.
С уважением,

Олег Каминский   03.03.2021 10:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.