быт в фолклоре и творчестве

фолклор и творчество (#2).  быт(ь).



--

**

быт (а если грубо округлить - самое жиснь) - неразрывно-таки
нечленнённо - связаны с ..творчеством; будь то устный фолклор
или художественная вязь поэта. эстетика есть в обоих формах,
суть одна - творчество - внутри самоей жисни - конечно - и,
само собою. вопрос оформительства, формализации, официализации
легализации, узаконивания, канонизации - того или иного рода
творчества вообще или какого-либо одного из конкретных произв-й
- устного ли творческого либо письменного соотвв. акта - вопрос
по сути-то как бы следующий - второй, четвёртый, ..десятый. а
сам-то акт - процесс (со своею технологиею) - пускай и в случайном
несколько хаотическоем порядке - в случае с фолклором - синкретизмом.
ведь там нету как бы никакой науки и грамоты - всё по наитию.
творчество профессиональное - всё же должно-таки основываться
на системном образовании - вузовском и/или самообразовании. тогда
и успехи творческые имеют не случайный характер (а ..спонтанный),
а более предугадываемый и более-менее постоянный регулярный результат,
эффект.

в случае `непрофессионального творчества` - творчество само по себе
вторично как бы - сначала быт - а творчество способ его скрасить. это
относится и к творцам(художникам)-самоучкам-любителям, которые пишут
- "в стол" правда лишь (..пока что) и собственно ко всему культурному
пласту устного творчества - массового - не поддающегося охвату без
серьёзных исследований - сбору статистич.информации посредством опросов,
интервьюирования,бесед и соотв. анализа полученных результатов статистики.
такой культурный пласт - любительскых жарнов устной словесности (и не только)
- песен,побасенок,присказок,анекдотов и т.д.. - можно (условно) назвать
таким ёмким словом-определением-понятием, впервые введённым учёным ________
= `фолклор`.

так вот в фолклоре - всё носит случайный характер плюс авторство - размыто,
вспышками то там то сям рождаются вновь и вновь некыя даже порою околошедевры
жанра - остроумные весьма (как отдельные элементы так и, как порою весьма
увесистые вещи)  творения народа - анонимного искусства. чаще наверно всё ж
явл. некими фрагментами - потенциально полноценной какой-то професс.й работы.
при этом они могут казаться/быть вполне как бы самодостаточными - как будто
деталями - короткими произведеньицами - лубочного такого вида творчества соотв.
такое `карликовое` искусство тоже имеет-таки место да быть. поэтому и есть все
эти вещи вокруг нас соотв. порою они весьма наивны - но в этом также и их прелесть.

такая вот ..`анонимная фабрика` - лубочного творчества - случайно рождающегося
и, также случайно называющегося - авторстваприсваивания - .."общее",коллективное.
"коммунистская" форма собственности на такое произведение - нечастное а порождённое
самоею жиснью просто. `института авторства` нету тута как такового, не оформлен.
ведь сообщество не профессионалов - и делить на "твоё-моё" - нет такой практики -
..в то давнее время - ..в тех кругах простых людей,  которым невдомёк что можно
быть и, автором -легальным узаконенным легетимным - официально, со всеми вытекающими
благами. (для этого надо родиться не раньше века этак первого и иметь твёрдое решение
убеждение - установку - на профессиональное занятие тем видом творчества, которое по
душе; публиковать своё искусство, издавать свои стихи,песни - как профессионал
себя позиционировать уже. для этого и до этого нужно-таки конкретно созреть. поэтому
можно назвать это эволюционным путём - естественным отбором - процессом натуральным.

те кто не дошёл (пока) до этой стадии зрелости соотв. - просто ..любители - и будет
так пока не примут решение стать уникальным автором - с именем; пока не повезёт
издать свой дебют, и далее - что не просто тоже - сохранять поддерживать свой успех
подкреплять соотв. продолжениями своих историй, своего творчества.

по сути - как сам процесс - творчество - едино: как в фолклоре (как сфере анонимного),
так и в творчестве авторскоем; и там и там - фантазия, воображение, остроумие и пр.
размерность - вариативна. способ опубличивания и авторства - несколько формальная
сторона - оказывается тут уже весьма принципиальноей, определяющей практически на деле
судьбу нынешнюю и будущую - автора-творца, как профессионала своего творчества; его
что немаловажно позиционирование - определение призвания - со всеми вытекающими, -
материальное благополучие, признание; короче самовыражение и самореализация творческыя.

пока не было `института авторства` всё априори - общее, фолклорное, общинное, коллективн.
с развитием цивилизации человеческоей и культуры (материальной & духовноей) - возникает,
развивается этот самый `институт авторства`, появляются и авторы соотв. остальные любители
устного творчества - не могущие отойти от синкретизма своего - в силу недообразованности
или материального недостатка (и/или того и др. одновременно) - остаются любителями (просто).

таким образом вопрос анонимности абстрактности либо авторства конкретного - явл. краеугольным
в разграничивании творчества на фолклорное и авторское (профессиональное) соотв.
при энтоем и то и другое - может быть - равновелико бывает и поэтическым и художественным.
фолклор тоже творчество, как и `авторский` процесс не лишён элементов жизненности, в т.ч.
быта элементов и т.п. ..примитивов. это жизненно. нормально. вариативно.
и фолклор может претендовать на изящество, как и `авторское` - на грубость форм и содерж.
копирования, пересказы, компиляции - тоже грешок `авторам` - вполне весьма не чужд отнють.
такова селяви. таковы люди и жиснь в них , вокруг них. жиснь имманентна в творчестве, как
жиснь имманентна в человеке; неотъемлем от быта хлопот, дум, забот и проживания опыта разного.
не может без воздуха, без еды, тепла, крова, труда, любви и пр. прелестей ..быта, жисни.
почти любому приходится в той или иной степени сталкиваться с хлопотами различноей степени
тяжести. (аристократы и "хозяева жизни" тоже обременены по-своему своими хлопотами и заботами,
просто иного порядка, категории, разряда, но характер жисни во многом перекликается,един).

без быта не возможно как то представить человека, как без самоей жисни собств.
просто у кого то в творчестве он занимает место не основное. в фольклоре же быт первичен и
приоритетен - проблема выживания остра весьма. а творчество носит некый обрядовый характер
- настроиться на решение какой то некоей конкретной прагматичной утилитарноей довольно-таки
задачи.

но и `авторское` творчество с чисто психологическоей точки зрения - порою носит характер
таки психотерапевтическый, арттерапевтическый - отвлечься от проблем, жизненных хлопот.
т.е. косвенно также связан с бытом и `авторскый` арт.

быт таким образом явл. некиим фоном (как и самое жисньь) - (почти) любого творч.произв-я,
вещи, ..сублимации психическоей энэргии (либидо -в широком понимании, не тока эроса).
можно даже сказать некиим суфлёром/соавтором - в разноей степени, в зависимости от
контекста, жанра и пр. - явл. энтот самый ..пласт жисни человеческоей - быт.

просто исторически так сложилось - принято считать что в фолклоре - его поболее будет,
чем в авторскоем творчестве соотв. (его величества быта). поэтому по этой детали -
куда смещён центр тяжести да акцент - и, собственно принципиальный момент, - определение
куда относить продукт творческих мыслечувств - фольклору (анонимному при том соотв.),
либо авторскому (..с налётом фолклорности соотвв.). всё смешано как всегда, и решающим
- становится количество этого самого быта и его доминирующая роль либо сопутствующая
просто, вот как то да так.   

всё условно весьма - как всегда и везде соотвв..
формально порою, ..детали/`мелочи` - явл. определяющими.
жиснь и состоит из энтихх такихх вотт ..деталейй//`мелоччейй`, от которых всё и зависитт
собственно.  воттак.
..`разделяй да властввууйй`,
хэх.


Рецензии