Сюжет этой картины основан на Евангелии

Сюжет картины Александра Иванова «Явление Мессии» (более известное название – «Явление Христа народу», авт.) основывается на первой главе Евангелия от Иоанна и третьей главе Евангелия от Матфея. Картина находится в зале № 10 Третьяковской галереи, который полностью посвящен этой работе живописца.

       Само полотно занимает целую стену. Оставшееся пространство заполняют эскизы и этюды, которых за двадцать лет работы над картиной, которая была окутана завесой тайны, а мастерская закрыта для публики, было исполнено свыше шестисот.

    «Иванов… уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы», — писал своим друзьям Николай Гоголь. К слову, именно благодаря его письмам, в России узнали о создании картины «Явление Христа народу».

Тема картины

     Прежде чем приступить к работе над полотном, Александо Иванов перечитал Евангелие. Затем написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». И только спустя три года в 1837 году приступил к созданию знаменитого шедевра, которому суждено будет обессмертить его имя на века. Надо сказать, что подобную тему в своей живописи использовали и другие художники. Одним из них стал итальянский живописец эпохи Возрождения Доменико ди Томмазо дель Гирландайо, который написал картину «Крещение святым Иоанном Христа».

     Помимо изучения Евангелия, Иванов познакомился с археологическими изысканиями о Палестине. Объездил Италию, желая найти подходящий пейзаж. Настойчиво обходил храмы и синагоги в поисках лиц истинных иудеев. Искал прообразы героев картины среди друзей, прохожих на улицах, рынках… Например, Христос собран из этюдов женского лица, головы Аполлона Бельведерского и палермской мозаики.

     Каждая фигура, по мнению мастера, должна была представлять целый мир со сложной жизненной судьбой. И только после того, когда картина сложилась в голове, приступил к работе.

Один из главных эпизодов Нового завета

     На берегу священной реки Иордан, которая начинается в горах Ермона и Ливана, изображен пророк Иоанн Креститель. Художник нарисовал его высоким сильным человеком с длинными волосами, беспорядочно ниспадающими с плеч, и бородой.

    У него бледное худое лицо, запавшие глаза. Одет пророк в верблюжью шкуру и плащ светлого оттенка из грубой материи. Крепкие руки и ноги, высокий умный лоб, твёрдый решительный взгляд говорят о внутренней силе Предтечи. Он указывает людям на фигуру человека, медленно идущую по каменистой, выжженной солнцем равнине.

    Это сам Иисус Христос – Мессия, которого так долго ждали последователи пророка. В левой руке Предтечи находится крест – символ новой веры. Решительный жест Иоанна, его выражение лица говорят о волнении и восторге, с которым он встречает долгожданного Мессию… Зрителю сложно рассмотреть лицо Спасителя.

    Это особая задумка автора картины: до второго пришествия Христа может увидеть только тот, кто очень этого хочет. Это уважение к человеческой свободе: если человек не хочет этой встречи, она не произойдет.

Апостолы

     Картина как бы собрана из нескольких композиций. На первой из них ученики Христа, которые стоят за Иоанном Крестителем.
Первый, рыжий, – апостол Иоанн, самый молодой из них. Его можно узнать сразу. За ним стоит апостол Пётр. Он, как и Иоанн, был тоже очень горячим и порывистым. У Петра ухо обращено в ту сторону, где Христос, но голова при этом развёрнута.

    Рядом с Петром – апостол Иаков, который смотрит не на Христа и не на Иоанна Крестителя, а куда-то внутрь себя. Иаков здесь воплощает тип человека спокойного, не порывистого, но такого, которому для принятия решения нужны очень серьёзные основания. Рядом лицо ещё одного ученика – Нафана.

Персонажей на картине изображено много

     Вообще, на полотне довольно много персонажей и все они выписаны настолько реально, что кажутся живыми. Например, юноша и старик внизу картины, на которых нельзя не обратить внимание. С этой парой композиционно соотносится изображение дерева: оно одновременно молодое, зрелое, и старое. В нём как бы заключена вся полнота возрастов.

    Данная тема повторяется и в этой паре «старик и юноша». Сам юноша похож на мраморную скульптуру. Его тело идеально выписано. Многие искусствоведы в нём видели символ античности, который Иванову удалось великолепно написать.

    Ещё одна пара. Критики их сразу назвали «дрожащие». Речь идёт о ребёнке и мужчине, вышедших из воды. Охватившую тело дрожь можно объяснить именно этим, хотя, вполне возможно, они дрожат от страха перед неизвестностью.

    Великолепно нарисован раб с верёвкой на шее. Он изображён спиной к Христу и наклоняется к покрывалу, чтобы накрыть господина. В то же время он слушает, о чем говорит Иоанн Креститель, и его наполняет радость. Сразу понятно — этот человек станет самым верным последователем Христа.

Гоголь, французы и другие…

     Этого тёмноволосого мужчину, повёрнутого лицом к мессии, обычно называют «ближайший ко Христу». Примечательно, что в ряде ранних эскизов он отвернут. Иванов делает это лицо очень похожим на своего друга Гоголя, известного своей набожностью. Они по жизни очень тесно общались.

      Размышляя над непростым путем Гоголя, его духовными поисками, Иванов поначалу нарисовал его отвернувшимся.. Но в последнем варианте картины, зная, что происходит в сердце друга, художник разворачивает свой персонаж и обращает его лицо ко Христу.

    Ещё Иванов изображает двух римских солдат, которых он пишет с французских кавалеристов. Дело в том, что в это время французская армия оккупировала Рим и художник переживал это событие, как личную трагедию. Однако это не лица злодеев. В особенности подобное заметно у солдата слева. Он всматривается в Христа без агрессии и без презрения. Скорее, это вопрошающий взгляд наблюдателя со стороны.

    Интересна также группа левитов и книжников, хранителей Закона, которые сами себя олицетворяют с Законом. В их лицах читается пренебрежение, осуждение, холод и зарождающаяся злоба, зависть – то, что приведёт к непримиримому конфликту.

Автопортрет

    В те времена имелась такая традиция вносить себя в библейские сюжеты и на иконы. Не ушел от неё и Иванов. Человек в серой шляпе с посохом, находящийся ближе всего к Иоанну Крестителю, – это автопортрет самого художника.

    С одной стороны он путешественник, с другой — ученик. Он очень внимательно слушает, что говорит Иоанн Креститель, и смотрит туда, куда тот показывает. Этот образ, по свидетельству знающих Иванова людей, очень точно передает его характер и отношение к религии.

    И ещё. Это довольно сложно рассмотреть. Но если приглядеться, можно увидеть, что за деревьями идёт огромное множество людей. Это те, кто ещё в пути и, возможно, придут ко Христу только через несколько сотен лет и даже через тысячелетия.

Пейзаж смотрится колоритно

    Действие, изображенное на полотне, происходит в Палестине. Но Александр Иванов, в силу определенных причин, не мог посетить эту сторону. Поэтому натуру хотел найти в Италии. Времени на эти поиски ушло много. Наконец, ему удалось воссоздать природу Святой Земли в своей работе.

    Художник сумел изобразить выжженную солнцем каменистую равнину, горы в голубой дымке вдали, поросший деревьями и кустарником берег реки.

Судьба картины

     В Риме картина имела огромный успех. Естественно, Иванову хотелось показать её в России. Но перевозка огромного полотна, размером 540 x 750 см, стоило дорого. На помощь пришла Великая княгиня Елена Павловна, пожертвовавшая средства на транспортировку. Демонстрация полотна, эскизов и этюдов к ней была организована в одном из залов Академии Художеств.

    Но, как это не печально, зрители не почувствовали величия и никто не обратил внимание на то, какой новаторской по тем временам получилась картина Иванова. Более того, работу встретили прохладно. Критики говорили, что эскизы вышли гораздо сильнее. К тому же, общество было охвачено обсуждением скорой отмены крепостного права и его как-то не волновал Христос.

    Современники картину не поняли. Только прогрессивная молодежь, споря у полотна, признала в нем величайший образец совершенно нового поворота в живописи. Да ещё художник Иван Крамской посчитал образ Крестителя идеальным портретом.

Мастер умер практически сразу после демонстрации картины

     Всего через несколько недель после представления общественности картины «Явление Христа народу» Александра Иванова не стало. Последние дни его жизни были полны унижения и отчаяния. Он не получил обещанный гонорар за работу, а ценители живописи раскритиковали её.

     А сразу после смерти автора царь Александр II милостиво пожаловал ему орден Святого Владимира и выкупил картину за немалые по тем временам деньги — 15,0 тыс. рублей. Практически все эскизы и этюды к полотну приобрёл Павел Третьяков, опоздавший к началу торгов.

      Когда полотно попало в Третьяковку, в 1932 году специально для него был пристроен зал к основному зданию в Лаврушинском переулке.


Рецензии
Доброго времени суток,Наталья.Меня среди фрагментов-проработок,располагавшихся ниже полотна,потрясла "Голова трясущегося".Она ВЫДАВИЛАСЬ на передний план,как мерило ТАЛАНТИЩА художника.Я с этим полотном живу.Спасибо.

Наталия Будник   14.02.2019 21:38     Заявить о нарушении
это одна из работ, о которой я боялась писать. Слишком она монументальна для среднего человека. Она просто откровение.

Наталья Швец   16.02.2019 13:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.