Дело случая. Глава первая

                Глава первая

 Случай идет навстречу тому,
 кто его ищет.
   
   
   В один из московских научно-исследовательских институтов (НИИ) Министерства общего машиностроения (МОП)в отдел сетевого планирования на должность руководителя группы, Алешина порекомендовал Иван Аристархович Кузовков. Иван бессменный староста вечерней группы общеэкономического факультета института МИНХ им. Плеханова.
   
   Иван Аристархович тридцатилетний мужчина могучего телосложения и кипучей жизненной энергии. Эдакий Добрыня Никитич. У него чрезвычайная потребность русского человека творить добро близким людям. Он старательно опекал, как отец родной однокашников не только находясь в стенах альма-матер, но и спустя много лет пока не пристроил на работу в приличную организацию всех, кто к нему обращался. Крепкие и многочисленные деловые связи в Москве оказывались во всех сферах жизнедеятельности Москвы. Зимой он, как заправский член ЦК КПСС появлялся в институте, без стыда и совести, в пыжиковой шапке сшитой по заказу в спецателье подмосковной Малаховки и в канадской дубленке, купленной в "Березке" на чеки Внешторгбанка. Розовая мечта московского студента - это шапка ушанка из крашенного под норку кролика!
   
   На станции "Водники" Савеловской железной дороги, где проживал Кузовков рядом с его загородным домом у причала красовался белоснежный катер на шесть персон. Для его друзей - студентов, имеющих из движимости неподъёмные дорожные велосипеды, собственный катер это фантастика! Артур Кларк! Однокашники, побывавшие в гостях у хлебосольного Ивана делали квадратные глаза и с придыханием вопрошали:

   - Разве это возможно??? Иван, голубь, научи!!!

  Иван опускал очи долу и скромно поучал начинающих трудовую жизнь студентов-вечерников:
   - В современной жизни нет ничего проще, чем стать богатым. Строго держитесь трех правил.
  Правило первое - бережливость всегда и во всем.
  Правило второе - особая бережливость к сбереженному.
  Правило третье - чрезвычайная бережливость к бережливо сбереженному,- отвечал, загадочно улыбаясь Иван Аристархович.

   - Бережливость, друзья мои, это те же деньги, которых у вас сегодня нет. Выжигайте из себя калёным железом барские замашки транжиры и мота,- учил старший товарищ.

   Правила, бесспорно, правильные заманчивые и всё-таки сомнительные и главное долгоиграющие, а молодому телу хочется всё и сразу!

   Аристархович ко времени окончания вечернего института долгое время работал на одном из Московских заводов министерства Общего машиностроения заместителем директора по снабжению и общим вопросам.  Матом не разговаривал, считая это моветоном в отличии от остальных простых советских студентов, которые искренне считали, что русская речь без мата превращается в отчетный доклад и, что мат часть великой русской культуры, в частности богатейшего фольклора, из которого родился великий и могучий язык Пушкина, на котором и общаемся по сею пору и каждый день утрачиваем, разбазариваем, засоряя его заокеанскими подрывными далеко не безобидными словечками. Сегодня - джаз, а завтра Родину продаст!
   
   Кузовков с Алешиным пять неповторимых и незабываемых лет учебы в институте были дружны и выпили не один десяток литров Жигулевского и чешского пива "Праздрой", крепленого вина "Агдам" и "Столичной" водки в парке Горького, ближайшем от института парке сомнительной культуры и отдыха. Во время учебы в институте Иван с завидной легкостью доставал любой дефицитный товар для подарков нужным преподавателям.
   
   Преподавателем бухгалтерского учета на третьем курсе был некто, назовем его Абашьян, пятидесятилетний прохиндей высшей пробы. Курс лекций бухучета читался полный учебный год. В конце первого семестра - зачет. По слухам, ходившим в "Плешке" было известно, что получить заветный зачет, не сделав ценного подарка этому кареокому пройдохе будет чрезвычайно трудно, а может быть и невозможно. Зная, студенты решили скинуться и подарить жлобу солидный кожаный портфель с тремя отделениями. Авось, сволочь подавится!
   
   Дарить пустой портфель в приличных домах не принято, а поэтому в каждое из трех отделений вместительного портфеля вложили по три бутылки армянского коньяка три звездочки. (Это был самый лучший, а потому и дефицитный коньяк в советское время. Кожаный портфель в магазине тоже днём с огнём не найдешь).
   
   Для Ивана Аристарховича, как настоящего коммуниста не было таких крепостей, которые коммунист не смог бы взять. Через завмаг, через товаровед, через торговую базу, через Минторг СССР Иван провел блестящую многоходовую операцию "Портфель из кожи - паскудной роже!", и вся студенческая группа благополучно без потерь сдала зачет по бухучету. Дебет с кредитом сошёлся. Полный ажур! Кожаным портфелем из Югославии сволочь не подавилась, коньяком не поперхнулась. Обошлось на сей раз! Живуч оказался, гадёныш!
   
   Впереди у студентов маячил неотвратимый весенний экзамен по бухучету. Опытный и ненасытный Абашьян живо сообразил, что с вечерников можно сорвать солидный куш во время летнего испытания. И, что удивительно, сам предложил старосте конкретный заказ - фирменный фарфоровый столовый сервиз на двенадцать персон. Вещь дорогая и практически недоступная для простых смертных советских граждан поры той давней. Студенты - вечерники, хоть и зарабатывали N-ную сумму, но и для них скинуться на такой сервиз было делом далеко не простым. Саша Понамарев и его молодая красавица жена Нина наотрез отказались платить мзду, прикинув свои семейные мизерные возможности.
   
   Абашьян обнаглев окончательно и бесповоротно, потеряв остатки совести, напросился сопровождать Ивана на торговую базу, где можно было по большому блату сделать выбор сервиза. У бессовестного гадёныша завидущие карие глазенки разбежались, когда он увидел изобилие столовой посуды на полках спецбазы. Столовый сервиз за деньги, которые собрали студенты, показался мерзавцу слишком простоватым и он ткнул кривым пальцем в один из дорогих югославских сервизов, категорически заявив обескураженному старосте, что сервиз должен быть только этот и баста! Иван чуть не грохнулся на полированный пол склада от неслыханной наглости мироеда!
   
   Хорошо, что у Кузовкова случились от природы крепкие нервы и дело случая оказалась в бумажнике, заработанная непосильным трудом пачка советских рублей, и он сумел выкупить сервиз изготовленный в братской Югославии. А студенческой группе пришлось, скрипя молодыми ещё не тронутыми кариесом зубами, проклиная на трехэтажной латыни мздоимца, выложить еще половину суммы дополнительно. Экзамен по бухучету сдали все, кроме четы Понамаревых. Абашьян молодую пару без шума и пыли безжалостно "завалил" на экзамене по бухучету. Дебет с кредитом якобы не сошелся!
   
   Спустя несколько лет после окончания института Алешин услышал приятную весть, что зарвавшегося прохиндея при славном Генсеке Андропове уволили из института и дали срок за вымогательство у бедных студентов с дневного отделения. Сколько веревочке не виться, а конец будет...
   
   На последнем курсе в Плешке практиковался безотказный тактический прием сдачи некоторых экзаменов, принятый, как эстафета от старших товарищей по курсу. Иван-организатор и вдохновитель всех студенческих побед местного значения заранее торжественно предупреждал преподавателя, что тот приглашен после экзамена на скромный студенческий ужин в ресторан "Эльбрус", что недалеко от "Плешки" и этого было достаточно, чтобы с морально нестойким преподавателем было установлено деловое сотрудничество во время сдачи очередного замысловатого предмета.
   
   Преподаватели в преддверье пьянки на халяву становились расслабленными и гутаперчивыми и быстро, быстро не вдаваясь в мелкие подробности сути экзамена пропускали через экзаменационное горнило, скромно потупившихся студентов и студенток и, оценивая качество знания в зависимости от уже красовавшихся оценок в зачетке, не мудрствуя лукаво: отличникам - отл., хорошистам - хор., а прочему студенческому братству - государственную оценку-удовлетворительно.
   
   Типичный случай произошел с молодой преподавательницей Диалектического материализма (Диамата) и Исторического материализма (Истмата). Когда Иван пригласил в ресторан накануне экзамена, Мадам скромно предупредила, что придет со своей подругой, которая будет помогать принимать экзамен, так сказать, исключительно для ускорения экзаменационного процесса, что в общих интересах.
   - Да, ради Бога! Анна Павловна, берите с собой, хоть две подруги, и в придачу "Исторический материализм" наш самый любимый предмет после "Бухучета", - был великодушный и льстивый ответ старосты.
   
   На банкете подружки - марксистки накинулись, словно голые на секс на "Столичную" водку, разносолы и салаты на столе, и через час от переполнивших чувств стали целоваться во время танцев со всеми подряд студентами. Сгубило подружек то, что после водки они принялись дегустировать крепленые вина, которые заказали для студенток.

     Забыли, а может быть и не ведали основного закона принятия на грудь спиртного, который гласит, что начинать употребление следует исключительно по восходящему градусу спиртных напитков. Вначале это может быть сухое вино, потом вино десертное, следом вино крепленое, а уже потом следует пить водку или коньяк и ни в коем случае не проделывать таинство пития в обратном порядке. Для организма даже молодого, тем более советского морального облика это катастрофа! Падение Берлина!
   
   В итоге Ивану пришлось искать такси, чтобы развезти по домам, морально не стойких преподавателей исторического и диалектического материализма, не владеющих одним из основных правил бытия, которое, как известно, определяет сознание.
   
   Во время экзамена в большой аудитории, Алешин мирно списывал материал с увесистого учебника по историческому материализму и неожиданно увесистый фолиант соскользнул с колен, потерявшего бдительность студента и плашмя грохнулся на пол в полнейшей тишине.

    Предательский удар прозвучал, как выстрел крейсера Аврора во время Октябрьского переворота. Испуганная преподавательница вздрогнула, но мужественно выдержала удар судьбы и не подняла хорошенькую головку от стола, где она увлеченно разгадывала кроссворд в "Огоньке", чтобы взглянуть на растяпу, который помешал ей сосредоточиться и вспомнить какое получится новое слово, если в слове "Хлеб" сделать четыре ошибки. (Для не знающих - "Пиво")
   
   Когда Алешин позвонил Кузовкову и попросил помощи в трудоустройстве, тот, не раздумывая предложил место начальника отдела сбыта на том закрытом предприятии, где он работал заместителем директора. Свой проверенный человек никогда не помешает, а станет надежным членом команды.
   
   Работа могла стать по плечу Алешину. Перспективная, но не творческая. А главное, что дома отношения с женой становились все более напряженные и Алешин, подумав некоторое время, отказался и спросил друга, нет ли у него на примете работы, связанной с командировками и, чтобы по экономической части. Алешин решил, что его длительное отсутствие в Москве сможет помочь восстановить добрые семейные отношения, дающие расширяющуюся с каждым днём трещину.
   
   Через пару дней Великий и Ужасный Иван позвонил Алешину и предложил работу в одном из НИИ министерства общего машиностроения на должность руководителя группы сетевого планирования. Это был предел тогдашних мечтаний Алешина или то, что доктор прописал. Приличный должностной оклад и премии, командировочные и главное заниматься разработкой и внедрением в целой отрасли сетевого планирования, с которым Алешин был уже достаточно знаком. И наконец долгие расставания позволят наладить нормальные отношения с женой без постоянных ссор и скандалов по любому поводу и без повода и упреков, в чем был и не был виноват Алешин.


Продолжение следует.


Рецензии