Образование Башкирской АССР в трудах Р. М. Раимова

   проф. Д.П. Самородов Башкортостан г.Стерлитамак

  Проблемы истории образования Башкирской автономной советской республики в научном творчестве доктора исторических наук Р.М. Раимова

   Аннотация. В статье освещаются основные вехи научной деятельности советского историка-марксиста, доктора исторических наук Р.М. Раимова. Акцентируется внимание на методологии и главные моменты его капитальной монографии «Образование Башкирской автономной советской социалистической республики», изданной в конце сталинской эпохи. Указывается на многоплановую и масштабную источниковую базу исследования, включающую документы фондов 11 архивохранилищ и широкий круг газетных и журнальных статейных работ, на обильный фактологический материал. Освещение основных проблемных блоков книги Р.М. Раимова сопровождается сопоставлением с оценками рассматриваемых событий, представлениями такими сведущими специалистами, как д.и.н. М.М. Кульшарипов и некоторыми другими историками.

Ключевые слова: Башкирская автономия, РСФСР, Р.М. Раимов, З. Валидов, М.М. Кульшарипов, национальное движение, Малая Башкирия, Башревком, историко-либеральный подход.

  D.P. Samorodov

  Problemy istorii obrazovaniya Bashkirskoy avtonomnoy sovetskoy respubliki v nauchnom tvorchestve doktora istoricheskikh nauk R.M. Raimova
Annotation. The article highlights the main milestones of the scientific activities of the Soviet Marxist historian, the doctor of historical sciences R.M. Raimova. Attention is focused on the methodology and the main points of his major monograph “The Formation of the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic,” published at the end of the Stalin era. It points to a multidimensional and large-scale source base of the research, including documents from the funds of 11 archives and a wide range of newspaper and magazine articles, and abundant factual material. Lighting the main problem blocks of the book by R.M. Raimova is accompanied by a comparison with the evaluations of the events under consideration, and representations by such knowledgeable specialists as the Doctor of History. M.M. Kulsharipov and some other historians.
Keywords: Bashkir autonomy, RSFSR, R.М. Raimov, Z. Validov, MM Kulsharipov, national movement, Small Bashkiria, Bashrevkom, historical-liberal approach.

 
  В марте 2019 г. исполнится сто лет с момента, когда башкирский народ после крушения царизма и начала Великой русской революции 1917 г. первым в России начал борьбу за территориальную автономию, сопровождающуюся оформлением башкирского национального движения во главе с Заки Валидовым и, в итоге, пойдя на соглашение с большевистскими властями при конкретных исторических обстоятельствах, образовал советскую автономную республику, Малую Башкирию, которая стала, таким образом, первой республикой (субъектом), связанной федеративными отношениями с РСФСР. Общепринято считать, что в конце Гражданской войны де-факто политическая автономия башкирской республики была ликвидирована, а представители коренного народа и их национальный вождь З. Валидов не получили (и не могли получить при Советской власти) той степени независимости, о которой мечтали. Так ли это было на самом деле? Может ли современная историческая наука дать однозначный ответ?
Вопросы, связанные с историей образования автономной Башкирской республики интересовали региональных историков на протяжении всего советского периода. У историков-марксистов эта проблематика начинает вызывать научный интерес уже в конце 20-х - начале 30-х гг. ХХ в. В указанное время в свет выходят статейные работы П.О. Мостовенко [11], С. Диманштейна [8], которые являлись очевидцами описываемых событий и дававшие осторожную критическую оценку национальному движению и его лидерам. С более строгих критических позиций в отношении Башревкома и лидера националистов З. Валидова высказывались авторы первых книжных работ Ф. Самойлов «Малая Башкирия в 1918-1920 гг.» [17] и Ш. Типеев «Основные этапы в истории национального движения в Советской Башкирии» [19]. В 40-е гг. некоторые аспекты исторического процесса образования Башкирской АССР рассматривались в фокусе марксистской, классовой теории в книгах Г.И. Гужвенко «Башкирия в борьбе за Октябрь» [7] и монографии Ф.А.Александрова «Борьба за власть советов в Башкирии в 1917 г.» [2], написанной на основе кандидатской диссертации автора. На рубеже 40-50-х гг. история образования башкирской автономии была в центре научных интересов доктора исторических наук Р.М. Раимова, опубликовавшего в 1952 г. капитальную монографию по рассматриваемой проблеме, которая и станет объектом историографического анализа в границах нашей статейной работы.
В 60-80-е гг. история образования Башкирской Автономной советской республики оставалась одним из приоритетных направлений в региональной историографии. Основным специалистом в этой предметной области на протяжении более трех десятков лет оставался самобытный историк-этнополитолог, доктор исторических наук (1974 г.), ученый-бунтарь Б.Х. Юлдашбаев[21,22]. За робкую попытку отойти от марксистских штампов в оценке роли националистов и их лидера З. Валидова в образовании БАССР молодой кандидат исторических наук уже в начале 60-х гг. подвергался гонениям со стороны советских властей. В июне 1963 г. Б.Х. Юлдашбаев был подвергнут критике на бюро Башкирского обкома КПСС и на пленуме ЦК КПСС и, как следствие, освобожден от заведования сектором истории ИИЯЛ [23]. На рубеже 80-90-х гг., в годы перестройки и условиях демократизации исторической науки, проблемы истории образования БАССР резко приобретают актуальный характер. Многие уфимские историки и публицисты обладающие высокой степенью чувства национального самосознания, начинают рассматривать основные проблемные грани истории образования башкирской автономии с иных, немарксистских методологических позиций, в ракурсе либерально-национального мировидения истории. В 1990 г, в момент 100-летия со дня рождения З. Валиди, был опубликован ряд хвалебных статейных работ, написанных такими известными учеными и публицистами как Р. Гайсин [6], Г. Шафиков [20], А. Юлдашбаев (однофамилец упомянутого выше известного историка), М. Карим, Р.Насиров.
В начале 90-х гг. ХХ в., в первые годы суверенного Башкортостана историю образования башкирской автономии активно исследовали с разных предметных ракурсов такие профессиональные ученые историки и философы как Р.Н. Баимов, Р.М. Булгаков, З.Г. Ураксин, проф. Д.Ж. Валеев, Ф.Х. Галиев, С.Ф.касимов, проф. Р.Г.Кузеев, А.А. Хисматуллин, Г.Б. Хусаинов, А.М. Юлдашбаев [9; с. 86-96]. Особенно преуспел на этом поприще известный теперь крупный историк, доктор исторических наук Марат Махмутович Кульшарипов, являвшийся с 1991 по 1996 гг. председателем Башкирского национального центра «Урал» и деканом исторического факультета БашГУ. В 1992 г. М.М. Кульшарипов опубликовал монографию «З. Валидов и образование Башкирской Автономной советской республики», которая станет основой для его докторской диссертации (1998 г.). В написанной с позиции либерально-демократических парадигм и национальных ценностей, этот серьезный научный труд, восхваляющий деяния лидера башкирского национального движения З. Валидова, содержит обстоятельный историографический обзор научной литературы за почти столетний период. Историк-националист, искренний идейный последователь З. Валидова, довольно критично оценивает вклад советских историков-марксистов в дело научного изучения Башкирской АССР. Особенно критически М.М. Кульшарипов подходит к оценке творчества доктора исторических наук Р.М. Раимова, написавшего первый капитальный труд по рассматриваемой проблеме: «Совершенно негативную оценку получили и его лидер З. Валидов в большой монографии Р.М. Раимова об образовании БАССР. Он не жалл отрицательных эпитетов при оценке личности З. Валидова, которого считал «злейшим врагом Советской власти и башкирского народа» и даже без каких-либо аргументов и фактов писал, что Валидов впоследствии стал фашистом. С крайне отрицательных позиций освещена в его книге деятельность башкирского Шуро, правительства, затем Башревкома, которые были, как считает Раимов, контрреволюционными органами, возглавляемыми З. Валидовым. В целом автор, придерживаясь известных теоретических установок сталинских времен в исторической науке, не сумел дать правдивую картину истории национально-государственного строительства в Башкирии и роли в нем З. Валидова. Но в то же время его книга, богатая фактическим материалом, хотя и является образцом догматичного подхода к истории, национальному вопросу, имеет определенную ценность» [9; с. 10].
Более четверти века прошло с момента появления этих строк, которые отразили важные пертурбации в области методологической сферы региональной, южноуральской историографии. За указанное время помимо историко-либеральных подходов, препарированных мононациональной идеологией, появляются и иные модели трактовки локальной истории, предполагающие более уважительное отношение к достижениям советских историков, занимающихся фундаментальным изучением истории образования БАССР. В преддверии 100-летнего юбилея образования Башкирской автономной советской республики резонно будет вспомнить о Рифе Мухсимовиче Раимове и охарактеризовать основные положения его третей монографии «Образование Башкирской автономной советской социалистической республики» [14] и попытаться определить ее научную значимость для современной историографии.
Р.М. Раимов был уроженцем Башкирского края. Он родился 30 декабря 1904 г. в деревне Куяново Бирского уезда Уфимской губернии (теперь - Калтасинский район Башкортостана). Основы начального образования будущий ученый-историк получил в мектебе родной деревни. В годы Гражданкой войны юный Р.М. Раимов продолжал обучение сначала в медресе «Гусмания», затем в 1-й татарской учительской семинарии в Уфе, закончив это педагогическое учреждение в 1920 г. [16]. В 20-е гг. ХХ в., в первые годы советской власти, работал на педагогическом поприще, а затем занимался комсомольской и хозяйственной деятельностью. Очевидно, с начала 30-х гг. молодой Р.М. Раимов решительно переходит на работу в академическую историческую науку. Известно, что в 1937-1941 гг. он уже числится старшим научным сотрудником Института истории АН СССР. В начале Великой Отечественной войны историк-академист вступает в ряды народного ополчения. К этому моменту Р.М. Раимов считался специалистом по истории революционного движения начала ХХ в. на Южном Урале и опубликовал в 1941 г. первую монографию «1905 год в Башкирии (революционное движение в 1905-1907 гг.)». в рядах народного ополчения он был недолго, возможно, до окончания битвы за Москву, а затем, как ценный академический работник был переведен для партийной и научной работы в родную Уфу. В 1942-1943 гг. он являлся доцентом Башкирского государственного педагогического института им. К.А. Гимирязьева (будущего Башгосуниверситета) и за это время написал научный труд, посвященный участию башкир в войне 1812 г. В 1943 г. монография «Башкирский народ в Отечественной войне 1812 г.» [13] вышла в Уфе сразу на русском и башкирском языках. В том же 1944 г. ученый выбирает новое научное направление, связанное с историей образования БАССР. В 1944 г. академическим журналом «Исторический журнал» была размещена его первая статья по этой проблематике «25 лет Башкирской АССР» [14; с. 519]. Интересно отметить, что помимо научной деятельности Риф Мухсимович до 1944 г. был секретарем Башкирского обкома ВКП(б) [15; с. 491], т.е. являлся одним из высших руководителей БАССР. После окончания Второй мировой войны Р.М. Раимов вернулся в Москву и до конца жизни трудился в Институте истории АН СССР, разрабатывая докторскую диссертацию, посвященную истории образования автономии Башкирской республики. В 1950 г. им была защищена докторская работа «Образование БАССР», в том же году он получил научную степень доктора исторических наук [15; с. 491]. Таким образом, Р.М. Раимов был одним их первых (а может быть первым) доктором наук по истории среди уроженцев Башкирии (его антигерой З. Валидов в 1935 г. в Венском университете защитил докторскую диссертацию по теме «Путешествие Ибн Фадлана к северным болгарам, тюркским хазарам» [4]). В начале 1952 г. его третья монография «Образование Башкирской Автономной советской социалистической республики» выходит в свет небольшим (даже по академическим меркам того времени) тиражом - 4000 экземпляров [14].
15 февраля 1953 г. в возрасте неполных 48 лет Р.М.Раимов скончался в Москве и, по данным Википедии, был похоронен на Введенском кладбище [16]. Почти четыре десятилетия после его кончины созданные им научные труды изучались на исторических факультетах республики. В постсоветское время научное наследие Р.М. Раимова стало предаваться научному остракизму.
Источниковой основой для реконструкции исследуемых событий в творчестве Р.М. Раимова стали ранее не опубликованные материалы, извлеченные автором из 11 местных региональных и центральных архивохранилищ [14]. В одном Башкирском центральном историческом архиве исследователь проработал более 30 фондов. Разноплановый источниковый материал был изъят из фондов Наркомнаца, ВЦИК, архива Института Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП(б), архива Верховного совета Башкирской АССР и прочих архивохранилищ.
Автор широко задействовал материалы центральной и местной партийной и советской печати как на русском, так и на башкирском, а также татарском языках. При изучении некоторых проблемных граней эта группа источников (более 70 наименований газет и 18 журнальных изданий) оказалась основной, ибо архивные материалы отсутствовали, поскольку местные архивохранилища были уничтожены белогвардейцами и прочими субъектами Гражданской войны [14, с. 514-519].
Список научной литературы может показаться нашему современнику весьма незначительным, на первый взгляд. Этот научный подраздел библиографического аппарата включает всего 31 наименование [14, с. 519-520], в том числе семь книжных и статейных работ самого Р.М. Раимова. Такое положение дел объяснимо, если принять во внимание реальное состояние советской региональной историографии конца 40-х гг. ХХ в., находящегося на начальных стадиях развития.
Свой монографический проект Р.М. Раимов разрабатывал в послевоенный период, в последние годы сталинской эпохи. Понятно, что методологический субстрат исследования был основан на постулатах марксистского мировидения, концепции книги «История ВКП(б)». По признанию автора, труды В.И. Ленина и И.В. Сталина (в библиографическом разделе указаны 44 их работы, большая часть - труды И.В. Сталина) при написании монографии имели «исключительное значение» [14, с. 5] и являлись «самыми достоверными источниками» [14, с. 5]. Кроме того, исследователь опирался (в обязательном порядке) на решения и постановления центральных и местных органов партии и правительств СССР, РСФСР и БАССР. Обязательным методологическим руководством для Р.М. Раимова стало, к примеру, принятое в феврале 1945 г. постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения агитационно-пропагандистской работы в Башкирской партийной организации» [14, с. 6]. В этом нормативном документе высшего уровня (ЦК ВКП(б) - высший орган партии в промежутках между съездами, которыми он избирался) были указаны идеологические ошибки, которые, согласно позиции верховного государственно-партийного руководства СССР в лице И.В. Сталина, были выявлены в освещении истории башкирского народа (к примеру, недостаточный показ угнетения простых («трудящихся») башкир татарскими и башкирскими «феодалами»). По утверждению Р.М. Раимова, это и другие указания высших партийных структур об ошибках на идеологическом фронте и об отставании разработки истории советского периода послужили прямым руководством во всей исследовательской работе [14, с. 6].
Структурирование и рубрикация задействованного в исследовании материала автором были осуществлены в прямой зависимости от обязательной для всех советских историков того времени периодизации истории Октябрьской революции, изложенной в «Кратком курсе истории ВКП(б)». Процесс истории создания Советской Башкирии Р.М. Раимов проанализировал в ракурсе трех периодов: 1. Период подготовки и проведения Октябрьской социалистической революции 1917 г.; 2. Период иностранной интервенции и гражданской войны (создание Советской Башкирии); 3. Восстановительный период (присоединение Уфимской губернии к Башкирской АССР и принятие проекта Конституции БАССР 1925 г.). Обильный и разноплановый источниковый материал дал возможность автору довольно подробно осветить первый проблемный блок вопросов, связанный с революцией 1917 г. и борьбой за национальное самоопределение Башкирии от февраля 1917 г. до лета 1918 г. Примечательно, что как историк-марксист Р.М. Раимов (сообразно нормам формационной теории) первоначально дает социально-экономическую характеристику южноуральского региона накануне революции 1917 г., освещая состояние промышленного и аграрного секторов Уфимской и Оренбургской губерний, а также описывая систему политического управления «колониальной» Башкирией. Основной же вывод обоснованный Р.М. Раимовым в первой части монографии заключается в том, что на этом (первом) этапе движения за автономию «значительная часть революционных организаций как башкир, так и всех народов Поволжья и Приуралья выдвинула идею создания единой автономии для всех малых народов Поволжья и Приуралья под названием Татаро-Башкирской республики, противопоставив ее всем и всяким проискам буржуазных националистов» [14, с. 195]. По убеждению исследователя, это было «исторически прогрессивное движение», которое встретило полную поддержку со стороны советского правительства [14, с. 195].
Образование Башкирской автономной советской республики Р.М. Раимов рассматривает в рамках второй, центральной части, состоящей из шести крупных глав. Указанный процесс автор строго коррелирует с общепринятой тогда периодизацией и помещает в хронологические рамки периода Гражданской войны. Характеризуя Башкирию в начале иностранной интервенции и Гражданской войны, автор описывает процесс создания регулярных национальных армейских частей в регионе, переход башкирских частей и соединений на сторону Красной Армии до окончания переговоров «башкирского правительства» с советской властью, указывает вехи переговорного процесса в Москве и акцентирует внимание на судьбоносном историческом событии - соглашении об образовании советской автономной Башкирии 20 марта 1919 г.
Автономная Башкирская советская республика, составлявшая теперь федеративную часть, входящую в состав РСФСР, была образована в пределах малой Башкирии, в основном на землях бывшей Оренбургской губернии (южные, юго-восточные и северо-восточные районы современного Башкортостана). Конституирование Башкирской автономии организовывалось на точном основании первой советской Конституции 1918 года. Р.М. Раимов отмечает в этой связи, что Башкирия превращалась в республику советов, «где власть должна была принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - советам рабочих солдатских и крестьянских депутатов 0 и что эксплуататорам не могло быть места ни в одном из органов власти… Власть в советской автономной Башкирии должна была строится по классовому принципу, а не по принципу деления по национальным куриям. Следовательно, советская автономная Башкирия была образована как социалистическая республика» [14, с. 259].
Убежденный в том, что правительство РСФСР изначально предоставило автономной Башкирской республике широкие права, Р.М. Раимов обращает внимание на тот факт, что РСФСР при образовании первого субъекта федерации обязалась оказывать АБСР материальную помощь, не требуя взамен никаких материальных компенсаций или политических обязательств.
Деятельности Временного революционного комитета и лидеру башкирских националистов З Валидову историк-сталинист дает однозначно негативные оценки. Как известно, 21 февраля 1919 г. в Темясово собрался съезд представителей башкирских частей, перешедших за два дня до этого на сторону Красной Армии. Башкирское правительство З.Валидова объявило Восточную Башкирию частью РСФСР и организовало съезд армейских уполномоченных. Как считает Р.М. Раимов, решение Башкирского правительства перейти на сторону РСФСР имело целью сохранение влияния на массы и дальнейшей борьбы против советской власти [14, с. 263]. Причем организаторы этого съезда явно торопились с проведением этого представительного мероприятия. «Валидовцы спешили с созывом этого съезда, так как боялись окончательно потерять свое влияние среди башкирских солдат. К тому же во время предварительных переговоров в Уфе, как мы уже видели, были высказаны сомнения в отношении «башкирского правительства». Валидовцы старались быстрее, до прибытия представителей советского командования и, в частности, башкир-коммунистов, направленных для работы в башкирские части, провести съезд, избрать новый правительственный орган и обеспечить себе в нем большинство. Башкирские буржуазные националисты использовали все возможные средства и махинации для достижения этой цели. В частности, съезд они провели на самом фронте. В результате коммунисты-башкиры - представители командования Красной Армии не успели прибыть на съезд и не смогли участвовать в его работе» [14, с. 264]. Очевидно, что это было действительно так. Современные апологеты З. Валидова стыдливо замалчивают этот факт. Среди обсуждаемых на этом съезде проблем был вопрос и о переговорах с советской властью. При дебатировании этого первостепенного вопроса, по мнению Р.М. Раимова, валидовцы проводили антисоветскую линию: «Как видно из краткой протокольной записи секретаря, докладчик, вопреки истине, утверждал, что «башкирское правительство» уже давно принемало меры к тому, чтобы завязать сношения с советами. Мнения выступавших в прениях, как кратко записал секретарь, «совершенно не расходятся с принятой резолюцией». В резолюции же ничего не говорилось об условиях, предложенных советской властью, и об отношении к ним. И это понятно: башкирские буржуазные националисты обманывали башкирских солдат и всячески старались изобразить дело так, что советское правительство солидаризируется с валидовцами» [14, с. 265-266].
Как известно, I Всебашкирский военный съезд закончился избранием Временного революционного комитета (Башревкома) из 12 членов и 6 кандидатов. Согласно приказу Башкирского правительства от 22 февраля 1919 г. вся полнота власти в пределах Малой Башкирии передавалась Башревкому, председателем которого до 18 мая 1919 г. являлся З. Валидов, которого современные историки считают идейным и военным руководителем башкирского национального движения. В составе Башревкома почти все члены оказались националистами, сторонниками З. Валидова. Такое положение дел было обусловлено составом делегатов съезда, который, по замечанию, Р.М. Раимова, оказался «подтасованный в большинстве теми же буржуазными националистами» [14, с. 266].
Давая историческую оценку Соглашения об образовании советской автономной Башкирии, Раимов констатировал, что Башкирская республика, основанная на Конституции РСФСР, своей классово-политической основой имела Советы, экономической же основой - социальное хозяйство. «Соглашение определило границы республики, установило основные нормы ее взаимоотношений с федерацией, ее административное устройство, численность и порядок создания «отдельной башкирской армии», решило вопрос о временной верховной власти в республике» [14, с. 275]. Также, по убеждению историка, Соглашение, установившее основные правовые положения автономии, ознаменовало важный этап в процессе консолидации башкирского народа в советскую нацию.
Современный специалист рассматриваемой проблемы и оппонент Р.М. Раимова профессор М.М. Кульшарипов в своей монографии «З. Валидов и образование Башкирской Автономной советской республики», указывая на «урезанный» характер автономии, признает, тем не менее, что образование БАССР в марте 1919 г. имело положительное значение и отмечает заслугу В.И. Ленина. М.М.Кульшарипов, первый биограф и апологет З.Валидова, в упомянутой выше монографии утверждает также, что образование автономной Башкирской республики было встречено башкирами с большим удовлетворением: «Оно было действительно громадным событием в жизни башкир. Возникли условия для дальнейшей этнонациональной консолидации башкир, для подъема национальной культуры и решения других проблем» [9, с. 68].
Однако профессор М.М. Кульшарипов не согласен с распространенным среди советских историков (начиная с Р.М. Раимова) мнением, согласно которому антисоветская деятельность Башревкома З. Валидова проявлялась изначально [9, с. 68]. Логика истории национального движения противоречит этому мнению. Действительно, при прочтении мемуарного труда З.Валидова «История башкир» создается впечатление, что вождь национального движения был готов к реальному сотрудничеству с советами. Charta non erubescit, бумага не краснеет, как говорил Цицерон.
В рассматриваемой монографии Р.М. Раимова проблеме исторической реализации соглашения об автономии Башкирии уделяется особенное место. Автор довольно подробно описывает освобождение Башкирии Красной Армией от белогвардейцев, о предоставлении помощи правительства РСФСР пострадавшим районам республики, первых реальных шагах строительства советской автономии, а также о подготовке и проведении I Всебашкирского съезда советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 25 июля 1920 г. описывая обстоятельства издания декрета ВЦИК и СНК 19 мая 1920 г. «О государственном устройстве Автономной Башкирской Советской Республики», автор дает свою версию бегства З. Валидова и его сторонников из состава Башревкома. Этот исторический законодательный акт, обусловленный положениями апрельской директивы ЦК партии, стал, как замечает Р.М. Раимов, основой будущей конституции Башкирской автономной республики. В указанном декрете определялись нормы взаимоотношений РСФСР и первой автономной республикой. К примеру, декрет 19 мая 1920 г. определял пределы прав каждого наркомата республики. Если одни наркоматы являлись автономными (ответственными только перед Башкирским ЦИК), то другие наркоматы подчинялись еще и наркоматам федерального уровня. Некоторые современные историки дают иную, негативную оценку этому судьбоносному документу. К примеру, кандидат исторических наук Н.С. Мысляева в своем курсе лекций «История государства и права Республики Башкортостан» отмечает: «… декрет от 19 мая, подписанный В.И. Лениным, М.И. Калининым и А.С. Енукидзе, в одностороннем порядке урезал права Башкирской республики» [12, с. 185]. По мнению профессора С.Ф. Касимова, по указанному нормативно-правовому документу правовое положение Башкирской республики было урезано, Декрет 19 мая 1920 г., «фактически ликвидировал политическую автономию башкир» [3, с. 68]. Биограф З. Валидова почтенный М.М. Кульшарипов в указанной книге выражает убеждение, что декрет «О государственном устройстве Автономной Башкирской Советской республики» от 19 мая 1920 г. стал показателем начавшегося в Советской России процесса бюрократической централизации управления. Ученый утверждает: «Башреспублика фактически этим декретом лишалась как политических, так и экономических прав, гарантированных Соглашением. Все более или менее значительные экономические, политические и финансовые органы перешли в ведение центральных ведомств и учреждений и за Башревкомом сохранились лишь второстепенные административные функции, которые должны были находится под неусыпным конролем и надзором обкома партии, где были сосредоточены деятели, отрицательно относящиеся к самоопределению башкирского народа» [9, с. 98]. М.М.Кульшарипов также утверждает, что Башревком к декрету отнесся резко отрицательно. Р.М. Раимов считает, что дело обстояло иначе. По его данным, в момент принятия этого постановления на заседании ВЦИК и СНК от Башкирии присутствовали З. Валидов и другие его постоянные представители. «Двурушничая, они тогда выразили согласие с этим решением. Когда же Центральный Комитет партии решил отстранить Валидова от работы в Башкирии, этот главарь националистов немедленно поднял широкую компанию против декрета ВЦИК и СНК. Из Москвы он начал нелегально руководить этой деятельностью валидовцев в Башкирии» [14, с. 325]. В преддверии Всебашкирского съезда советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которому предстояло окончательно нормы автономного статуса Башкирии и конституционирования правительства республики, З. Валидов, как убежден Р.М. Раимов, в секретных сентенциях к своим сторонникам в Башкирии предлагал провести на местах агитацию за выбор его делегатом на этот форум. Причем, в случае если националисты на предстоящем съезде не смогут получить большинство, З. Валидов предполагал заблаговременно начать готовить восстание [14, с. 325]. Можно представить, что в случае возникновения такого восстания на территории Башкирского края могла начаться драматическая и резкая эскалация политической борьбы, но и, возможно, межнациональные столкновения. Ибо одна из скрытых целей национального движения под предводительством З. Валидова заключалась в создании более или менее моноэтнической модели государственности где русским и другим народам с православным менталитетом не нашлось бы достойного места в социальном мироустройстве, в государственном образовании, задуманном З. Валиди и его идейными сторонниками. Об этой скрытой цели сепаратистского в основе валидовского движения современные специалисты, как-то умалчивают. Но об этом честно рассуждают независимые западные эксперты, например, американский историк Д.И. Шеффер, опубликовавший в 2003 г. в уфимском научном журнале «Ватандаш» статью о реализации советской национальной политики на местах и образовании автономной республики Башкирии. Характеризуя взгляды Ахметзаки Валидова как «башкирский партикуляризм» американский коллега пишет о «антиимперской» сути валидовского движения, проявлявшейся в том, что «оно ставило цель постепенно избавиться от присутствия русских в Башкортостане, заставив их вернуть землю, которые те незаконно захватили у башкир до революции, и, в конечном счете, заменить русских переселенцев мусульманами, жившими за пределами республики» [12, с. 205]. В документальном сборнике «А.А.Валидов - организатор автономии Башкортостана (1917-1920 гг.)» содержится «Краткий обзор истории революционного движения башкирского народа» за период 1917-1919 гг., извлеченный из личного фонда А.Валидова НА РБ. В подразделе этого «Краткого обзора…», посвященном деятельности Башревкома, А.А.Валидов, давая сжатую негативную историческую оценку переселенческому движению в Башкирию, утверждал, что переселенец в Башкирии пользовался всеми благами жизни, а у башкир, в силу земельных переселенческих законов, отбирались лучшие земли, сами же башкиры притеснялись к горам, лесам и неплодородным землям [1, с. 37]. В заключительной части «Краткого обзора…» А. Валидов, описывая меры по ликвидации колчаковщины, в частности, предлагал: «постепенно и умело, но энергично положить конец переселенческому владычеству в Башкирии» [1, с. 38].
Относительно исторических обстоятельств т.н. «бегства» членов Башревкома и его лидера З. Валидова в июне 1920 г. в историографии давно сложились две версии, обусловленные методологическими подходами советского и современной эпохи. Р.М. Раимов с позиций ленинско-сталинской концепции революционного движения доказывал, что в конкретных обстоятельствах, сложившихся к июню 1920 г., когда было подавлено восстание «Черного Орла», З. Валидов и другие члены Башревкома не имели шансов получить большинство на предстоящем I Всебашкирском съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. По убеждению Р.М. Раимова, ближайшее окружение З. Валидова, руководствуясь его инструкциями, начинает искать повод для разрыва с советской властью и вооруженного восстания [14, с. 326]. В начале июня 1920 г. 7 членов Башревкома подали заявление в Обком о своем несогласии с декретом 19 мая 1920 г. 16 июня эти члены Башревкома, как выразился Р.М. Раимов, «сбежали со своих постов, и в течение 10 дней в Башкирии формально существовало безвластие» [14, с. 327]. Автор также полагает, что эта акция («авантюра», по его терминологии) была предприняты по указке З.Валидова, рассчитывающего таким путем поднять народное восстание.
Иную версию бегства членов Башревкома в ракурсе историко-либеральной концепции исторического мировидения предлагает в своей книге М.М. Кульшарипов. Как считает этот компетентный специалист, к июню 1920 г. положение Башревкома стало критическим, ибо реальной властью в Башкирской республике тога обладал Обком, областной комитет партии большевиков, который перестал считаться с Башревкомом. Отъезд членов Башревкома из Стерлитамака 16 июня 1919 г. был обусловлен тем, что эти сподвижники З. Валидова осознали бесполезность дальнейшего сопротивления «наступлению шовинистических сил» [9, с. 102].
В третьей, завершающей части монографии Р.М. Раимова, посвященной рассмотрению предмета исследования в так называемый «восстановительный период», особое внимание уделено государственному устройству автономной советской Башкирии и разработке ее конституционного субстрата. Определяя Автономную советскую Башкирскую как политическую автономию, автор дает характеристику правового положения Башкирии в 1919-1922 гг., описывает исторические обстоятельства принятия проекта Конституции БАССР V Всебашкирским съездом советов, проходившим 20-29 марта 1925 г. По его мнению, некоторые формулировки оставляли лазейки для центробежных устремлений националистических элементов. В частности, националистические мотивы содержались в статье 16, в которой говорилось о собственности на землю, недра, воды, фабрики, заводы, а также на воздушный транспорт; собственного аэрофлота у республики не было, ибо авиация находилась в введении федеральных ведомств. Как считает историк, в этой части статьи 16 нашло отражение враждебного притязания националистов из Наркомюста (Народного комитета юстиции БАССР), «дескать, воздух Башкирии должен принадлежать только ей» [14, с. 450]. В целом же, как убежден Риф Мухсинович, проект Конституции БАССР хотя и содержал некоторые элементы национализма и прочие недостатки, стал огромным положительным фактором, обобщившим весь многолетний опыт строительства государственности и основ автономии республики. Основанный на Конституции РСФСР, проект Конституции БАССР 1925 г., с одной стороны, зафиксировал де-юре одинаковые с РСФСР социально-классовые основы и форму государственного строя, с другой стороны, закрепил правовые особенности национальной республики, как одной из первых советских автономий «политического» типа [14, с. 456].
Резюмируя задействованный в своем исследовании материал и методологические посылы, Р.М. Раимов утверждает, что образование советской автономии для башкирского народа имело «исключительное историческое значение: башкирский народ был спасен от вымирания и одичания, на что он был обречен в условиях царской России. Избрав советский путь автономии, установив союз с победившим передовым русским пролетариатом, башкирский народ навсегда избавил себя от классового и национального гнета» [14, с. 459].
Прошло более шести десятилетий после выхода в свет монографии Р.М. Раимова. За это время в стране сменилось несколько политических режимов и исторических эпох, достигла новых методологических высот отечественная историография, давно легализован научный плюрализм мнений. В новейшей историографии истории образования БАССР с начала 90-х гг. стали утверждаться исторические оценки событий совсем не коррелирующихся с отвергнутой марксистской концепцией истории. Как справедливо замечает автор монографии «Отечественная историография гражданской войны на Урале (1917-1921 гг.)» профессор А.С. Верещагин, историографию башкирского национального движения характеризует (на всем протяжении ее развития) двухчленное деление: тезис и антитезис. Характеризуя теоретическую направленность работ постсоветского времени, Александр Сергеевич резонно отмечает: «В новейшей историографии все знаки были заменены на противоположные: приоритет национальных интересов над классовыми (последние не признаются определяющими, а «национальные» интересы трактуются в парадигме «общечеловеческих»), опора на идеологию национального возрождения при освещении событий гражданской войны; А.-З. Валидов и его сторонники, выступая носителями последней, получают исключительно позитивную оценку; приоритетный анализ политики валидовского правительства (большевики, как правило, - лишь негативный фон, мешающий ее претворению в жизнь)» [5, с. 314]. Для самого начала 2000-х гг. (на момент защиты докторской диссертации и публикации монографии А.С. Верещагина) это было довольно смелое, но обоснованное и искреннее утверждение.
Таким образом, казалось бы, на день сегодняшний научный труд Р.М. Раимова, изданный в финале сталинской эпохи не представляет особой ценности для академических ученых, одухотворенных идеалами либерально-демократической модели исторического мировидения. Quot capito, tot sensus, сколько голов, столько умов, как поговаривал Тит Ливий. Надо признать, что сегодня, в начале XXI века, армия профессиональных историков в своем методологическом естестве является очень неоднородной. Помимо сторонников либерально-исторической концепции исторического процесса и линейного понимания исторического времени немало приверженцев цивилизационных парадигм и нелинейного, циклического хода истории, обусловленного провиденциальными факторами.

Список источников и литературы
1. А.А. Валидов - организатор автономии Башкортостана. У истоков федерализма в России (1917-1920 гг.). Документы и материалы. Ч. 1. / Сост. Н.М. Хисматуллина, Р.Н. Бикметова, А.М. Галева, Ю.Р. Сайранов. Уфа: Китап, 2005. - 392 с.
2. Александров Ф.А.Борьба за власть Советов в Башкирии в 1917г.Уфа:Башгоиздат,1951.
3. Башкортостан. Прошлое и настоящее и есть будущее. Уфа: «Китап», 2010. - 304 с.
4. Валидов, Ахмет-Заки // https://ru.wikipedia.org//wiki
5. Верещагин А.С. Отечественная историография Гражданской войны на Урале (1917-1921 гг.). Уфа: УГНТУ, 2001. - 330 с.
6. Гайсин Р. Ахмет-Заки Валидову 100 лет // Ленинец. Уфа. 25 декабря 1990.
7. Гужвенко Г.И. Башкирия в борьбе за Октябрь. Уфа, 1941.
8. Диманштейн С. Башкирия в 1918-1920 гг. // Пролетарская революция. - 1928. - 5. - С. 20.
9. Кульшарипов М.М. З. Валидов и образование Башкирской автономной советской республики (1917-1920 гг.). Уфа: Башкирское книжное издательства, 1992. - 160 с.
10. Материалы к библиографии Ахмет-Заки Валиди Тогана. Уфа: «Гилем», 1996. - 160 с.
11. Мостовенко П. О больших ошибках в Малой Башкирии // Пролетарская революция. - 1928. - 5. - С. 103-137.
12. Мысляева Н.С. История государства и права Республики Башкортостан: Курс лекций для студентов, обучающихся по специальности 030900.62 «Юриспруденция». Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. - 356 с.
13. Раимов Р.М. 1905 год в Башкирии (революционное движение в 1905-1907 гг.). М.-Л., 1941; Он же. Башкирский народ в Отечественной войне 1812 г. Уфа, 1943.
14. Раимов Р.М. Образование Башкирской автономной советской социалистической республики. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. - 523 с.
15. Раимов Риф Мухсинович // Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 1996. С. 491.
16. Раимов, Риф Мухсинович // https://ru.wikipedia.or/wiki
17. Самойлов Ф. Малая Башкирия в 1918-1920 гг. М., 1933.
18. Сидоров Г.А. Тайный проект Вождя, или Неосталинизм. М.: Родович, . 464 с.
19. Тикеев Ш. Основные этапы в истории национального движения в Советской Башкирии. Уфа, 1929.
20. Шафиков Г. Сын народа, отец автономии: К 100-летию Ахмет Заки-Валиди // Советская Башкирия. Уфа. 19 декабря 1990 г.
21. Юлдашбаев А. Историк вошедший в историю // Советская Башкирия. Уфа. 1 декабря 1990 г.
22. Юлдашбаев Б.Х. Образование БАССР. Исторический очерк. Уфа, 1958.
23. Юлдашбаев, Белал Хамитович // Башкортостан, Краткая энциклопедия, - Уфа,1996.-667с.


Рецензии