Судьба - гл. 3-я

     Дорога была похожа больше на широкую тропинку. Было видно, что машины по ней не ездили. Так же отсутствовала и колея от гужевого транспорта. И лишь в нескольких местах виднелись следы от колёс велосипеда.

     Солнце уже скрылось за холмами и только последние лучи блуждали среди лёгких облаков, окрашивая их в нежно-розовый цвет. Скоро наступит вечер. Женщина шла медленно, иногда, оступившись, она тихонько ойкала и останавливалась.
       "Наверное, ноги болят, как и у моей бабушки, - с сожалением подумала Оля. - И что же заставляет её в таком возрасте работать?"

 Девушка некоторое время не решалась её об этом спросить. А женщина, словно, прочла Олины мысли, сама затеяла о том разговор:

       - Ты хочешь знать, девонька, почему я работаю. Я давно на пенсии и мне одной вполне хватало бы денег на житьё-бытьё. Когда были живы дед и зять, мы и горя не знали. А теперь вот их нет, царство им небесное. Трудно живётся нам, Оля. - бабушка замолчала, было видно, что ей очень нелегко об этом говорить.
       - Мужа моего уже семь лет нету, а зятька вот четыре года, как похоронили.
      

       - А дочь ваша с вами живёт?- немного помолчав, тихо спросила Оля.

       - Да, как сказать, и живёт и не живёт. Она больше по больницам. С внучком я живу. Десять лет хлопчику. Он у меня молодец, на выходные из интерната приедет, так и полы вымоет, и с хозяйством управится. А сейчас он на каникулах,  так вот дровишки потихоньку колет, да складывает, чтобы зимой бабушке было чем печь истопить. Славный мальчик, да не счастливый видно.
 
   Они молча шли по дороге и каждый думал о своём. Девушка иногда на мгновение задерживала свой взгляд на цветах, что выглядывали из травы у обочины. Они были такие разные: и крупные, и совсем маленькие, беленькие, красненькие. Но это красочное поле совсем не радовало Ольгу. "Десять лет! Господи, да он ведь ещё совсем ребёнок, а он заготовляет дровишки, как взрослый мужик," - не выходило из головы услышанное.


        - Бабушка, а с дочерью-то что? Грозное заболевание, наверное, если в больнице часто лежит?

Женщина ответила не сразу. Может быть ей просто не хотелось говорить, может быть не знала с чего начать.

        - Угасает моя доченька. Васеньку свого похоронила и жить перестала, кровиночка моя жалкая, - ответила женщина.

    Бабушка достала из кармана носовой платок, вытерла слёзы и, усердно высмарковшись, тяжко вздохнула.

      Оля остановилась. И снова горячая волна подступила к самому сердцу. Она уже не могла сдерживать слёзы и, прильнув к груди женщины, горько заплакала.

        - Ну, что ты, деточка, что ты, успокойся, - женщина усадила девушку на траву и с трудом присела рядом.
        - Вижу я, что ты не вертихвостка какая-то. И от поезда ты никак не могла отстать. Что приключилось с тобой, милая?

   Девушка нашла в себе силы успокоиться, она поняла, что ей надо с кем-то поделиться своими бедами. А эта пожилая женщина, хлебнувшая  горя, конечно же поймёт её.

         - У меня был жених, Женей его звали. Мы должны были пожениться после окончания военного училища. А тут Чечня. Вернулся двухсотым.

  Бабушка вопросительно заглянула в глаза девушке и та поняла, что она не знает, что такое "двухсотый".

         - Груз двести - это когда погибшего привозят домой. - тихо пояснила Оля, смахнув кулачком слезу со щеки.
         - Мама у него одна осталась. И я вот одна. Не живу, существую, как и ваша дочь. Шесть лет прошло, и не было такого дня, чтобы я не помнила о нём.

    Старушка молчала. Что может сказать она в утешение? Знает, какое это горе, за свою жизнь хватила она его слихвой.

       - А почему ты сошла с поезда?- чуть погодя, спросила женщина.

       - Я увидела из окна вагона на перроне молодого человека с тросточкой. И мне показалось, что это мой Женя. Разве могла я оставаться в вагоне? Но это был, к сожалению, только плод моего воображения. Даже не знаю, почему я приняла , совершенно, мне не знакомого человека, за Женю.

         - С тросточкой? - бабушка изменилась в лице. Её глаза стали какими-то злыми и, грозя кулаком кому-то, она почти прокричала:
         - Ах, война, война, будь ты проклята!

Они сидели на обочине и молчали. И вот уже снова на Олю смотрели добрые глаза старой женщины.

         - Это был Костя. Он часто выходит к этому поезду, всё надеется, что "краля" его одумается, да вернётся. Уехала она в тот же день в город, как только встретила своего мужа-инвалида. Дрянь-баба. Детей у них ещё не было. Говорят, теперь сошлась с каким-то городским, родила мальчика.

         - Инвалид? Разве так важно? Если бы мой Женя вернулся пусть и без рук, без ног, но живой, я была бы счастлива. Я бы его никогда не оставила.

         - А Костя вначале запил. И когда заболела его мать, перестал пить и вот уже несколько лет в рот не берёт спиртного. Он теперь у нас хозяин, посадил и выростил фруктовый сад, второй год уж плодоносит. Такое вот бывает, Ольга. Разные и мужики, и бабы.

Оля встала, подала руку женщине и помогла ей подняться.

         - Как зовут вас, бабушка?

         - А-а-а, Глафира я. Мой Стёпа меня Глашей звал.

         - Красивое у вас имя, баба Глаша,- улыбнулась Оля.

        Ещё не совсем стемнело, когда они вошли во двор. Рыжий пёсик заскулил от радости. И на крылечко выбежал белорысый мальчик.

         - Ба, ну что ты так долго? Уже и картошка остыла.

         - Мишка, у нас гости, поставь чайник на плиту, а я тут управлюсь с хозяйством.

         - Управлюсь, управлюсь. Я давно управился - сердито пробормотал Мишка и скрылся за дверью.

      Оля огляделась. Старенький домик выглядел весело. Голубые ставеньки были разрисаваны белыми ромашками, а по крыльцу плыли серые, с разноцветными крыльями, уточки.
        Перехватив восхищённый взгляд Оли, баба Глаша гордо сообщила:

        - Это Мишкино художество, весь в батю пошёл, тот тоже любил рисовать. И получалось ведь у него.

          В комнате из современной обстановки были только холодильник и небольшой телевизор. Под окном стоял сундучок, он служил и табуретом к столу. На него-то и было предложено сесть Оле. Пока  бабушка с внуком накрывали на стол, девушка краем глаза оглядывала комнату.
 
         На окнах висели скромные ночные и  тюлевые шторки, а на стене, над железной кроватью с пышными, большими подушками, прикрытыми розовыми накидками, висел небольшой ковёр. На полу лежали полосатые, самотканные половики. Такие половички Оля видела и у своей бабушки. Оля улыбнулась, ей, показалось, что она здесь уже была и что всё здесь знакомо и дорого.

         Между двух окон стояла резная, ручной работы, этажерка. Все её полочки были заставлены книгами, а верхняя была застелена красивой кружевной салфеткой. Ваза с ромашками на этажерке гляделась очень даже симпатично.

       - Мишутка, - обратилась баба Глаша к внуку,
       - достань из шкафчика чайные чашки, да те, что по праздникам достаём. У нас сегодня гостья и мы с тобой ей очень рады.
 
         Мишка шустро подвинул табуретку к старомодному серванту и осторожно стал доставать с полочки чашки.

        - Бабушка, а можно я папины любимые чашки возьму? Мы уже давно из них пили чай.

        - Бери, бери, внучок. Только аккуратней, пожалуйста, не урони, - бабушка взглянула на Олю.

        - Оленька, прими у него чашки, а то его ручки могут и обронить.
 
       Мальчик подавал Оле чашки с такой осторожностью, что ей стало как-то не по-себе и она со страхом подумала, а что, если, вдруг не удержит хоть одну чашечку и она разобьётся. Девушка понимала, как дороги для мальчика и бабушки эти чайные чашки. Она принимала их и ставила на стол, как что-то очень хрупкое и бесконечно ценное.

       Мишкина картошка с луком, поджаренная на подсолнечном масле, была очень вкусной. Оле, казалось, что такой картошки она никогда не ела. С нескрываемым удовольствием, девушка пила и чай, заваренный на ароматных травах.
    
       Мальчик уже перестал стесняться Олю и весело рассказывал гостье о своих пацанячьих делах. Баба Глаша, глядя на внука, удивлялась его способности вести беседу с едва знакомым человеком. Но Мишке, казалось, что эту симпатичную, белокурую девушку он знает уже давно.

        - Тётя Оля, а такой вкусный пирог вы сами пекли? Моя мама тоже пекла пироги, такие же вкусные, - и на мгновение замолчав, с грустью произнёс:
        - теперь не печёт.

         За чаепитием женщина рассказала Оле о своей судьбе. Когда-то и она  жила в городе. И оказалась здесь совсем случайно.

        Однажды на вокзале она обратила внимание на сельского паренька. Был он совсем не красавцем, но юная девушка Глаша не могла отвести свой взгляд от его васильковых глаз.

      - Знаешь, Оля, а я ведь первая к нему подошла, - улыбнулась бабушка, - подошла и говорю: "Здравствуйте, а вы куда едете?" Он так растерялся, что и слова не мог вымолвить. Смотрел на меня своими красивыми глазами и улыбался.

     Баба Глаша рассмеялась,
         - Ой, и сама не знаю, почему я в тот момент стала, вдруг,такой наглой, сейчас и вспомнить стыдно. Допыталась у него, что его Степаном зовут, узнала, где он живёт, что он уже отслужил в армии и работает в колхозе трактористом.
 
     Несколько минут бабушка молчала и лишь улыбалась, видимо память красочно рисовала  картину той первой встречи со своим будущим мужем.
 
     Оля тоже молчала и с нетерпением ждала продолжения бабушкиной забавной истории.

       - Я его тогда проводила, - продолжала баба Глаша,
       - и смеялась потом, как не нормальная, рассказывая подругам об этом случае. Да только веселиться пришлось недолго, Бог наказал за наглость такую. Не знаю, то ли наказал, то ли вознаградил. Я потеряла покой, лишилась сна и аппетита. Все мысли были о нём. Я то плакала, то смеялась. И эту мою ненормальность заметила моя мама. Однажды, она спросила:"Доченька, ты не влюбилась, случайно? Вот тут-то я и  поняла, что, действительно, я полюбила того паренька, хоть мне в то и не хотелось верить.

          - Разве такое может случиться, баба Глаша? - Оля испуганной и удивлённо смотрела на женщину.

          - Может, девонька, ой, как может. Любовь - она такая, появляется тогда, когда совсем её не ждёшь.

          - И что потом? - поинтересовалась девушка.

          - А что потом? Села я в поезд и поехала шукать хлопчика своего.

У Оли перехватило дыхание. И она чуть слышно пролепетала:
          - Ба-абушка, и что, нашли?

          - Нашла, Ольга, нашла. Своё счастье найдёшь, если пожелаешь Вот я и пожелала. Вот и живу здесь до сих пор, как сама видишь.
После свадьбы пошла работать в школу учительницей начальных классов. Со Стёпой мы жили хорошо, дружно, душа в душу, да и свекровь со свёкром
оказались родными. Жили-не тужили, да несчастье со счастьем ходят рядом.

          - А почему вы так говорите, бабушка? - Оля присела рядом с женщиной, - что произошло после, ведь всё так хорошо начиналось?

          - Первыми у нас со Степой родились два сына-близняшки, а через пять лет родилась Марийка, мама Мишкина. Мы так со Стёпушкой были счастливы, два сыночка и дочка. Ростили их в ласке, работали, учили. Как и у большинства родителей, были заботы дать образование своим деткам, женить, отдать замуж и дождаться внуков. Только Господь решил иначе, Оля.

      Женщина долго мешала чай ложечкой и молчала. Мишка сидел на кровати, обхватив колени руками, наклонив голову.

        - Уже поздно. Тебе, Миша, спать давно пора, - бабушка подошла к внуку, погладила его по головке,
        - давай-ка, сынок, ложись, ложись в люлю.

        Мишка, шмыгнув носом, безоговорочно юркнул в спаленку.

       - Ой, Оля, Оля, как же мне внука жалко, мал он ещё, а я уже стара, - чуть слышно посетовала баба Глаша,
       - на Марийку-то надежды нет. Чует моё сердце, останется Мишенька один, близких родственников-то нету. Быть ему в детдоме, видно судьба у него отцовская.

    Девушка с сожалением глядела на бабушку, а та, уставившись в одну точку, долго теребила в руках край кухонного полотенца.

       - Поставь чайник,  давай ещё попьём чая, у меня где-то в сундуке варенье малиновое есть, дочка в прошлом году варила.

    Глафира и Ольга долго ещё сидели за столом, им было о чём поговорить. Бедная женщина со слезами рассказала Оле, как погибли в автокатастрофе оба её сына, невестка и двое внучат. Другая невестка более года пролежала в больнице, была очень тяжёлой, но выжила. Господь сохранил жизнь и годовалой девочке погибших родителей. Эта невестка и воспитала ту девочку. Теперь и она взрослая. Живут они в Якутии, приезжают очень редко. У невестки другая семья и трое детей. Жизнь-то идёт.

         Поведала она Оле и другую беду. Марийка выучилась и вышла замуж за однокурсника. Детдомовским был её Вася. Хороший парень, работящий. А Марийку любил до потери сознания. Детей у них долго не было, дочка очень переживала по этому поводу. Одно время они с мужем хотели усыновить ребёнка, но так сложились обстоятельства, что об усыновлении перестали и мечтать. Жили они в небольшой комнатушке, но и её они лишились в одночасье.
    
        - Погорельцы они, Оля. Приехали к нам с одной сумочкой. Устроились на работу, обжились чуть, ожили. А тут и радость такая - Марийка понесла. Родился Мишутка. Оба родителя светились от счастья, да и нам с дедом на старости лет такая услада. Дедушка Степан не отходил от внука, всё наглядеться не мог. А к двум годам заболел наш Мишутка, да так тяжко, из больницы в больницу.

     Тут-то мой Степушка и сник. Смерть сыновей и внуков он, с трудом, но перенёс, моложе был ведь, а вот болезнь Мишкину не смог. Сердце не выдержало. Царство небесное тебе, Степушка, прости, что не уберегла.

     Баба Глаша прослезилась. Оля тоже еле сдерживала слёзы. "Господи, сколько же боли вынесла эта добродушная женщина" - подумала Оля и легонько обняла бабушку за плечи.

     Немного успокоившись, женщина рассказала девушке и о внезапной смерти зятя. Работал он машинистом электровоза. На здоровье Василий никогда не жаловался, да и выглядел он вполне здоровым мужчиной, да только свою судьбу не обманишь и не обойдёшь. Не вернулся зять с работы на своих ногах. В гробу привезли. Умер Василий  на обратном пути следования, скоропостижно - оторвался тромб.

        - Мы о такой болезни никогда и не слыхивали. Как объяснили врачи - это коварное заболевание, редко кто при жизни и знал о нём. Вот так и не стало нашего Васи, Оля. И Марийка моя вместе с ним умерла. Сколько по врачам её не возила, всё напрасно.
      Перестала улыбаться, разговаривать, такое впечатление, словно она в другом мире живёт. А последнее время вообще ей стало плохо, забрала скорая, вот уже третий месяц в больнице лежит, а толку-то нет.

      Они ещё долго сидели за столом. Уже давно была поздняя ночь, но спать совсем не хотелось. Две души, не смотря на большую разницу в возрасте, были так похожи и близки. И если не знать, что встретились они случайно и впервые, буквально несколько часов назад, можно было подумать - за столом сидят две близкие подруги, которые не видились уже много лет, и есть им, что рассказать друг другу.

       Оля долго не могла уснуть. Не спалось и бабушке, видно так же, как и девушке, воспоминания разбередили душу, она то тяжело вздыхала, то всхлипывала, то что-то шептала. Девушка молчала, понимая, что сейчас отзовись, тогда им не уснуть до утра. И только, когда петухи известили о наступившем рассвете, Оля крепко уснула.
   

      

    


Рецензии
привлекла внимание Ваша необычная фамилия, прочитав начало повести понял, что не зря зашел. успехов Вам.

Unit   21.02.2019 09:39     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение? И что в моей фамилии необычного?))). Обыкновенная украинская фамилия, говорят, что и поляки встречаются с такой фамилией. Но я и муж, чью фамилию я ношу, мы коренные кубанские жители, наши деды и прадеды кубанские казаки. Всего Вам доброго! С уважением,

Галина Мерщий   21.02.2019 19:45   Заявить о нарушении
дословный перевод-сломя голову. Галина Сломяголову.

Unit   26.02.2019 10:56   Заявить о нарушении
Ну, да, похоже. С украинского мерщiй - быстрый, быстрее. А сломяголову очень понравилось - это уж точно ко мне относится! С улыбкой,

Галина Мерщий   26.02.2019 17:05   Заявить о нарушении