Третий, или Проклятье Тамерлана

Персидского владыку Надир-шаха Кули Афшара называют третьим в истории объединителем Азии после Чингисхана и Тамерлана. В 1740 г. шах покорил Бухару, Самарканд и Хиву. Посетив мавзолей Гур-Эмир, он повелел снять с могилы Тамерлана зелёное нефритовое надгробие, чтобы положить его ступенью перед своим троном. В день, когда плита была вывезена из Гур-Эмира, весь Иран содрогнулся под ударами мощного землетрясения. Так впервые была осквернена могила великого завоевателя, и сбылось проклятье Тамерлана: с этого времени удача покинула Надир-шаха, а несчастья и поражения сгубили, в конце концов, не только самого осквернителя святыни, но и весь его род. Не помогло даже спешное возвращение надгробия на его законное место.

Надир родился в семье бедного афшара, выделывателя овечьих шкур. Афшары — тюрки, близкие по крови азербайджанцам. Они исповедовали ислам шиитского толка.

Когда юноше исполнилось восемнадцать лет, его и мать захватили во время набега и обратили в рабство хорезмские узбеки. Надиру удалось бежать и поступить на службу к правителю Абиверада (в Хорасане, провинции Персии). Там он проявил себя как военный и командир.

В 1725 г. Надир поступил на службу к Тахмасибу, сыну свергнутого персидского шаха Гусейна из династии Сефевидов. Именно Тахмасиб возглавлял борьбу персов против иноземных захватчиков. Персия находилась тогда в сложнейшем положении, стоял вопрос о самом существовании государства. С востока страну завоевывали афганцы, с запада — турки. Персия сжалась до малюсенькой территории на прикаспийских землях и почти погибла под ударами врагов.

Воевал Надир успешно, и вскоре шах передал под его начало всё персидское войско. В 1729 г. полководец разгромил объединенное афгано-турецкое воинство и восстановил могущество Персидской державы. Шах Тахмасиб II короновался в своей столице Исфахане.

В 1731 г. Надир отправился воевать с афганцами, а шах, который начал завидовать военной славе Надира, возглавил поход против Османской империи, захватившей в годы слабости Персии почти весь Кавказ. Слабый военачальник, Тахмасиб II почти сразу потерпел жестокое поражение и чуть не попал в плен. Он вынужден был подписать с Османами позорный мир, по которому к Турции отошли все персидские земли к северу от реки Аракс.

Надир был взбешён бездарностью своего властелина! В августе 1732 г. он вернулся в Исфахан во главе верного войска. Перепуганный Тахмасиб II укрылся за городскими стенами и отказался впускать в столицу собственных воинов. Он лишь согласился встретиться с командующим. Разговор их оказался скверным: Тахмасиб II требовал одного — роспуска армии. И тогда Надир тайно обратился ко всем персидским военачальникам с воззванием, в котором было сказано: «Бедствия, постигшие Персию, следует приписать неумению Тахмасиба управлять государством. Его робости и малодушию мы обязаны тем, что лишились богатых областей… Мы можем спасти отечество только удалением шаха от дел». В кратчайший срок все персидские военачальники согласились на переворот. Тахмасиб II был единственным, кто не знал о происходившем вокруг него.

26 августа 1732 г. шах в сопровождении министров выехал в армию Надира, чтобы провести смотр. Там его окружили, объявили о низложении и арестовали. Новым шахом провозгласили восьмимесячного младенца Аббаса III, править же Персией стал хан Надир. Впрочем, полководец уже подумывал о том, чтобы самому взойти на персидский престол.

Последующие пять лет правитель вёл ожесточенные и успешные войны с врагами Персии: в 1733—1735 гг. были разгромлены турки, завоевана Грузия, началась война с лезгинами... Однако к 1736 г. полностью истощилась государственная казна. Тогда-то и зародилась у Надира мысль покорить и ограбить самую богатую в Азии страну — государство Великих Моголов, а её сокровища пустить на завоевание континента — от Османской империи до Китая включительно.

Прежде чем отправиться в столь далёкий поход, следовало решить вопрос с Сефевидами. В январе 1736 г. в Могунской степи Южного Азербайджана Надир созвал великий курултай персидской знати. Было решено окончательно низложить выродившуюся династию. Новым шахом курултай избрал Надира. Коронация его состоялась 8 марта 1736 г.

Тахмасиба и Аббаса выслали в Сабзавар, город в Хорасане, где позже они были тайно убиты.

Укрепившись на престоле, Надир-шах приступил к осуществлению своего вселенского замысла. Первым делом он завоевал Афганистан, после чего в сентябре 1738 г. вторгся во владения Великого Могола — Мухаммед-шаха. Уже в марте следующего года индийская держава пала к ногам великого завоевателя. Побежденные вынуждены были «…уплатить огромную контрибуцию в размере 6 млн рупий деньгами и 500 млн рупий драгоценными камнями. Военная добыча оценивалась в 700 млн рупий. В контрибуцию вошли известный на весь мир бриллиант “Кох-и-Нур” (“Гора света”) и усыпанный драгоценными камнями Павлиний трон. Надир-шах овладел ещё и великолепным бриллиантом под названием “Дарья-и-нур” (“Море света”), а также алмазом “Шах”». Чтобы вывезти награбленное в Персию потребовалось более 13 тыс. огромных сундуков.

Домой победители вернулись только в июне 1740 г., и уже через два месяца начался поход на Бухару и Хорезм. В этом-то походе и произошло роковое разорение гробницы Тамерлана. Все современные завоевателю историки говорят о резкой перемене характера Надир-шаха со времени его возвращения из Хорезма — он стал садистски жесток, а двор его погрузился в мир бесконечных интриг и заговоров.

Весной 1741 г. Надир-шах задумал расправиться с лезгинами. Дело в том, что, отправляясь в далекий индийский поход, шах оставил правителем Азербайджана своего любимого брата Ибрагим-хана. В отсутствие персидского войска восстали джарские лезгины. Ибрагим-хан попытался их усмирить. Поначалу акция проходила успешно, но однажды лезгины устроили персам засаду. В перестрелке был смертельно ранен Ибрагим-хан. Кровь шахского брата требовала возмездия убийцам.

Когда персидское войско проходило через Мазандеранские8 леса, близ крепости Аулад на Надир-шаха было совершено покушение: в него выстрелили из-за дерева, но лишь ранили в руку навылет. Ехавший рядом наследник престола Риза Кули-мирза со свитой и конвоем бросился по направлению выстрела, но поймать преступника не удалось.
______________________________
* Мазандеран — иранская провинция на южном побережье Каспийского моря.

Недруги властителя тут же нашептали ему, будто заговор был организован самим Риза Кули-мирзой. Отправляясь в Индию, Надир-шах оставил молодого человека своим наместником в Персии. Риза, опасаясь в отсутствие отца восстания Сефевидов, приказал убить Тахмасиба II и Аббаса. По возвращении Надир-шах был возмущен ничем не обоснованным злодейством и устранил сына от государственных дел. Заодно шаху донесли, будто во время индийского похода Риза Кули-мирза несколько раз объявлял о гибели отца и пытался провозгласить себя шахом. Таким образом, Надир-шаха уверили, что именно старший сын подстрекнул некоего Никкедема, невольника из Таемии, убить грозного папашу.

Поход против лезгин завершился позором. В самом начале вторжения противнику удалось захватить обоз персов. В ожесточенных стычках с горцами и от голода Надир-шах потерял две трети своих солдат и почти всех лошадей, после чего был вынужден ретироваться в Персию.

Едва прибыв в Исфахан, шах, не разобравшись, кто прав, кто виноват, повелел в наказание за покушение выколоть Риза Кули-мирзе глаза. Менее чем через месяц выяснилось, что несчастный оклеветан. Вот тогда и началось нормальное следствие, которое закончилось казнью пятидесяти вельмож-заговорщиков. Вернуть этим глаза принцу было невозможно.

С тех пор Надир-шах терпел поражение за поражением и проявлял все большую и большую жестокость. Отныне в каждом походе всем захваченным в плен мужчинам отрезали головы и складывали из них высоченные пирамиды. Так же поступали и с персами: казна вновь истощилась (индийские сокровища шах припрятал в тайники), а жители пытались не платить налоги — вот и вырастали пирамиды из отрубленных в острастку голов на улицах персидских городов и деревень.

В 1746 г. вспыхнуло восстание в Систане (область между Ираном и Афганистаном), обложенном непосильными налогами. Подавлять его Надир-шах послал своего племянника, сына покойного Ибрагим-хана — Али Кули-хана, который неожиданно перешёл на сторону мятежников. По другой версии, Али Кули-хан находился в ссылке за воинские проступки и добровольно перешёл на сторону врагов дяди.

Последовавшие затем события ярко описал христианский миссионер в Иране викарий Себастьян из Джульфы.

«Злодей прошедшей зимой прибыл в столицу и занимался только тем, что калечил, душил и сжигал людей заживо. И всё это с целью добыть деньги и показать себя грозным государем, наводящим ужас на весь мир… Затем он проследовал в Мешхед, столицу Хорасана, где возвёл семь очень высоких башен из человеческих голов, сжёг заживо двух сыновей своего племянника Али Кули-хана и ослепил его мать и жену. Затем по пути из Мешхеда ему пришло в голову предать мечу всю свою личную гвардию, состоявшую из 4 тыс. человек. Но они узнали о намерении монарха, и десяток самых храбрых явились ночью в шахский шатер и разрубили тирана на куски и послали их во все концы страны. Голова же была отделена от тела и водружена на острие копья...»

Автор был недостаточно информирован. Надир-шаха убили в ночь на 20 июня 1747 г. в Фатхабаде близ города Хабушана (Хорасан). Убийцами стали трое близких шаху вельмож — Мамад-Кули-хан, Афшар-бек и Сафах. Они прокрались в темноте в опочивальню жертвы. Уловив непонятный шум, Надир-шах проснулся. Произошла короткая потасовка, в ходе которой властителя закололи кинжалом. Говорят, что организовал покушение Али Кули-хан, который затем провозгласил себя новым шахом под именем Адиль-шах.

Первым делом Адиль-шах повелел казнить пятерых сыновей Надир-шаха и его пятнадцать внуков. Спастись смог лишь старший внук — Шахрух. Через год убили Адиль-шаха, потом в течение трёх лет в Персии произошло ещё несколько дворцовых переворотов. Завершилась эта междоусобная бойня развалом страны на множество мелких феодальных владений.
 
Тем временем Шахрух укрылся в персидском племени каджаров в Мазандеране. Глава племени Мухаммед Гасан-хан помог молодому человеку завоевать Хорасан. Продержался Шахрух там менее года — его сверг некий Сулейман Сани, который приказал выколоть пленному внуку Надир-шаха глаза. Правда, почти сразу после ослепления каджары пришли на помощь и отвоевали Шахруху престол.

После смерти Мухаммеда Гасан-хана сын его Ага Мухаммед Каджар решил не церемониться со слепцом. В 1796 г. он двинулся войной на Хорасан. Шахрух не сопротивлялся и сдался на милость победителя. Но победитель оказался не милостивым. Ага Мухаммед-шах приказал заточить Шахруха в темницу и пытать, пока пленник не выдаст все тайники, где хранились похищенные его дедом сокровища Великого Могола. Лишь после того, как ему на голову стали лить расплавленный свинец, Шахрух выдал тайники. Его оставили в покое, но через несколько дней несчастный умер — не выдержало сердце. Ныне ученые спорят: все ли тайники деда открыл палачам несчастный, или где-то в глубоких подземельях ещё хранится часть несметных богатств Древней Индии.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.