Культура, контркультура, интерпретация

   "А ч-о? Металл - это анти-музыка всякого хулиганья. Орут, как резаные, агрессивные. Да и на концерты идут только совсем потерявшие голову". Пусть так, антитезой будет начат этот опус. То есть, примитивным от примитивного к примитивному.
   Пережитки, склонность к комканию информации, интерпретации увиденного и услышанного в упрощённом и искажённом виде путём обобщения и исключения сложных для понимания составляющих неизбежно сформировали барьеры для развития рок-сцены в России. Простые закономерности маркетинга предполагают сравнительно существенную активность, прогрессию преимущественно в крупных городах. И вместе с тем, предложения локализации субкультуры неизменно возвращают всякое развитие к статусу, которым та обладала давно, когда экстремальная рок-музыка была в новинку, и манило этим зарубежье. А скепсис по отношению к профессиональным отечественным ансамблям (да вообще всего постсоветского пространства) заставляет авторов замечательного творчества порой относиться к ситуации с немалым терпением. Кто-то из областного центра или просто большого города, кто-то из столицы. Чья-то музыка русскоязычная, чья-то на иностранном языке.
А что маленькие городки?
    В Российской Федерации количество ведущих рок-групп увеличивается. В конце 2018 года общее количество разных исполнителей тяжёлого рока составляло не менее двух тысяч. Сознательный человек не скажет ничего просто так о музыкантах. И не всякий артист или деятель корректен в своём волеизъявлении. Тогда как относиться к музыкантам и слушателям напористой экстремальной музыки? Какова разумная причинность этому? Всем колхозом вилами прогнать негодяев туда, куда поведут прочь глаза и ноги? А не похожая ли на нацистскую это сегрегация? Или как будто спущены обиженные собаки с привязи, и понеслось... Может быть, эксцентричное и грубое сравнение. А поведение противников рок-концертов?
   "Я - нормальный человек. Правильно одеваюсь, стригусь, выбираю вещи и цели и завидую тем, кто успешнее меня. Ничто иное не должно иметь места, если я могу на это повлиять". Насколько разумна такая позиция, раз позволяет осуществлять нападки на незнакомых людей, строить устно фантомную реальность, имеющую общность с настоящей условно? Такой вектор развития больше похож на горизонтальную направляющую жизнедеятельности, которая то клонится "вниз" к деградации, то поднимается обратно к горизонтали, как позволит случай заработать деньги или наслушаться, насмотреться по большей части бесполезной информации, позиционирующей чьи-то интересы или лишь смущающей, как недомолвка.
   Рок-музыканты устраивают очередной концерт. Благо, имеет место простая реклама в виде анонсов или афиш. Поклонники поддержат, желающие послушать музыкантов живьём придут. И поживём дальше. Только когда украдены музыкальные инструменты, вообще оборудование, приходится рассчитывать не только на себя. И где-то там косые взгляды "праведников", кто-то из которых, может, рад такому ходу событий. Усталый разумный человек возьмёт и отмахнётся от потуг "праведников". И без последних жизнь полна забот. Всякий выбирает по уму.
   А культура... Насколько российская культура современна? Настолько, насколько спутниковые антенны у домов? А может, настолько, насколько интеллектуальна и гармонична. Но вот уже много лет в оркестрах не глупцы, как и ведущие деятели разных жанров, определяющие значение слова "культура". К чему же относится сравнительно новое музыкальное явление "экстремальный металл"? В совокупности это совершенно разнообразные авторы и композиции. Это давно не гендерный атрибут жизнедеятельности, если так вообще можно было подумать головой когда-то. Творчество и самовыражение, основанное просто на навыке или на более ранних культурных течениях. Даже хардкор-панк.
   Экстремальный металл носит несколько синтетический, производный, качественно новый характер, поэтому его сложно определить как однозначно культурный объективно или контркультурный субъективно. Схоласт сразу бросит в порыве каприза личного вкуса в "урну" контркультурных издержек. Почему? Потому что содержание песен не соотносится с актуальной социальной политикой? Дядя и тётя, вы уловили контекст музыкального произведения, который, может, раскрывается постепенно на протяжении альбома, релиза в целом? У политики контекст - ожидаемый результат, а у творчества - художественное выражение мысли. Отрицаются ли общепринятые ценности, если в творчестве повествование идёт с позиции образа, который мог войти в конфронтацию с этим неизбежно согласно обстоятельствам? Например, когда подразумеваются война, восстание, насилие, прочие опасности, лицемерие религиозных или псевдорелигиозных иерархов прошлого. Что плохого в том, когда автор обращается к истории, в том числе, годам разнообразных оккупаций? Плоха острота изложения, например, геноцида южноамериканских индейцев конкистадорами?
   Да, общее впечатление многим испортит незамысловатая расистская песенка под электрогитару. Противоречив рок-н-ролл. Но это не экстремальный металл с максимально возможной вокально-инструментальной экспрессией... о человеческой психике или космических перипетиях, к примеру. Так что пора напомнить о поверхностности или схоластичности интерпретации таких произведений индивидуально. Можно руководствоваться личным вкусом, но при выборе, а не при наделении баснословно композиций теми качествами, каких музыкальные произведения не имеют. Вымышленный фантом условной реальности ещё не реальность, а сказанное или надуманное - ещё не истина. Так что тут не музыкант или слушатель бывает дурак, а его оппонент. И нельзя определить характер сразу всей песенной совокупности. А уж как себя ведёт нарядившийся соответственно человек, другая история. Длинноволосый или лысый, коротко стриженный или крашеный, все так же разные. В конце концов, легкомысленность человека происходит не от увлечения. Увлечение - последствие или лишь некая параллельность.
   Культура или контркультура? К вышеописанному можно добавить, что автор может бездумно попирать устои, обосновывать свои выражения веско, и тогда достаточно уверенно получится отнести произведение по типу к той или иной общности. Не всё сразу к одному, учитывая ещё понятия жанров, поджанров и стилей, предпосылки творчества. Разве хотя бы блюз-рок и ска-панк - это одно и то же?
   В завершение пускай будет пожелание "праведникам" определить степень разумности совершённого деяния и того, что совершить собираются.


Рецензии