Н. Бердяев. Смирение и лжесмирение
Бердяев мыслит "истинное "смирение" как "дерзание", духовный прогресс личности, преображение и очищение души от всяческой скверны и греха, от гордыни. Это "господство духовного человека над душевным и плотским", освобождение от власти низменных страстей и своей низшей природы. Это очищение и просветление воли, подчинение её интересам Истины. И самое главное: смирение не есть цель религиозной жизни, как думают церковники, а лишь момент духовного пути. Оно не должно самодавлеть, быть главным в вере. Смирение не единственное средство и путь к "спасению". Смирение - добровольное подчинение высшей природе человека, акт свободы,сокровенная духовная жизнь.Это "мужество и высота духа" - на основе любви к Богу и ближнему, что для Бердяева одно и то же. (С. 349-351.) Смирение не отрицает творчество, но предполагает его. Общества, в которых преобладает рабское смирение - дурные общества. Бердяев пишет об упадническом, деградированном, чисто внешнем и формальном смирении. Это внешнее послушание, покорность, угнетённость души, лицемерие и ханжество, выражение мещанства в религии. Лжесмирение принижает и принуждает. Оно основа всякой авторитарной жизни. (С.350.) "Можно быть послушным и без смирения" - считает Бердяев. 9С. 149.) Лжесмирение становится самоцелью. Даже любовь понимает оно как дерзость.Оно предпочитает слепую веру в догматы и авторитеты.(С. 350-351.) Полагают, что сперва нужно смирение, а любовь к ближнему придёт сама собой. Нужно же - наоборот. Любовь как творческая сила просветляет и уже не позволяет смирению становиться ханжеским. Уничтожается гордыня, сохраняется достоинство личности. Оплот лжесмирения - эгоизм, трусость духа, согласие с тем, что грешный человек сам не в состоянии преодолеть грех и никакое творчество и дерзание здесь не помогут. Тогда нельзя осуществить в жизни любовь и правду. Осуществление их уже проявление "гордыни" и отход от Бога. (С. 351-352.) Бердяев же мыслит освобождение от греха "через творчество красоты".(С. 352).
Но именно лжесмирение стало центром жизни католичества и эмпирической современной Церкви, полагает Бердяев. Это расцвет нормативной этики в христианстве. Есть ещё этика Искупления и этика Творчества. Бердяев выбирает последнюю. Дерзость, рост личности, искренность веры и глубину нравственности..
Свидетельство о публикации №219011202282