Почти по Валентину Распутину

 

        Когда отца освободили из плена американцы, и он вернулся домой в Россию, то согласно тогдашних сталинских порядков  его надо было проверить на лояльность к советской власти. Тогда всех, кто был в плену, оказался  на оккупированной немцами территории  проходили проверку в специальных лагерях. Кончено, они не просто там сидели, как  заключенные, но работали и почти бесплатно. На таком Гулаговском труде Сталин и пытался построить социализм и  коммунизм!   Дешево!

     Лагерь отца располагался на севере Урала. Жили они в бараках, а работали на угольном разрезе, то есть  уголь добывали открытым способом, а не в шахте. Отец был взрывником.

     И вот мы с мамой приехали к отцу, которого не видели всю войну. Было это в сентябре, я тогда учился в пятом классе,   а школа находилась в г. Карпинске за 7 км от того места, где жил отец.  Конечно, пешком туда я ходить бы не смог, особенно зимой, когда был глубокий снег и дорогу заметало. И вот в Карпинске мне нашли жилье у одной женщины, у которой тоже был мальчик, тоже учащийся 5 класса. Жил еще один квартирант, он был сапожник.  Помню, этот сапожник целыми днями сидел на низком стульчике за работой со склоненной над обувью головой. Запомнилась его большая лысина. Еще он постоянно что-то напевал вполголоса. Думаю, что он был один из ссыльных.

         Комната была одна, мы с мальчиком спали на печке. Мои родители привозили для меня продукты на неделю и отдавали их хозяйке, чтобы она готовила. Что мне доставалось от тех продуктов трудно сказать, но как -то выживал.

         Население этого города, в основном, было ссыльным, озлобленным. В свое время (20-30-ые годы) коммунисты ссылали всех неугодных в северные районы страны. В школе меня встретили соответствующим образом – новенький, да еще и чужак, конечно, побили, пустили «юшку». Так я и жил от воскресенья до воскресенья.

      Похожую историю хорошо описал писатель Валентин Распутин в повести «Уроки  французского» и фильме под тем же названием.


Рецензии