Стадо внутри нас

Достоевский - великий творец.  Лично для меня - это не только

выдающийся российский литератор, но и первый человек в мире, который начал глубокое исследование человека, что повлекло за собой ОСНОВАНИЕ НАУКИ ПСИХОЛОГИИ. Поэтому он - безоговорочное СОЛНЦЕ ДЛЯ ВСЕГО МИРА.


Существует версия, что произведения Достоевского - это его

медитации на своем "Я", а все его герои - его собственные

чувства, которые он выделил и обозначил именами собственными. Теперь эти феномены названы учеными "субличностями". 


Получается, что внутренний мир человека - это огромный космос,

который населен толпами самых разнонаправленных чувств, которые, каждое по себе и все вместе  являются живыми сущностями. То есть, в каждом из нас есть свой "князь Мышкин", свой "Ставрогин", свой "Раскольников" и даже "Смердяков".


Как правило, человек отождествляет себя с одной из сущностей. Обычно это самая сильная субличность, которая узурпирует внимание и играет роль короля. Заметьте, не разум управляет человеком, а всего лишь некая субличность. И она может оказаться как "Преступником", так и "Ученым". В зависимости от того, КТО взойдет на трон - тот и будет определять дальнейшее развитие пристрастий человека.*
_________
* Отметим, что, если человека не приучить читать книги с детства, то субличность под именем "Умник" может спрятаться в "тень", ослабнуть и тогда человек до конца жизни останется невежественным представителем стада и любимым персонажем Германа Грефа.
________

А вот теперь самое время поговорить о проблеме СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА и ЕГО СВОБОДНОГО ВЫБОРА. А?


А заодно вспомним индийские Веды, которые рисуют человеческую душу, сидящей в ужасе в колеснице, которой правит СПЯЩИЙ РАЗУМ, позволяя коням-чувствам нести эту колесницу к бездне.


Припомним и Платона, знатока Гиты, который в диалоге «Федр» также даёт знаменитый образ "колесницы души".


"Уподобим душу, - написал Платон, - соединенной силе крылатой упряжки и возничего. У богов и кони, и возничие - все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения".


Возница у Платона - РАЗУМ, добрый конь — ВОЛЕВАЯ ЧАСТЬ ДУШИ, а дурной конь — СТРАСТНАЯ ИЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ДУШИ".


В диалоге «Государство» Платон более подробно разбирает эти три составляющих психики человека. Так, он уподобляет разумную часть души — "пастырю стада", волевую часть души — сопутствующим пастырю "собакам", помогающим ему управляться со стадом, а неразумную, страстную часть души он называет "стадом", добродетель которого — подчиняться пастырю и собакам.


Таким образом, неуправляемые чувства Платон называет "стадом", которым должен овладеть РАЗУМ ("Пастырь") при содействии ВОЛИ ("собак"). НО, надо думать, воля вырабатывается не с помощью своеволия, а в результате суровой дисциплины, которая и является борьбой за усмирение внутреннего  "стада". А именно - неорганизованных субличностей.


Не обошла эта тема и В.Пелевина, который борьбу РАЗУМА со взбесившимся "стадом" описал в романе "Граф T".


Однако вернемся к Достоевскому. Тот, кто  читает его поверхностно - полагают, что писал он исключительно о придурках, преступниках и собственных пороках. Но тот, кто хотя бы  немного разбирается в психологии, находит в его романах стадо - галдящую толпу субличностей, которые и являются подлинной реальностью  каждого

человека. И именно они - эти разрозненные сущности превращают индивида в человека стада.   
               
               
Человек не целостен, как полагают многие. Каждую минуту он разный. Его внимание перекидывают друг другу, словно мячик, различные субличности, которые  и вступают во владение его поступками на какой-то миг. И это вполне можно назвать ОДЕРЖИМОСТЬЮ.*
________
* Если это отрицательная субличность, то человек совершает плохие

поступки, а потом, когда субличность уходит в тень и приходит

другая, не понимает, как он мог это сделать и говорит, что его "чёрт

попутал". Так вот, пусть он в другой раз говорит, что им овладела какая-то скверная субличность, которая вскарабкалась на трон его внимания по тропинке его же соответствующе-скверного настроения.
________

Обратите внимание на то, как мы говорим: "Мне грустно" (а не "Я грущу"), "у меня тоска" (а не "Я тоскую"), "Меня охватило бешенство" или, как сейчас иные и вовсе заговариваются - "меня выбесило" (а не "я бешусь"), "мне скучно" (а не "я скучаю").


Все давно уже знают, что человеком управляет не столько разум, сколько чувства. А чувства являют собой разных субличностей.

Об этом еще Гурджиев писал. А потом его слова были

подтверждены  многими исследователями.*
________
* В психиатрии некоторые направления предлагают  пациентам

отслеживать чувства, различать их, вести с ними беседы и даже давать им имена собственные. Например, фиксировать, когда приходит "Нытик" или "Разумник". Когда является "Сплетник" или "Зануда". Бывают еще "Аналитики", "Артисты", "Вруны" или "Святые"... вроде князя Мышкина, поражающего всех, не похожих на него, яростных субличностей.
________            
               

Человеком как физическим телом управляет толпа субличностей. И,

чем менее организован человек, чем менее он подчиняет всю свою

структуру разуму - тем оглашеннее и наглее становятся его

субличности, тем сильнее он зависит от них, тем более

переменчивы его настроения, тем непредсказуемее этот человек

становится для общества и даже для самого себя.


С другой стороны, ЦЕЛОСТНОСТЬ обретается только в том случае, когда всей психической структурой человека овладевает РАЗУМ и смиряет бешенство чувств. И это единственный случай, когда человека можно назвать ЧЕЛОВЕКОМ, а не разумным животным.


В ином случае он являет собой свору зверей, собранных в одной клетке, которые находятся в постоянной борьбе за власть. То есть, за внимание человека. И либо они таскают его за все части тела, вовлекая во все тяжкие, либо, если индивид силён и видит свою внутреннюю борьбу, - начинается когнитивный конфликт, осознаваемый им как раскол.


Однако именно осознание - это очень тяжелое состояние - и является путем, который может привести человека к ЦЕЛОСТНОСТИ - то есть, к ВЛАСТИ НАД САМИМ СОБОЙ.


Рецензии