Кружево жизни княгини Анны Тенишевой

У каждого края есть свои знаковые имена.
Среди многих достойных людей памятью смолян отмечена княгиня Тенишева.

Значительными социальными проектами известна она и на Брянщине.
Если спросить жителя Бежицы (район Брянска) о вкладе княгини Тенишевой в культуру края, то он обязательно уточнит:
- Какую княгиню Тенишеву вы имеете в виду?
- А у вас их тут много было?
- По крайней мере две, обе жены князя Тенишева.
 
Интернет богат сведениями о второй жене князя - Марии Клавдиевне, опираясь, в основном, на ее мемуары «Воспоминания моей жизни».
Обратимся и мы к этой книге в надежде отыскать информацию о первой жене князя Тенишева.

В главе «Жизнь в Бежице» читаем: «В просторных, но от изобилия балконов очень темных комнатах было пусто и нежило.
Мебель, вся без исключения, была увезена первой женой князя, которой он предоставил выбрать все необходимое, надеясь пополнить недостающее после нашей свадьбы. Необходимым оказалось все.
Только в столовой стоял ряд венских стульев да большой обеденный стол, а в гостиной рояль…
Мне, разумеется, не нужна была эта увезенная обстановка…
…я осталась одна в этом неуютном доме, без следа какой-нибудь книги или журнала».

По прочтении этих фраз сразу складывается неблагоприятное представление о предшественнице Марии Клавдиевны.
 
Но продолжим чтение мемуаров:
«Первой женой князя был устроен детский сад…, но всегда чувствовалось в этой затее что-то деланное, нежизненное…». Далее: «Здание детского сада я превратила в ремесленное училище…».

Мария Клавдиевна, как хороший художник, описывает пейзажи и интерьеры, дает психологические портреты многих знаменитых личностей, упоминает имена крестьянских детей, слуг, животных.
Но умолчание имени первой жены князя, да еще в негативном контексте, показалось странным и интриговало.

Возможно, она, априори, отнесла свою предшественницу к неприятным особам из Бежицы: «Это были или самого пошлого пошиба архипровинциальные кокетки со скандальной репутацией, или просто разжирелые от избытка, грубые, вульгарные матроны с кучей невоспитанных детей».

А может быть, прав И.Е. Репин: «На княгиню вы не сетуйте, она просто ревнива. По своей необъятной и разнообразной страстности она ревнует всех и ко всему. Ей хотелось бы захватить себе весь мир, чтобы он спокойно стоял у нее на полке, к ее услугам».

Не добрым  к Марии Клавдиевне оказался и Александр Бенуа. Вот что он пишет о ней в своих мемуарах: «Мария Клавдиевна, если и принадлежала по рождению и по своим двум бракам к тому, что называется высшим обществом, и обладала той долей образования, которая полагалась в этом кругу, однако в манерах, в разговоре и в самих оборотах мысли она обнаруживала нечто простецкое, а «хлесткость» ее мнений не соответствовала тому, что дается хорошим воспитанием».

Ну, что называется, не нам судить кто прав.  Наша цель  поднять из небытия ушедшей эпохи  другого человека.

Имя первой жены князя мы, все-таки, находим в сноске автора предисловия книги Натальи Пономаревой: «Анна Дмитриевна Замятина (1852-1934) занималась благотворительностью».
 
Какая интересная ремарка. Оказывается Мария Клавдиевна, во всяком случае, во времени, шла по стопам Анны Дмитриевны не только в личной, но и в общественной жизни.
Благотворительные деяния княгини Марии известны и описаны не в одном источнике.
А что же княгиня Анна? Каковы ее заслуги на этом поприще и были ли таковые?
Начнем по порядку.

1.Происхождение. Родители

Анна Дмитриевна родилась в 1852 году. Она принадлежала к старинному помещичьему роду села Бежичи Брянского уезда.

Отец Анны - Дмитрий Николаевич Замятнин (1805-1881) происходил из дворян Нижегородской губернии.
В свое время он окончил Царскосельский лицей (третий выпуск) с серебряной медалью.

Начал он службу во 2-ом отделении собственной Его Величества Канцелярии.
Был обер-прокурором гражданских департаментов Сената, сенатором, товарищем министра юстиции.

В 1864 году Дмитрия Николаевича утвердили в должности министра юстиции и Генерал – прокурора.
На этом посту он стал ведущим разработчиком судебной реформы 1864 года, которая в корне изменила положение дел государства в лучшую сторону.

Введение принципа гласности сделало суд более открытым. Одной из самых важных частей реформы стало появление суда присяжных. Теперь каждый человек, вне зависимости от сословия, получил равные права.

Из Уголовного кодекса были исключены жестокие телесные наказания, ряд лиц был освобожден от них вообще.

В возрасте 62 лет его освободили от должности и назначили членом Государственного Совета.
За хорошую службу Д.Н. Замятнин был удостоен ряда высших российских наград. Среди них Орден Святого Александра Невского с бриллиантами и Святого Владимира первой степени.

По отзывам современников, Дмитрий Николаевич «отличался трудолюбием, скромностью, простотой в обращении, бескорыстием, правдивостью, был человеком характера мягкого и доброжелательного. Делать добро было для него истинным наслаждением, «неодолимой потребностью его нравственной природы».
 
По свидетельству сенатора Д.Б.Бера, «всегда спокойный, чуждый мелочного самолюбия, он требовал серьезного отношения к делу.
 
По словам сенатора А.Ф.Кони, «в частной жизни Дмитрий Николаевич был отличный семьянин, большой хлебосол и приятный собеседник.
 
Высокий, прямой, с красивою седою головою, гордою походкой и ясной речью, он до конца сохранял свежесть духа и бодрость тела. Был большой любитель ходить пешком и, несмотря на свои преклонные  годы, делал ежедневно по 3-5 верст. Жизнь вел очень скромную.

Мать Анны Дмитриевны - Екатерина Сергеевна Неклюдова (1812 - 1886) была фрейлиной двора, дочерью мирового судьи и внучкой сенатора.
 
Люди, знавшие ее близко, замечали: «Госпожа Замятнина была очень умная женщина и имела все качества, составляющие то, что французы называют - «Une maitresse femme» (энергичная).
Много лет она состояла начальницей Николаевского сиротского института.

В семье Замятниных было пятеро детей. Анна, младшая, как и другие дети, получила хорошее образование и достойное светское воспитание.

2.Замужество Анны. Жизнь в Бежице. Благотворительность.

В 1875 году, 23 лет от роду, Анна Дмитриевна выходит замуж за князя В.Н. Тенишева. Она моложе его на 9 лет. Вскоре супруги поселяются в новом доме в Бежице.

В одной из статей краеведа Ф.С. Исайчикова об истории Бежицкого района города Брянска, опубликованной в 1997 году  в газете «Бежица»,  читаем:

«Дом князя Вячеслава Николаевича Тенишева в Бежице построен в конце семидесятых - начале восьмидесятых годов.

В то время Тенишев почти безраздельно руководил акционерным обществом Брянского рельсопрокатного, сталелитейного, железоделательного и механического завода.

Дом этот был необычен. Выделялся в то время и размером, и оригинальностью. Проект В.Н. Тенишев нашел на одной из выставок, и он понравился князю.

Чем же он заинтересовал его? Общий план дома - двухэтажный. Часть его, обращенная к заводу, имела четыре этажа.
Башня четвертого этажа вращалась по принципу железнодорожных поворотных кругов.
С нее можно было наблюдать железнодорожную станцию и почти полную панораму заводских строений, а пользуясь биноклем - наиболее важные объекты заводских построек и даже узнавать людей.

Дом строился, как и все в то время заводские строения, из бревен, хорошо подтесанных внутри, а снаружи обшит «вагонкой». Крыт он был, конечно, железом.

Первой жене князя Анне Дмитриевне он показался излишне обширным и не совсем уютным. Но князю возражать было бесполезно.
И только детскую комнату на втором этаже она обустроила по своему замыслу».

К концу восьмидесятых годов в семье князя обнаружились неурядицы.

Выйдя замуж за Тенишева, который проигрался и  практически разорился, Анна просила оставить его увлечение карточной игрой и умерить чрезмерное пристрастие к великосветским вечерам с алкоголем.
 
Напоминала, что двести тысяч рублей, которые он вложил в акции завода, субсидировала она, продав свое имение.

Муж парировал: «Будь довольна княжеским титулом и фамильным гербом».
Не обладая настойчивостью  и питая к мужу «нежные чувства», Анна все прощала титулованному мужу.

Но когда она узнала о связях В.Н. Тенишева «на стороне», терпение ее закончилось.

Примерно в 1889 году произошел разрыв Анны Дмитриевны Тенишевой с мужем.
Не помогло установлению теплых семейных отношений и рождение сына Вячеслава.
Когда ему исполнилось 13 лет, Анна окончательно рассталась с князем. Этот брак длился почти 16 лет.

Князь остался верен себе и не изменил привычки.
 Будучи знатоком искусства, музыки, театра, на одном из вечеров у своей сестры он познакомился с молодой певицей и увлекся ею.

Мария Клавдиевна Николаева  была моложе князя на 22 года.
Князь к тому времени исчерпал свои отношения с первой женой, но, как и Мария Клавдиевна, не был разведен.
Развод в России был делом трудным и не приветствовался властями и обществом, но он устроил все тихо, спокойно и прилично.

Певица с неудавшейся личной жизнью предстала перед родными, знакомыми  и всем петербургским обществом как княгиня Мария Тенишева.
«Странные», на первый взгляд, поступки князя объясняются его страстной натурой.
 
Брак Марии Клавдиевны с Вячеславом Николаевичем Тенишевым был заключен в 1892 году. Продлился он 11 лет, до самой смерти князя.

Когда новая жена приехала в Бежицу, ей все здесь не понравилось. И даже двухэтажный особняк запомнился как одноэтажный, безобразный, не обставленный и не оборудованный.

Конечно, Марии Клавдиевне хотелось приобрести в Бежице такой же авторитет и уважение, какой имела первая жена Тенишева.
Сделать это сразу было нелегко.

Во-первых, Анна Дмитриевна была из этих мест…
Во-вторых, в годы русско-турецкой войны она, как уполномоченная Брянского уездного комитета попечения больных и раненых солдат, возглавляла лазарет при рельсопрокатном заводе.

Среди раненых Анна Дмитриевна пользовалась большой любовью, а председатель комитета высказывал большое удовлетворение деятельностью  жены князя Тенишева.
 
Стараниями Анны Дмитриевны в 1879 году на старой базарной площади заводского поселка появился молитвенный дом.
В 1880 году создан первый детский сад; открыта за ее счет школа.
Восстановлена церковь Петра и Павла.
В 1884 году при ее инициативе и деятельном содействии было закончено строительство храма Преображение Господня.

Храм получился дивной красоты, богато украшенный и расписанный отличными живописцами. Пожалуй, трудно было найти в округе Брянска более обширное и привлекательное сооружение.
Церковь превосходила городской собор Брянска».

Идея организации женской школы в Бежице тоже принадлежала Анне Дмитриевне.
По ее настоянию школа была вскоре построена на средства завода.
Однако организовать тогда в ней учебу девочек княгине не удалось  в силу известных семейных обстоятельств.
 
Сегодня это старейшее учебное заведение города (школа № 22) Она отметила свой 140-летний юбилей с момента ее основания Тенишевой Анной Дмитриевной.
 
Еще одна цитата из упоминавшейся статьи в газете «Бежица»: «… в начале девяностых годов Анна с сыном вынуждена была покинуть Бежицу.
Сначала они жили на лесопильном заводе у станции Белоглавая (ныне Жуковский район).
После окончания сыном университета поселились на улице Завальской в доме Семенова в Брянске».

Много времени Анна Дмитриевна проводила в своем имении Александровке Мценского уезда Орловской губернии…»
Теперь ее занятием стала философия. Анна Дмитриевна налаживает переписку с Ф.Ницше.
 
Автор посылает ей экземпляр своей книги «Казус Вагнера. Проблема музыканта».
В 1894 году Анна Дмитриевна публикует небольшую его часть в московском журнале «Артист».
 
Вот отрывок ее письма Ф.Ницше: «Хотя я, к сожалению, не имела еще повода узнать Вас лично, у меня, тем не менее, есть внушительное представление о глубине Вашей мысли и всей Вашей личности, главным образом благодаря лекциям, которые читал о Вас Георг Брандес».
 
Мценский край стал для Анны Дмитриевны местом душевного успокоения и реализации ее увлечения народными промыслами.
 
Мценское кружево - одно из самых старинных. Еще в 18 веке под Мценском работала самая крупная в России мануфактура А.И. Протасовой по его производству.
Приглашенные из Бельгии учительницы обучали мастерству местных девушек.
Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески.
Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве.

Глядишь на затейливые узоры, и встают перед глазами неспешные ручейки и речки, буйное разнотравье июньского полдня, хрупкая красота присевшей на ресницы снежинки. А еще напоминает оно напевные мотивы протяжных песен, которые пелись мастерицами долгими зимними вечерами.

Девушки и женщины в Мценске очень прилично одевались. Они не только красиво наряжались в кружева, но и приносили доход своим семьям.

Мценск был сельскохозяйственным городком.
Когда заканчивался  сезон,  кружевоплетением занималась не только женская часть населения, но и мужчины.
Сильный пол тоже начинал помогать в этом деле, потому что оно приносило существенный доход в семью.

Нередки были случаи, когда девушка-сирота, освоившая кружевоплетение, к моменту выхода замуж имела за плечами достойное приданое и не одну сотню рублей.
По тем временам за 250 рублей можно было купить дом.
Опытная кружевница могла заработать эти деньги за год.
В некоторые годы из Мценского края вывозилось более миллиона метров кружев. Продукцию поставляли царскому двору, в Англию и Турцию.
 
«В конце XIX века судьба мценского кружева оказалась тесно связанной с именем княгини Анны Дмитриевны Тенишевой.

Одним из самых успешных ее начинаний явилось открытие 4 сентября 1899 года в городе школы кружевниц для девочек 8-12 лет.
Школа входила в пятерку лучших школ подобного типа в России.
Наряду с обучением ремеслу (А. Д. Тенишева пригласила выпускницу Мариинской школы кружевоплетения Полякову), велось преподавание основ грамоты и рисунка.

Первоначально «Школа кружевниц» существовала за счет собственных средств Анны Дмитриевны.
Но так как контингент учащихся постоянно увеличивался, то при школе был открыт интернат с полным пансионом для наиболее одаренных учениц из окрестных сел.
Княгиня обращается с прошением на имя орловского губернатора о выделении средств на содержание школы.
Тот в свою очередь ходатайствует перед министерством землеустроения о финансировании школы кружевниц. Вскоре вопрос был решен.
С 1900 года на содержание школы выделялось министерством ежегодно 500 рублей. Часть расходов взяла на себя Мценская городская дума.

Усилия, прилагавшиеся княгиней для развития кружевного промысла, увенчались успехом. На Орловской выставке мценское кружево было удостоено золотой медали.
Анну Дмитриевну наградили почетным дипломом за развитие кружевного промысла.
 
Постоянной заказчицей мценских кружев была Великая княгиня Елизавета Федоровна, а образцы кружева закупались для Санкт-Петербургского музея кустарного искусства.
Мценская школа кружевниц просуществовала до начала Великой Октябрьской революции.
К сожалению, после революции А. Д. Тенишева была вынуждена эмигрировать в Париж», - пишет Т.А. Ягупова (к.п.н. Орловский государственный университет).
В настоящее время при Мценской художественной школе, благодаря местным энтузиастам, существует отделение кружевоплетения.
Созидательная жизнь княгини не ограничилась «Школой кружевниц».

А.Д. Тенишева делала значительные пожертвования в библиотеки уезда.
Она построила и содержала на свои средства несколько земских школ.

В 1904 году в своей усадьбе в Старенкове, открыла врачебный участок, обеспечила еженедельный прием больных с бесплатным отпуском лекарства. Роженице она всегда посылала пеленки, распашонки, полотенца, платочки, сладости.
Анна Дмитриевна вошла с ходатайством в земское собрание об устройстве в уезде больницы, взяв на себя обязательство: ежегодно вносить по 600 рублей, а в случае своей смерти, обеспечить это учреждение внесением в банк 15000 рублей.

Благотворительными деяниями, внимательным отношением к человеку А.Д. Тенишева оставила о себе добрую память, как оказалось, на долгие годы.

3.Всемирная выставка в Париже. Серебряная медаль - Мценскому кружеву.

Символом Всемирной выставки 1900 года стала встреча нового XX века.
На ней было представлено 35 государств и размещено 75 тысяч экспонатов. В ноябре 1895 года Россия дала Франции положительный ответ на участие во всемирной выставке в Париже.
Генеральным Комиссаром от России был назначен В.Н. Тенишев.

В 42 городах России были даны объявления о сборе экспонатов. 3500 предпринимателей согласились их представить.
Среди них были такие промышленные гиганты: Путиловский завод, Брянский железоделательный и Дятьковский хрустальный заводы. Стремясь собрать как можно больше интересных экспонатов, русское правительство утвердило для участников выставки ряд льгот: бесплатное предоставление помещений на выставке, принятие за счет казны расходов по пересылке экспонатов.

Анна Дмитриевна Тенишева тоже приняла участие в выставке.
Уникальные образцы Мценского кружева удостоилось серебряной медали Всемирной Парижской выставки.
 
4.Древо жизни.

Анна Дмитриевна была достойна своих славных предков. Ей удалось передать эстафету благородного служения Отечеству и своему сыну.

Вячеслав Вячеславович Тенишев (1878-1959) с золотой медалью окончил в Петербурге гимназию Гуревича и поступил на юридический факультет университета.

Он стал предводителем дворянства Брянского уезда.
Осенью 1907 года Вячеслав Вячеславович был избран депутатом III Государственной Думы, где представлял интересы Брянска и Брянского уезда.
 
Продолжая традиции отца, он заботился о поддержке образования, за что получил благодарность Брянской Городской Думы.
Перу В.В. Тенишева принадлежат труды по юриспруденции и международному праву.

Тенишев - младший, характером был больше похож на мать и деда Д.Н. Замятнина.

Несмотря на разрыв отношений с мужем, Анна Дмитриевна сумела сохранить его авторитет и воспитать уважение сына к отцу.
В память об отце, после кончины, Вячеслав Вячеславович сам обрабатывает материалы и издает его книгу.

5. «Даль подернулась туманом…»

Анна Дмитриевна прожила долгую жизнь и скончалась в Париже в 1934 или, по другим источникам, в 1939 году.
Многое из ее биографии по разным причинам осталось «за кадром».
В Мценском краеведческом музее есть портрет, выполненный художником по описаниям.
Ничего неизвестно о последних годах ее жизни (более 17 лет). Часто фамилия Замятнина пишется, как Замятина, тем самым порождая всякого рода праздные фантазии. К великому сожалению, Анна Дмитриевна не оставила мемуаров.
 
В статье была сделана попытка воссоздать портрет одного человека - Анны Дмитриевны Тенишевой (Замятниной), а получился он двойным, или даже тройным.
За главной героиней повествования, так или иначе, проступают образы Марии Клавдиевны и Вячеслава Николаевича.

Но без этой «диффузии» невозможно было бы отобразить достоинства героини: скромность, мягкость, чуткость.

Несмотря на, казалось бы, разительную несхожесть двух княгинь Тенишевых их многое сближало: обе обладали благородным даром помогать людям.
Феерическая яркость талантов Марии Клавдиевны, была, как не покажется это странным, сродни спокойному таланту доброты, благородства и милосердия Анны Дмитриевны.

«Послужные списки» добродетельных дел обеих либеральных княгинь сопоставимы, как сопоставимы их патриотический настрой и русскость. Мария Клавдиевна и Анна Дмитриевна по праву занимают почетное место в череде меценатов России.

И пусть никакое «классовое сознание» не помешает нам увидеть примеры служения своему народу.
На фамильном гербе Анны Дмитриевны Замятниной, был начертан девиз: «Acta sine verbis» (Делами - без слов). Ему она следовала неукоснительно.


Рецензии