Воскресшая картина. Часть 2

   В кабинете 306, отдела искусств, меня уже ждали.  Ещё вчера подготовили нужную литературу. Мне была вручена польская карточка открытого письма, по-польски – почтовка. Теперь, мы называем их почтовыми открытками.

                Общедоступная информация
   История отечественной и польской открытки началась 1 января 1872 года, когда были утверждены «Временные постановления по почтовой части» и было выпущено первое открытое письмо. Изданием занималось Главное Управление Почт и Телеграфов. По виду это были немаркированные бланки-формуляры, одна сторона которых была предназначена для написания адреса, а другая, для краткого сообщения. Первые открытые письма с изображением были отпечатаны в 1895 году.
  С 1904 года в оформлении почтовых карточек произошли изменения, было разрешено помещать изображение на всё пространство лицевой стороны, а с обратной стороны бланк делился на две части – для адреса и для текста письма.
 
   Автор сюжета картины стал известен – М. Зичи! А нарисовал он её, за несколько лет, до 1904 года.
   Ещё мне подготовили книгу о творчестве этого художника. «При дворе русских императоров. Произведения Михая Зичи из собрания Эрмитажа».

                Общедоступная информация
   Михай Зичи (Mihaly Zichy) родился в 1827 году в Венгрии. С 1852 года в России при дворе Николая I, Александра II, Николая II.  1858 год – за акварельные этюды коронования Александра II присвоено звание академика акварельной живописи. Получил отчество Александрович. В 1859 его причисляют к императорскому Эрмитажу, со званием Его Императорского Величества. Отныне в его обязанности входит фиксация событий государственного значения, военные смотры, развлечения Двора, спектакли, охота. Одновременно он работает над иллюстрациями к произведениям русских и венгерских поэтов и писателей. Умер в 1906 году, оставив большое художественное наследие.
 
    В толстой, иллюстрированной книге описывалась его жизнь и творчество. На компьютере отдела, зашёл в Интернет. Там тоже огромный массив информации. Ниже, приведу, только те факты, которые, как я считаю, смогут помочь в моих поисках.
   Основной сферой творчества Зичи, вне придворной службы, являлся портрет и иллюстративная графика. Внимательно ознакомившись с биографией, был удивлён, узнав, что он отказался от работы при царском дворе, правда, через 20 лет после того, как поступил на нее и, как выяснилось, не навсегда. Зичи уехал в Париж, где по случаю Парижской всемирной выставки в 1878 году создал свое самое известное и самое скандальное полотно "Триумф гения разрушения". Картина, символизировала все мировое зло и вызвала протест посольства Австро-Венгрии, а затем французского правительства. В качестве «орудия зла» здесь изображены императоры Европы, в том числе Франц Иосиф, Николай I и Наполеон III, а также Папа Римский. В конце концов, Зичи не стал выставлять картину на всемирной выставке, а только в частном выставочном зале. Эта скандальная история, разразившаяся вокруг полотна, добавил ему популярности и позволила через 5 лет опять стать придворным живописцем русского царя, Александра III.
   
    Поэма «Демон» при жизни М.Ю. Лермонтова, по цензурным соображениям, не печаталась. Полный текст был издан в 1856 году за границей, а в 1860-м году, в России. Это событие явилось толчком для Михаила Александровича, к написанию набросков. В одном из своих писем он писал:

      «С тех пор, как я научился русским складам, творчество Лермонтова породило во мне подлинный культ этого поэта ... я пытался его иллюстрировать».

         В этот период он создаёт серию набросков (подписных листов), посвящённых образам Тамары и Демона. В дальнейшем, 19 набросков, датированных 1860-м годом, было передано Лермонтовскому музею, при Николаевском кавалерийском училище в Петербурге. Ныне они хранятся в Институте русской литературы (Пушкинский дом) РАН, города С. Петербург. Эти уникальные эскизы (подписные листы), постепенно составили целый цикл станковых иллюстраций к наиболее значительным эпизодам поэмы.
       В 1879 году И.И. Глазунов решил выпустить в свет отдельное, с иллюстрациями, роскошное издание (Edition de luxe) произведений Лермонтова. Подготовку иллюстраций он попросил сделать Михай Александровича Зичи. В 1881 году художник совершил несколько поездок на Кавказ. Посетив места, связанные с кавказской темой в творчестве М. Ю. Лермонтова, делает зарисовки пейзажей и зданий, в том числе в городе Пятигорск. В 1883 году он преподнес дар музею Лермонтова в Пятигорске, коллекцию своих рисунков.

     Эпилогом попыток М. Зичи иллюстрировать поэму Лермонтова «Демон» стало ее издание в Тифлисе в 1891 году. Небольшая книга украшена пятью гравюрами, сделанными с рисунков Зичи анонимно, без указания автора оригиналов.

      Гравюры «Ангел-хранитель», «Искушение», «Поцелуй», «Тамара в гробу», «Триумф доброго Ангела», собранные вместе и помещенные в контекст литературного произведения они лишь отчасти дают представление о той серии рисунков, которую художник задумал еще в 1860-х годах. Он много работал над ней в 1870-х и с большим размахом собирался завершить этот труд в начале 1880-х годов. Эти картины он редко рисовал масляными красками. Для быстроты фиксации событий на месте использовался карандаш, тушь. Иногда, использовал акварель, гуаши. Часто рисунки исполнялись на бумаге или картоне, чёрным углём. 
   Пересмотрев много картин, так и не увидел репродукцию Зичи, с которой рисовали найденное полотно.

     Итак, сюжет картины найден, его автор – Зичи, определён. Надо найти картину, копия которой найдена мной. Возможно найду её в Пятигорске.

      Заканчивалось время. Нужно было быстро выдвигаться на вокзал, чтобы не опоздать на поезд. И хотя загадку картины не разгадал, для себя решил, продолжить изыскания в Пятигорске, где пересекались, пусть и в разное время, пути двух великих людей – Михаила Лермонтова и Михая Зичи. Возможно, в музеях города моего детства я найду ответ на интересующие меня вопросы. Такие мысли приходили мне в голову под стук колёс поезда, Минск – Кисловодск. За окном вагона, в темноте, возникали и пропадали огоньки. Сыпал мелкий, искрящийся снег...
   
      В воскресенье, был в Пятигорске. После 16 часов появилось свободное время и я посетил краеведческий музей. Билетёрша сказала, что специалист по живописи будет завтра, в понедельник.
– А кто в этом городе сможет помочь, проконсультировать по моему вопросу? – спросил я у неё. – Обратитесь в музей-заповедник Лермонтова, там есть очень компетентный хранитель. Все документы по Лермонтову и Зичи у них. Там сейчас выходные, приходите в среду, восьмого числа, – сказала она.
   
    На следующий день, к обеду, опять посетил краеведческий музей. Оказалось, что должность хранителя картин вакантная. Он умер около месяца назад. На второй мой вопрос получил ответ, что возможно мне поможет бывший работник музея Арзуманов Валерий Николаевич. Он хороший художник, сейчас возглавляет краевое училище дизайна, профессор.
   Через пару часов я объяснял ему причину своего визита.
– Это определённо написано по мотиву поэмы Демон. Возможно, даже копия с картины Зичи, а может с гравюры Симмонса или кого другого. Этих гравюр, наверное, не один десяток существует. Такие стихи, не один стоящий художник или издатель того времени, пропустить не мог.

                ...Подушка жжет, ей душно, страшно,
                И вся, вскочив, дрожит она;
                Пылают грудь ее и плечи,
                Нет сил дышать, туман в очах,
                Объятья жадно ищут встречи,
                Лобзанья тают на устах...
                ............................
                ...И он слегка
                Коснулся жаркими устами
                Ее трепещущим губам;
                Соблазна полными речами
                Он отвечал ее мольбам.
                Могучий взор смотрел ей в очи!
                Он жег ее. Во мраке ночи...

Или вот здесь, – продолжил декламировать он.

                – В то время сторож полуночный,
                Один вокруг стены крутой
                Свершая тихо путь урочный.
                Бродил с чугунною доской,
                И возле кельи девы юной
                Он шаг свой мерный укротил
                И руку над доской чугунной,
                Смутясь душой, остановил.
                И сквозь окрестное молчанье,
                Ему казалось, слышал он
                Двух уст согласное лобзанье,
                Минутный крик и слабый стон.
                И нечестивое сомненье
                Проникло в сердце старика...
                Но пронеслось еще мгновенье,
                И стихло все; ...

– закончив читать, он надел очки и продолжил, – для более точного заключения надо видеть картину. Рассмотрение лиц, рук, ног может многое сказать, но это надо видеть, – сказал он, внимательно рассмотрев фото моей картины в очках и без них. Потом сослался на отсутствие времени, и мы расстались.

   Далее мой путь лежал в городскую библиотеку.
   Прошёл регистрацию, получил читательский билет У них на хранении оказались две книги, которые меня заинтересовали:
• «Михай Зичи», Л. Алёшина. 1975 год.
• «История русской живописи в XIX веке», А. Бенуа. 3-е издание.
Часа два читал. Картину, интересующую меня, не нашёл. Кое-что отксерокопировал, для памяти. Главное, нашёл каталог картин Зичи, по годам написания и места их хранения:

                1860-е годы
Серия эскизов иллюстраций к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». 19 листов. Картон. Институт русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук, С. Петербург. №5015/1-19, из них:
Демон и Тамара, 35,5х26. Внизу: «Zichy».
Тамара в объятиях Демона, 36,8х26. Внизу справа: «Zichy».
Государственная Третьяковская галерея. Картина маслом. Москва №5234
Демон и Тамара 31х25,9

                1881 – 1883 годы
Серия эскизов иллюстраций к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». 20 листов. Бумага жёлтая, уголь. Институт русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук, С. Петербург. №5017/1-20, из них:
Демон в келье Тамары, 27,8х22,3. внизу: «Зичи».
Тамара в объятиях Демона, 28х22. Внизу: Зичи».
   
   Решил, сделать запросы в эти места хранения. Думаю, картина Зичи, с которой копировали найденную, найдётся.

   Музей-заповедник Лермонтова посетил 8 декабря. Главного хранителя нашёл в помещении, заставленном шкафами, от чего оно казалось маленьким. Посмотрев на фотографию картины и выслушав вопрос, ответил, что надо смотреть оригинал.
– Вот рука самого Зичи. Его оригинальная манера рисовать. Такого нигде больше нет, показываю, как гостю, интересующемуся его творчеством, – сказал хранитель и открыв папку, с гордостью показал несколько оригиналов. На этом наша встреча закончилась. На прощание, посоветовал мне сдать картину на экспертизу.
– Специалисты должны сказать своё веское слово, – были его последние слова.
   
    Прошло около двух недель. Вернувшись в Гродно, опять посетил областную библиотеку, отдел искусств. Попросил всё, что есть по Зичи. Работница долго искала в каталогах, а потом принесла небольшое издание «Творчество народов мира», № 6 за 2007 год. Там оказалась статья, посвящённая его творчеству. В разделе «Увлечение русской литературой», был помещен точно такой рисунок, как и на польской открытке, но надпись под ним другая – «Тамара и Ангел-утешитель. Начало 1880-х гг.». Как Ангел? Почему не Демон? Так с какого рисунка, нарисована найденная картина? Опять я был в замешательстве. Наверное, настало время ответить хотя бы на этот вопрос...
 
     Не буду утомлять вас, описанием всех событий и содержанием запросов, направленных мной, представлю их в сокращенном виде.
Сделал запрос в Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, города С. Петербург. Просил, выслать копию оригинала, первоисточника, найденной картины, и её описание.
Ответ: найдена работа М. Зичи, которая соответствует сюжету моей картины. Это набросок...

Этот рассказ пришлось разбить на несколько частей, так-как формат издания не позволяет опубликовать более одной картины.

 Продолжение в части 3.


Рецензии