Сердечное отношение и любовь

У больницы свой запах, как и у тюрьмы. В тюрьме мне раньше часто приходилось бывать, в больнице тоже, но такой колоритной она мне представилась, пожалуй, впервые. Внешне все хорошо и довольно чисто. В коридоре столкнулся с группой монахинь, которые приходили "славить", то есть принесли больным кусочек праздника.  В коридоре здоровая панель и какие-то положительные фильмы. Но перед ней сидела бедная, худая женщина, которая с трудом  смогла мне объяснить, что надо сделать, чтобы запустить фильм. В палатах лежали пациентки, которые были гораздо хуже: они ничего не могли объяснить, с большим трудом они выдавливали из себя нечленораздельные звуки, сложить которые в слова слушателю удавалось только после некоторой тренировки. Одна престарелая бабуля непрерывно стонала, то создавало тяжелый фон в палате. Другая настойчиво обращалась к  каждому посетителю, особенно к священнику и настойчиво, если это слово применительно к ее состоянию, повторяла свое имя: "Нина". Так понимаю, просила о ней помолиться, но выговорить этого не могла. Мы пришли навестить мать одного священника, которую я знал много лет назад. Давно собирался ее проведать, но увидел только в беспомощном состоянии. Вся немощь человеческая была видна тут, все страдание угасающей жизни. При этом ничем не могу пожаловаться на сестер. Они с великим терпением помогали: кормили, переодевали, перевозили  больных и одним словом делали все, что делается в таких местах. Но и к нам поминутно тянули больные руки пытались, что-то сказать. О чем-то просили жалобно нас, и мы,  конечно, это делали, когда могли их понять. Кормили больных, на мой взгляд, достаточно хорошо. Шкафы были полны средств гигиены, но не хватало любви и сострадания -  просто не хватало людей, чтобы их проявить. И мне вспомнилась недавно прочитанная книга о Евгении Сергеевиче Боткине. Там приводились его слова о больных - "так по-детски беспомощных и так по-детски милых". И задается вопрос: "А, если человек, болея, стал нетерпим со своими жалобами и испортившимся характером, если он неконтактен и капризен? Один ответ: сердечное отношение и любовь.
Мне подумалось, у нас в Церкви делается упор на развитие молодежного движения. Тут явно следование за вечно революционным государством, которое в последнее столетие все время делает ставку на молодежь. И Церковь надеется воспитать  надежных членов для себя, но как  быть христианином , если не помогать ближнему. Чего стоит все это наше христианство? И прекрасное воспитание для молодежи эти больницы, уж хотя бы потому, что здесь видишь бренность всего сущего. Видишь свой конец.
А молодежь и так может прекрасно сорганизоваться, чтобы провести вместе время, достойно и с пользой. Нужно ли здесь особое движение? И не только в больницах тянутся к тебе руки несчастных. Сколько среди моих знакомых пожилых людей, который хотят чтобы их выслушали, с ними поговорили, а иногда и помогли. Конечно, молодому человеку нужно сделать над собою усилие, оторваться от важных молодежных дел и послушать долгое нытье старика. Но ведь этим, молодой человек, ты зарабатываешь себе не только долголетие по заповеди Божией, но и твердую, достойную жизнь.


Рецензии