У каждого был свой СССР

Сейчас, когда больше 60% граждан нашей страны с ностальгией вспоминают об СССР, каждый пишет о том, что ему больше всего запомнилось из прошлого.  Но обычно о чем-то одном или нескольких наиболее запомнившихся событиях.

Есть древняя индийская притча о слепых, пытавшихся узнать, что такое слон. Каждый из них ощупал какую-то одну часть и, на основании этих впечатлений, составил своё представление о слоне.

Те, кто делится воспоминаниями об СССР, часто напоминают этих слепых: для одних СССР – это талоны и давка в очередях за водкой, где они, видимо, и проводили всё свободное от работы время. Для других – беготня за фарцовщиками в поисках кроссовок и джинсов. Кто-то вспоминает СССР как бесконечную халяву с дешёвой колбасой, той самой, которой им не хватало. Есть те, кто не может забыть, что ему не дали «прямо щас» машину-квартиру-дачу – то ли дело нынче, когда для того, что бы всё это приобрести, нет никакой необходимости ехать на БАМ, в Норильск или в Оймякон, не надо производительно трудиться.

У каждого свой СССР. Мой СССР – это мой дом. Дома бывает хорошо и плохо, грустно или весело, но там безопасно и уютно, туда всегда хочется вернуться. И тот деревянный дом в поселке на севере Хабаровского края с удобствами в огороде, когда зимой, чтобы попасть туда, требовалось надевать валенки и фуфайку, как все называли ватник. И полученную через несколько лет работы в больнице первую квартиру, где своими руками был сделан ремонт и кое-какая мебель.

В моём СССР дети в каникулы с утра до вечера бегали по дворам и паркам, на речку и пруд, и при этом не требовалось обязательного присутствия рядом взрослых. Потому что любой взрослый был рядом и в школе учили «Нужна помощь – обратись к взрослому», а не тому, чему учат сейчас: «Не подходи к незнакомым! Не бери угощение у чужих! Видишь рядом с площадкой подозрительных дядей-тётей – сообщи родителям!». Детям дозволялось многое, но невозможно было представить, что старшим можно хамить, оскорбить старика или женщину, курить или пить пиво, материться при девочках, а уж тем более в присутствии любого взрослого человека.

В моём СССР детей «передавали» с любым случайным попутчиком: «Присмотрите, пожалуйста, за ребёнком, его в аэропорту бабушка встретит.» Можно ли себе представить что-то подобное сейчас? Можно – облившись холодным потом. А тогда мы, школьники, исходили пешком пол страны (получив к 8-му классу значок «Турист СССР»), в сопровождении одного учителя и единственное, чего можно было опасаться, это волков во время ночёвок в лесу. Капитан теплохода на Амгуни, проводник на железной дороге, начальник турбазы, директор музея-заповедника – никто ни разу не отказал нам в помощи, никто не потребовал денег за оказанную услугу. Но зато несколько моих друзей из школы, как победители краевых соревнований туристов, поехали в Москву познакомиться со столицей. Сейчас такое, чтобы с севера Хабаровского края ребята бесплатно повезли в Москву, даже представить невозможно.

В моём СССР бесплатное образование, когда учителя оставляли на второй год всех, кто этого заслужил, а не требовали с родителей денег, чтобы перевести в следующий класс. В нашем поселке отстающие приходили в дом к учителям, которые занимались с двоечниками, попутно готовя ужин для своих детей, и потом усаживали за один и своих, и чужих детей.

В моём СССР были «Зарница», печёная картошка, смотр строя и песни, «охота на лис» и прощальный костёр, сбор металлолома и макулатуры, тимуровцы и юннаты, октябрята и юные друзья пожарных. Пионеры-герои и молодогвардейцы, комиссары и коммунисты, имевшие только одну привилегию – первыми подниматься в атаку.

У нас были замечательные кинофильмы «Два капитана», «Чапаев», «Семеро смелых», «Они сражались за Родину», «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Место встречи изменить нельзя», «Семнадцать мгновений весны», «Война и мир», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «В бой идут одни старики» и «Торпедоносцы». Все читали книги писателей Горького, Толстого, Шолохова, Фадеева, Аркадия Гайдара, Пришвина, Шукшина. На слуху у всех были имена конструкторов - Циолковский, Королёв, Берг, Лавочкин, Туполев, Янгель, Савченко, Микоян, Климов, Миль, Курчатов, Тамм, Зельдович, Яковлев, Мясищев.  Были  поэты Державин и Пушкин,  писатели Достоевский, Гоголь, Ключевский, Тургенев, Радищев, Карамзин, Чехов, Бунин и Куприн. Знали и о русских изобретателей из далекого прошлого - Ползунов и Черепанов, Кулибин и Кибальчич, Яблочков, Менделеев и Попов.

В моём СССР были открыты все пути, и выбор зависел не от кошелька родителей, а от способностей. От дворника до академика, от разнорабочего до космонавта – всё было в твоих руках. Студентами мы ездили в строительные отряды, на путину в Охотск и Шикотан, чтобы заработать себе и облегчить ношу своих родителей на приобретение нужных для студенческой жизни вещей, а не очередной модели смартфона.

Кушка, Анадырь, Мангышлак, Печенга, Мирный, Находка, Усть-Кут – везде требовались рабочие руки, главным было не бояться оторваться от мамкиной юбки, начать настоящую взрослую свободную жизнь. «Свободную» потому, что именно в этом и состоит истинная человеческая свобода – в свободе выбора профессии полезной для общества, в свободе места жительства – не там, где есть работа, а там, где душа пожелает. В этом, а не в «свободном» выборе сорта пива или в «свободе» безнаказанно гадить, где придётся, делать «что хочу», наплевав на других.

В моём СССР мы гордились своей страной не из-за призовых мест на бесполом Евровидении, а за хоккейную «Красную машину»,  программу «Энергия-Буран» с многоразовым космическим кораблем,  орбитальную станцию «Мир», грузовые самолеты  «Руслан» и «Мрiю», атомные ледоколы «Ленин» и «Советский Союз», Саяно-Шушенскую ГЭС и Северо-Муйский тоннель и многое другое.

В моём СССР пацаны, затаив дыхание, слушали рассказы «афганцев», вдыхая запах сожжённой беспощадным солнцем солдатской хэбэшки, взвешивая в ладонях тёплый металл боевых орденов, и ясно понимали, что настоящая жизнь, о которой они читали в книгах и смотрели в кино,  не в прошлом, а совсем рядом.

В моём СССР были «Прекрасное Далёко»,  яблоневые сады на Марсе, наши следы на далёких планетах, демиурги и Кольцо обратного времени, были «Чебурашка» и «Ну, погоди!», «Операция Ы»,  «Ирония судьбы»…

Я родился в хорошее время, после войны. Узнал, что такое трудиться от зари до зари, как работали мои родители, а мы им помогали в силу своих возможностей. Познал, почем кусок хлеба и стакан парного молока, потому что пас корову, ездил на покос со взрослыми. Нас научили пилить, строгать, паять, читать чертежи, и еще делать многое другое, что пригодилось в самостоятельной жизни. У нас было настоящее детство, когда мы могли бегать и прыгать, а не держаться за руку бабушки или матери, выходя на улицу. Мы дружили в школе, и эта дружба, а также земляческие отношения сохранились на всю жизнь.

Я жил по принципу, который прозвучал в песне со словами: «Прежде думай о Родине, а потом о себе». И не жалею об этом. В моём СССР было бесплатная медицина, где врачи стремились вылечить больного, а не набить за его счет свои карманы. Каждый мог сделать карьеру не по блату, как сегодня, а благодаря старанию достойно трудиться, повышать свою квалификацию. Мои родители получали пенсию, которая позволяла им достойно жить, в не влачить жалкое существование, как нынешним бюджетным пенсионерам.

Так уж устроен человек, что кто-то помнит старые обиды, а кто-то только хорошее в своей жизни. Я отношу себя к последним, и смотрю на пережитые трудности по философски – она научили бороться, а не идти по ветру. Нынешнее молодое поколение в нашей стране ничего этого не переживает, сидят на шее родителей, не задумываясь о своем будущем. Многие живут в виртуальном мире, на жизнь смотрят через экран компьютера или смартфона.  Она им напоминает компьютерные игры, когда ты сможешь при проигрыше просто выключить его.  А в жизни совсем не так, приходится бороться за светлое будущее, и мой СССР давал такую возможность.


Рецензии
Очень красиво написали. Спасибо большое. Я тоже родом из СССР. Вижу в нем и хорошее и плохое, но это моя жизнь, моя история. Поэтому любить СССР нужно, каким бы он не был.

Залимхан Абдулаев   14.01.2019 21:06     Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.