Сценарий фильма Сосед по гостиничному номеру

По мотивам одноименного рассказа Петра Панасейко


СЦЕНА 1. НАТ. НЕПОДАЛЕКУ ОТ ГОСТИНИЦЫ. ВЕЧЕР.

ВАСИЛИЙ, Студент-заочник симпатичной внешности, лет 20-ти, в пальто фасона «Бушлат» и шапке в стиле «Эйс» с небольшой мужской сумкой наперевес, устало шагнув с остановившегося автобуса, не спеша идет в сторону гостиницы. Уткнувший в свой смартфон, он изредка поглядывает вперед. Останавливается  примерно в пятнадцати шагах от входа в гостиницу «Волга», поднимает медленно взгляд чуть выше третьего этажа, взор его на две секунды упирается на яркую неоновую вывеску. Глаза снова обращаются к экрану смартфона. Василий продолжает свой путь внутрь здания гостиницы.

СЦЕНА 2. ИНТ. РЕСЕПШЕН ГОСТИНИЦЫ. ВЕЧЕР.

У стойки студента встречает АДМИНИСТРАТОР, женщина средних лет в белой строгой блузе.

АДМИНИСТРАТОР
(вполголоса к приближающемуся студенту)
Здравствуйте!

Миловидно улыбается.

ВАСИЛИЙ
(вяло)
Здравствуйте.

Не снимая с плеча сумку, по привычке достает из нее паспорт и неторопливо выкладывает на ресепшен. Администратор быстро берет документ, раскрывает его.

АДМИНИСТРАТОР
(всматриваясь в паспорт)
Дорогой Василий Петрович, могу поселить тебя только на три дня. Потом у нас заезд учёных на научную конференцию. Согласен?

ВАСИЛИЙ
Куда же бедному студенту деваться? Не ночевать же на  вокзале?

АДМИНИСТРАТОР
(отрываясь взглядом от сделанной записи в журнале)
Только с соседа по номеру не бери пример, иначе завалишь сессию.

Заботливо смотрит на Василия.

ВАСИЛИЙ
(с любопытством)
А кто он?

Облокачивается одной рукой на стойку. Мельком оглядывается на немногочисленных постояльцев, сидевших в холле.

АДМИНИСТРАТОР
Из средней Азии какой-то большой начальник, приехал в командировку на местный завод.

Снова опускает глаза в журнал и повертывает его Василию.

Пожалуйста, подпиши здесь.

Показывает указательным пальцем левой руки на место для подписи, а правой - подаёт шариковую ручку Василию.

ВАСИЛИЙ
И…
(протяжно)
что там с «примером»?

Смотрит на Администратора, улыбаясь.

Плохой?.. Заразительный?..

Подписывается в журнале.

АДМИНИСТРАТОР
(кокетливо)
Ой, я тебе и так много сказала. Считай, что я тебе ничего не говорила. А то ещё беду на себя накличу.

ВАСИЛИЙ
(спокойно)
Ладно. Пойду я отдыхать, а то с дороги - устал очень.

Василий взял паспорт и небрежно кинул в сумку.

Администратор выкладывает ключи от номера, убирает со стойки журнал.

Василий смахивает ключ с ярлыком с ресепшена, задерживая в сжатой ладони. Уходит в коридор.

Администратор провожает взглядом уходящего Василия.

СЦЕНА 3. ИНТ. КОРИДОР В ГОСТИНИЦЕ. ВЕЧЕР.

Василий в начале еще светлого коридора, чуть раскрыв кулак и слегка улыбаясь, бегло смотрит на ярлык с ключом от номера.

МЫСЛИ ВАСИЛИЯ (ГОЛОС ЗА КАДРОМ)
Тринадцатый. Не повезло.

Входит в тускло освещенную часть коридора. Оглядевшись, находит нужный номер, подходит ближе и вставляет ключ в дверь.

Странно…

Быстро поворачивает ключ.

Говорят, большой начальник, а поселился в  номере на первом этаже, хотя мог выбрать местечко и повыше, где не так слышен стук трамвайных колес.

Открывает дверь. Слышаться слабый скрип.

СЦЕНА 4. ИНТ. В НОМЕРЕ. ВЕЧЕР.

Номер-люкс, состоящий из двух комнат. Одна представляет собой спальню, а другая – залу с телевизором, холодильником, креслами и небольшим журнальным столиком рядом с диваном напротив входа в номер. Василий, включая свет, бросает в угол сумку, снимает пальто, шапку. Одежду вешает на вешалку напротив небольшого зеркала.  Подойдя к дивану, валится на него. Но отдых прерывает знакомый звук, издаваемый дверью, в которую входит усатый мужчина лет 50-ти приятной неславянской наружности.

Дверь захлопывается.

Василий вздрагивает и одним глазом, с дивана, видеть АЛИМБЕКА.

АЛИМБЕК
(с незначительным акцентом)
Привет, студент!

Алимбек вынимает расческу из внутреннего кармана пиджака.

Василий поеживается, но поднимается в знак уважения.

АЛИМБЕК
(продлжая)
Я – Алимбек.

Василий кивает головой, посмотрев в сторону Алимбека.

Алимбек начинает прихорашиваться, одёргивая костюм и смотря в зеркало.

ВАСИЛИЙ
(зевнув, прикрываясь рукой)
А я – Вася. Вы  угадали, действительно студент-заочник.

АЛИМБЕК
(приглаживая усы)
Не хочу хвастаться, вообще-то я ужасно недогадливый. Узнал это от дежурной на этаже. Но хочу тебя обрадовать, я – тоже студент.

ВАСИЛИЙ
(немного удивленно)
В ваши-то годы?!

АЛИМБЕК
Да, месяц назад я «разменял» шестой десяток.

Поправляет чуть растрепанную прическу, с аккуратностью приглаживая свои волосы.


(ДАЛЬШЕ)
АЛИМБЕК (ПРОД.)
Но живу по принципу: «Век живи, век учись». Двадцать пять лет назад окончил киргизский технический вуз, а в настоящее время работаю заместителем генерального директора  на  заводе. И по просьбе генерального решил получить юридические знания, поступив на заочное отделение вашего госуниверситета.

ВАСИЛИЙ
Всё это мне понятно, кроме одного: есть ли смысл ездить за тысячу километров на сессии?

Встаёт в полный рост лицом к Алимбеку.

Неужели в Киргизии не обучают в вузах на юристов?

АЛИМБЕК
Обучают, молодой человек, обучают. Но в этом городе   находится наш завод-смежник, где я часто бываю. Вот ты приехал на сессию, оформив ученический отпуск, потеряв в стипендии, а я приехал официально в командировку на завод. Улавливаешь разницу, студент?

Василий медленно направляется в другую комнату номера.

ВАСИЛИЙ
(с досадой, смотря в пол перед собой)
Ещё бы…

Останавливается. Вопросительно смотрит исподлобья.

АЛИМБЕК
Что удивляешься, Вася, тебя покидаю? Не удивляйся, я сегодня допоздна задержался на заводе. Теперь пойду в гостиничный ресторан, там у меня назначена деловая встреча с женщиной.

ВАСИЛИЙ
(опирается плечом на косяк в дверном проёме)
Никак с директрисой завода?

АЛИМБЕК
Чуть-чуть не угадал: с секретаршей директора, сорокалетней красавицей Оксаной. Хочешь, пойдём вместе.
(залихватски)
И тебе найдём женщину.

ВАСИЛИЙ
(пренебрежительно)
Нет уж, мне сейчас не до любовниц, хотя неженатому мужчине их иметь не запрещается.

Снова опускает взгляд.

И мне всего лишь двадцать лет, рано думать о женщинах.

АЛИМБЕК
(спокойно)
Намёк понял, Вася, но я – женат, имею троих взрослых детей и шестеро внуков, но любовниц мне иметь никто не запрещает.
(задорно)
Я же мусульманин, и могу иметь гарем…

Алимбек и Василий в один голос громко смеются. Смех заканчивается и оба замолкают в небольшой паузе.

АЛИМБЕК
(продолжая весело)
…Ну, я пошел, студент!

Алимбек легким движением отправляет расческу в наружный карман, выходит из гостиничного номера, всё так же скрипя дверью.


ВИСИЛИЙ
(вслед Алимбеку)
Удачи, студент!

Уходит в спальню и ложиться на кровать. Спит.

СЦЕНА 5. ИНТ. В ТОМ ЖЕ НОМЕРЕ. НОЧЬ.

Около полуночи дверь снова открывается и Алимбек в наилучшем расположении духа возвращается в номер.

АЛИМБЕК
(очень радостно и громко)
Василий!.. Друг мой!..

Не находя в зале Василия, Алимбек воодушевленно проникает в неосвященную спальню. Приглушая свой голос до тихого.

Вот ты где.

От звонкого голоса в зале Василий, лежащий в спальне, быстро пробуждается, но не сразу встаёт. Через несколько секунд Василий поднимается, включает свет, нащупав в темноте выключатель настольной лампы на тумбочке возле кровати.

Алимбек присаживается рядом на кровать.

ВАСИЛИЙ
(невнятно, с опущенной головой и не  открывая глаз)
Что случилось-то?

АЛИМБЕК
(радостно, но почти шёпотом)
Дорогой товарищ, деловая встреча прошла удачно, осталось только секретаршу отблагодарить.

Многозначительно на секунду замолкает.

Она завтра подпишет у шефа все необходимые мне бумаги.





ВАСИЛИЙ
(протягивая руку, сидя на кровати)
Рад за вас, Алимбек.

Алимбек жмет руку соседа.

После этого Василий валится на бок, утыкается лицом в подушку и очень невнятно, почти моля, продолжает.

Пожалуйста, давайте уже спать.

АЛИМБЕК
(совсем тихо, успокаивая)
Хорошо, хорошо…
(присаживается ближе, Смотря на лежащего, но ещё не уснувшего Василия)
Ты не понял, друг мой…

Чуть касается ладонью локтя Василия.

… Я же говорю…
(громче, спокойным голосом)
…осталось Оксану отблагодарить. Она живёт давно без мужа, из-за дочери так и не вышла замуж. Давно не испытывала мужской ласки и поцелуев.

ВАСИЛИЯ
(не открывая глаз, повернув голову на подушке в сторону соседа)
Не волнуйтесь, я буду спать  «сном Наполеона после Ватерлоо». Ничего не увижу и не услышу. Уже сплю.

Алимбек встаёт с кровати.

Василий поднимает ноги на кровать и рукой натягивает на голову одеяло.

Алимбек выключает свет в спальне и тихо уходит из номера, стараясь не шуметь.
Предательски слышатся скрип двери.

СЦЕНА 6. ИНТ. В ТОМ ЖЕ НОМЕРЕ. УТРО.

Проснувшись, Василий обнаруживает свой гостиничный номер безлюдным. Он умывается, бреется, завтракает и собирается в институт на  установочные лекции.

Неожиданно в  номере появляется Алимбек в прежнем приподнятом настроении.

АЛИМБЕК
Спасибо тебе, дорогой, за твой крепкий сон. Я отлично провёл на диване ночку. И не зря:  все необходимые  документы у меня вот в руках. Командировка моя закончилась, я сейчас еду в аэропорт, улетаю домой. Рад был с тобой познакомиться. Прощай! Хотя… будешь в Киргизии, заходи, гостем будешь. Но жене об Оксане ни слова. Надеюсь, ты меня понял?!

ВАСИЛИЙ
(бодро и шутливо)
О какой Оксане!? Я ничего не знаю.

Надевает пальто и шапку.

АЛИМБЕК
Вот это мужской разговор,

Открывает дверь, но не выходит из номера, разворачиваясь лицом к Василию в дверном проёме.

Вася. «Ни пуха, ни пера тебе».

ВАСИЛИЙ
(одевая обувь)
А как же Ваша сессия?

АЛИМБЕК
Я её уже сдал.

Вынимает из кармана зачетку и раскрывает ее Василию, словно удостоверение.

Вот смотри в зачётной книжке стоят -  «отлично» и «зачёт».

Закрывает зачетку и закидывает её небрежно обратно в карман.

Желаю тебе того же.

Василий и Алимбек выходят из номера.

СЦЕНА 7. НАТ. В ТРАМВАЕ. УТРО.

Народ спешно забегает в трамвай. Василий среди пассажиров, присаживается около входа, проезжает одну остановку. На следующей остановке входит ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК с тростью в руке. Он тяжело поднимается на первую ступень. Василий, будучи близко от входа, замечает всю тяжесть движения пожилого человека, быстро спускается на вторую ступень дверного проёма, берет аккуратно за локоть пожилого человека и, молча, усаживает его на своё место.

ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК
(слабым сиплым голосом)
Спасибо вам большой, молодой человеке. Храни вас Бог!

ВАСИЛИЙ
(почтительно)
Будьте здоровы!

Василий, держась за верхний поручень, стоит, смотря в противоположное входу окно, и через несколько минут, поправляя немного сумку на плече, выходит из трамвая на нужной ему остановке.

СЦЕНА 8. ИНТ. В АУДИТОРИИ ИНСТИТУТА. ДЕНЬ.

Василий входит в одну из аудиторий института. Установочная лекция по истории КПСС уже началась, и ПРЕПОДАВАТЕЛЬ   что-то объясняет студентам, заполнявшим почти все места для слушателей.

ВАСИЛИЙ
(прикрывая за собой дверь)
Извините, пожалуйста, я опоздал.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
(слегка нервно)
Садись, где найдешь место.

Продолжает лекцию.

Василий, принужденный обстоятельством наполненности первого ряда, находит для себя свободное место в ряде подальше, садится с очаровательной 18-летней студенткой, ЛИЗОЙ, одетой в серую длинную кофту на молнии и в черные шерстяные лосины.

СЦЕНА 9. НАТ. НА УЛИЦЕ ВОЗЛЕ ИНСТИТУТА. ДЕНЬ.

Дальний план.

Василий и Лиза живо разговаривают друг с другом, удаляясь от здания института. Играет романтическая музыка, голосов не слышно.

Медленно наезжает фокус до ближнего плана.

С приближением фокуса музыка постепенно утихает.

Василий и Лиза присаживаются на попавшеюся мимо лавочку.

ЛИЗА
(смотря в глаза Василию)
Вася, ты очень здорово справился с заданием по истории КПСС.
(жестикулируя руками)
А я, вот, люблю больше точные науки. Как-то это ближе мне.

ВАСИЛИЙ
Ну, кому как. Все мы разные.
И каждый выбирает своё.

ЛИЗА
Это да.
(отводя взгляд на заснеженный слегка тротуар около лавки) 
 Ты прав…

ВАСИЛИЙ
(неожиданно для Лизы)
А тебе нужна помощь?

ЛИЗА
(удивленно и немного смущенно, смотря на грудь Василия)
Помощь?

ВАСИЛИЙ
Ну да. Я просто, подумал, раз ты любишь точные науки, то, наверное, по гуманитарным есть трудности.

ЛИЗА
(с умиленной улыбкой и внутренней радостью)
Какой же ты внимательный…

Лиза улыбается и на её щеках появляется легкий румянец смущения. Пауза.

ВАСИЛИЙ
(заботливо)
Чем же тебе помочь?

Смотрит на смущенную Лизу.

ЛИЗА
Контрольная по истории КПСС не получается.

ВАСИЛИЙ
А пойдем ко мне, тут недалеко уже.

Показывает правой рукой в сторону видневшегося из-за деревьев здания гостиницы.

ЛИЗА
(немного  насторожившись)
Ты приезжий?

ВАСИЛИЙ
(успокаивающим голосом)
Да, я живу в области неподалеку от Ульяновска.
(секундная пауза)
Пойдем?

Лиза делает умиротворяющий вид, и кивает головой.

Василий поднимается с лавки, Лиза – вслед за ним.

Играет та же музыка, фокус отдаляется до дальнего плана.

Василий и Лиза, разговаривая друг с другом, продолжают движения по направлению к гостинице. Голосов не слышно.

СЦЕНА 10. ИНТ. В НОМЕРЕ. ВЕЧЕР.

Лиза сидит за журнальным столиком на диване, записывает в тетрадь под диктовку Василия, сидевшего рядом на кресле. Изменяя слова своей контрольной в уме, Василий произносит уже другой вариант.

ЛИЗА
(внезапно перебивая Василия)
Как я устала. Читать легче, чем писать.

ВАСИЛИЙ
(с ухмылкой)
Ну, давай поменяемся. Только ты же не гуманитарий, а тут надо изменять слова, прилагать литературные навыки.

ЛИЗА
Нет уж, я точно не справлюсь.

Оставляет шариковую ручку на столике.

А можно я прилягу и немного отдохну?

ВАСИЛИЙ
(мысленно предвкушая пикантный вид)
Я не против.
Слегка опустив контрольную, незаметно подглядывает за однокурсницей в ожидании.

Лиза ложится на диван так, что голова ее обращена в сторону Василия.

Василий, с досадой во взгляде, обратно поднял контрольную на прежний уровень.

Лиза вдруг встрепенулась, увидев около окна маленький клочок бумаги, похожий на визитку. Девушка встаёт с дивана, подходит ближе к окну, спускается на корточки, опираясь одной рукой на подоконник, другой быстро берет маленький аккуратный, но чуть помятый, листок обнаруженной бумаги и с изумлением читает про себя.

ЛИЗА
(с большим удивлением в глазах, смотрит на Василия, не вставая с корточек)
Вася, что хочешь проси у меня, кроме секса, разумеется, но скажи-ка мне, любезный, как пропуск моей мамы  оказался в твоём гостиничном номере?

Подаёт поднятую с пола бумагу Василию. Ложит свободную руку на подлокотник кресла.

Василий удивленно смотрит на свою однокурсницу, мгновенно отложив контрольную на другой подлокотник своего кресла.

ВАСИЛИЙ
Так, Оксана… Прости не знаю ее отчества. Выходит твоя мама…

Начинает рассказывать о происходящем вчера в номере. Голос приглушается.

Звучит музыка. Фокус отдаляется до дальнего. Голос не слышен.

Через несколько секунд музыка прекращает.

… ну, вот так. Мне очень жаль.



Внимательно выслушав однокурсника, сидевшего всё это время на кресле, Лиза в оцепенении, установившись в одну точку, куда-то вдаль за окном, отходит и садиться медленно на диван.

Длинная пауза воцарилась в номере.

МЫСЛИ ЛИЗЫ (ГОЛОС ЗА КАДРОМ)
Моя мать – проститутка. Моя мать…

ВАСИЛИЙ
(чуть громче обычного)
Лиз!
ЛИЗА
(выходя из оцепенения, коротко)
А… что?..

Взгляд Лизы быстро обратился к Василию. Поникшим голосом с блеском в глазах продолжает.

Какой ужас! Какой позор!
(опустив глаза в пол, разочаровано)
До меня с завода доходили слухи, но я им не верила. Теперь тебе не верить оснований у меня нет. Вот он доказательство твоей правоты.

Снова смотрит на Василия.

Василий, молча, бросается на колени перед Лизой, берет ее оби ладони в свои и нежно один раз целует девушке руки, смотрит ей прямо в глаза.

Даже, если и я  выйду неудачно замуж, разведусь, то «менять мужчин как перчатки никогда не стану».

  ВАСИЛИЙ
(не вставая с колен)
Почему, Лиза, ты уверена, что выйдешь неудачно замуж?


 ЛИЗА
(с трепетом, смотря в глаза Василию)
Вася, всё ведь возможно. Но если ты возьмёшь меня замуж, то все опасения исчезнут, поверь.

Осторожно вынимая правую руку из ладоней Василия, Лиза бережно касается ладонью его лица и, закрывая мокрые от слез глаза, целует нежно губы Василия.

Фокус медленно отдаляется до дальнего плана, играет романтическая музыка, экран затемняется, и появляются титры.

КОНЕЦ

30 декабря 2018 г. 


Рецензии