Романтика путешествий. Турсекция

                После поступления в институт свои каникулы я по-прежнему использовал для поездок в горы. Иногда мы отправлялись в походы во время майских праздников, захватывая и ближайшие к ним будние дни.
 
                Обычно мы ходили в "дикие" походы небольшими группами, от двух до четырёх человек испытанных товарищей по школе или институту. В этих случаях мы намечали маршрут и время похода в общих чертах, могли задержаться в интересном или приятном месте, а то и маршрут изменить.Никаких контрольных сроков, если не считать обещания домашним вернуться к определенному времени, назначенному с запасом.
               
                Участвовал я и в туристских походах, организованных секцией туризма нашего института. Это были более многолюдные группы по 10-15 студентов, в которые, бывало, попадали случайные люди, старавшиеся переложить трудности на плечи товарищей, иногда в буквальном смысле слова.

                Один такой "хмырь", чтобы облегчить свою поклажу, тайком перекладывал консервные банки из своего рюкзака в рюкзаки товарищей. Я надеюсь, он надолго запомнил, с каким презрением относились к нему другие участники похода после того, как его обман раскрылся. Попадались и просто недисциплинированные ребята.

                Во время одного из походов, организованных институтом в первомайские праздники, из Пскема через пер. Сесай на Угам руководить группой назначили меня. Когда мы проходили перевал, был ясный солнечный день, и мы, чтобы защитить глаза от сверкания снега, надели либо темные очки, у кого они были, либо "консервы" - картонки с узкой прорезью. Один из студентов нашего факультета, мой тёзка, отказался делать "консервы", а я не настоял.

                При спуске с перевала он потерял зрение, и его пришлось вести, поддерживая под руки. Это сильно замедлило спуск, а ночевать пришлось, устроившись кое-как на каменистом склоне. На следующий день мы остановились на озере Бахман-куль для дневки. Постепенно зрение к Толе вернулось, и мы закончили поход благополучно.
               
                Для меня  тяжелым оказался совсем простой, низшей категории трудности, переход из долины реки Коксу чрез перевал Алям  в долину Чаткала. Я уже закончил второй курс, побывал на учебной практике в Ангрене и присоединился к группе туристов, в которой было много моих знакомых. В первый день мы поднялись по Коксу под самый перевал, а наутро, оставив все вещи в лагере, налегке пошли на озеро Айрык, находившееся в нескольких километрах вверх по притоку Коксу.

                Если ты не руководитель и отвечаешь только за себя, невольно расслабляешься и допускаешь промашки. В этот раз лохом оказался я. Уже утром было жарко, и я сдуру не надел и не взял с собой рубашки. По дороге назад я почувствовал, что плечи и шея у меня сильно обгорели. Ночью  стало совсем плохо - я почти не спал, голова болела, жгло шею и плечи.
      
                Утром мы начали подъем на Алям. Голова болела меньше, но лямки рюкзака натерли плечи,  боль была непереносимой. Я старался не отставать от спутников, но они, видя мои мучения, решили меня разгрузить. Я снял рюкзак и осмотрел свои плечи. Кожа на них была стерта до мяса, а рубашка мокра от крови. Полностью разгрузить меня ребята не смогли, поскольку остальные рюкзаки были полны, и мне пришлось спускаться с перевала с рюкзаком за плечами, правда, сильно облегченным.

                Мы спускались по руслу высохшего ручья, приходилось прыгать с камня на камень, и каждый раз меня передергивало от боли. На следующий день пришлось устроить дневку. Мы остановились в березовой роще, в Найза-тугае. Без рюкзака я блаженствовал. А когда, передохнув сутки, мы отправились вниз по Чаткалу, мне уже было легче, хотя совсем зажили плечи только дома в Ташкенте.

                В организованных туристской секцией походах участвовали и девушки. Я не помню ни одного случая, чтобы кто-то из них жаловался на усталость и неудобства и вообще вел себя недостойно. Особенно хороши были три подружки из группы гидрогеологов нашего курса: Оля, Нина и Рая. У них были самые большие рюкзаки, правда, за счет лёгких вещей. Консервные банки парни старались положить в свои рюкзаки. Девчата не отставали от нас, а на привалах, несмотря на усталость, вместе с нами искали дрова, разжигали костер, готовили обед. Нина увлекалась туризмом и альпинизмом после окончания института. По слухам, она погибла при восхождении на Кавказе.
      
           Одним из самых сложных стал майский поход с перевалом через Арашан из бассейна Чаткала в долину Ангрена. В горах было еще много снега, иногда мы увязали в нем по пояс и с трудом выбирались из сугробов. Во время одной из стоянок мы заметили, что вода в речке Ак-Булак стала быстро убывать, скоро по руслу бежал лишь небольшой ручеек.

                Это означало, что где-то выше по течению, произошел обвал или сошла лавина, перекрывшая реку, и хотя мы поставили палатки на высокой террасе, на душе было неспокойно.

                Спад воды продолжался недолго, послышался гул, и вода стала прибывать. Она была мутная, желтая, волочила по дну гальку и валуны, несла сучья, ветки и даже деревья. Вода поднялась до кромки террасы. Через час – другой селевой поток прошел, и река приняла прежний вид. А наутро, пройдя несколько километров, мы увидели причину селя. В русло сошла с горы большая лавина, перегородившая поток.
      
                Ночевать нам пришлось непосредственно под перевалом, на крутом заснеженном склоне. Мы устроились у большой скальной глыбы, торчавшей из снега, и вскипятили чай на дровах, принесенных снизу. Поскольку такие ночевки на больших высотах, где нельзя найти дров, были редки, мы никогда не брали с собой приборов для варки пищи.
      
                Спуск вниз к Ангрену мне запомнился. Он не был крутым, но идти по раскисшему, мокрому снегу было так муторно, что мы предпочитали двигаться по неглубокому ручью, прямо по воде. И не мокрее, чем по снегу, и легче.
      
                После окончания института пора беззаботных, не связанных с какими-либо серьезными обязательствами и ответственностью блужданий по горам, сменилась рабочими буднями. Зато сфера моих поездок и походов расширилась сначала до границ Таджикистана, затем мне довелось побывать в разных уголках Советского Союза: в Киргизии и Туркменистане, на Алтае и  Кавказе, в Приморском крае, на Кольском полуострове, в Карпатах и Прибалтике. Наконец, мне посчастливилось увидеть Монголию, Индию, Центральную Африку и Мадагаскар,  побывать в Венгрии и Югославии. 

                Эти поездки заслуживают отдельного рассказа (сборник «За бугром»)               

               


Рецензии