Авария

               
      
      В военное время с сорок первого по сорок пятый годы на угольных шахтах России, мужчин ушедших на фронт заменяли женщины. Свалившееся на них тяжёлое бремя, они несли без ропота, без нытья, не клеймили жизнь, осознавая, «если скиснем, то пропадём». И в этой нелёгкой доли они любить не переставали.
      Однажды, в ночную смену беременная женщина Елена Рябинина работая в шахте, катала вагонетки от забоя в забой и от натуги родила.
       Её напарница в штреке приняла роды. Зубами откусила пуповину. Из фляжки обмыла новорождённого, и, завернув в свой платок, спрятала его у себя на груди под фуфайку.
      Роженица лежала тихо в сторонке тёмного штрека. Потом эта же женщина вывела её по уклону на поверхность. Она одной рукой поддерживала разродившуюся, а другой рукой поддерживала явившегося миру младенца. И так она сопроводила мать и сына до самого их дома. Родившегося в шахте мальчика назвали Костей.
      Елена умело скрывала беременность, и из начальства никто не знал, у них ни для кого не находилось времени. Всё принадлежало войне. Всё делалось для фронта. Никто не имел права жить для себя, жить своей жизнью. Её – этой жизни не было. Но любить запретить не могла никакая война. Счастье рождения человека не подневольно никаким запретам, указам и законам. Всё живое идёт по своему укладу, и суровому времени не загасить любовь.
      Прошло много лет. Из младенчества Костя Рябинин возмужал в крепкого мужика. Он окончил горный техникум по специальности горная электромеханика и пошёл работать на шахту электрослесарем, на которой работала его мать.
      Обеденного перерыва у шахтёров нет. Прямо в шахте, на месте работы, довольствуются бутербродом, называемым – тормозком. И как-то в перерыве Константин с аппетитом перекусил и, прикорнув, заснул. И вдруг он просыпается от того, что кто-то кусает его за палец. Открывает он глаза. И, о-о-о – крыса!
     – Пошла вон, срамница! – Закричал он и, махая руками, отогнал крысу.
     Только снова закрыл глаза, как крыса вновь его кусает. Он стал тогда кидать в неё камушками и как только её не отгонял, не отстаёт от него крыса и всё. Сплюнул не стерпевший горняк и, поднявшись, погнался за ней по штреку. Пока он гонялся за крысой, а там где он находился, всё завалило. Обрушилось перекрытие, кровля рухнула.
      После этого случая каждый раз, когда Рябинин в шахте перекусывает, к нему является та самая крыса и у него с ней происходит молчаливое общение.
       Поесть в шахте Константин часто располагался в нише. Его тормозок состоял из куска хлеба и колбасы. И когда Рябинин расправлялся с тормозком в нише, из под деревянного настила выглядывала крыса и поглядывала на его. Как только Костя обращал на неё внимание, крыса скрывалась под настилом. Рябинин тогда клал кусочек колбаски на настил и смотрел, чтобы крыса появилась и съела колбаску. Но крыса не появлялась. Но стоило Кости, отвернутся на какое-то время, а потом посмотреть на кусочек колбасы, то колбаски уже не было. И так продолжалось  несколько раз. Оказывается, когда Константин поворачивал голову, чтобы на крысу посмотреть в это время он освещал её светом своего фонаря. Фонарь  был закреплён на каске, которая была на голове Кости.               
                – Ну и хитрющая же ты Люська! – Так Константин стал называть крысу.   
       Крыса часто хулиганила, она шарила карманы курток снятых с шахтёрских плеч, потрошила тормозки.
       Крыса Люська полюбила Рябинина и часто скрытно сопровождала его по шахте.
       У Кости был девиз. «Главное для шахтёра это улыбаться! И жизнь тогда будет светлым днём, и чумазость не будет к лицу приставать! И в подземной тёмной глубине ты будешь не измученным, а уверенным в себе!»
       И чтобы шахта не источила прозябанием, Константин решил. Нужно набраться солнца и порадоваться жизни. Он взял отпуск и поехал с женой отдыхать на юг на жаркое солнце. Насладившись южными тёплыми днями, они счастливые вернулись домой. Не успели они переступить порог дома, как Рябинину сообщили, чтобы он, не задерживаясь, прибыл на шахту.
       На шахте произошла авария, обрушилась кровля и завалила посадочную лебёдку. Работа в лаве остановилась.               
       Начальник шахты распорядился. «Не медля, вызвать Костю Рябинина, этот парень толковый и всё будет как надо. Он мастеровитый, руки золотые, порой из ничего смастерит игрушку».
       По дороге, на шахту Косте вспомнился сон, что его жена ушла жить к другому мужчине. Ему стало очень горько и больно, и он проснулся. Проснулся, обрадовавшись, что это всего - на всего сон. Константин увидел хлопочущую жену на кухне, и ему стало на сердце легко. Он, подойдя к жене, обнял её и поцеловал. Жена удивилась в недоумении и не понимала, что с мужем происходит.   
       Появившемуся на шахте Рябинину, начальник шахты дал задание срочно отремонтировать расчищенную от завала неисправную посадочную лебёдку. Так как из-за неё остановилась работа в лаве.
       Костя возразил.
        – У меня ещё отпуск не окончился. Мне ещё два дня отдыхать.
        – Ничего. Потом отгуляешь. – Твёрдо заявил начальник, не принимая  Костино возмущение.               
        И Рябинину ничего не оставалось делать, как согласиться и спуститься в шахту. Спустившись в шахту, Костя спешно пошёл к месту лебёдки.
       В мрачном подавленном настроении он шёл по вентиляционному штреку. Идёт, а всё та же крыса Люська назойливо бежит и пересекает и пересекает Константину дорогу. Пересекает, обгоняя его. Впопыхах Костя закричал на  крысу.
       – Ну чего ты Люська путаешься под Ногами!
       Наконец он пришёл и стал осматривать лебёдку. И вдруг в глазах Кости вспыхнул яркий свет. Обрушившаяся кровля, выбив искры из глаз, оглушила  и мощным завалом смяла его. Стало тихо и темно.
       Травмированный Костя лежал под завалом, а крыса Люська была рядом и попискивала.
       Рябинин не сразу умер. Сдавленный завалом он заново прожил свою жизнь. Ему вспомнилось, как знакомая тётка ему, подросшему юноше рассказала, что он родился в шахте. И он застонал приговаривая.
       – Шахта ты шахта, зачем ты такую каверзу со мной сотворила? За что ты на меня обрушилась? Чем я тебя обидел? Ты же моя мать – кормилица! Я же в твоём чреве на свет вышел!
       Вой сирены всколыхнул посёлок. Примчались на шахту с сигнальным рёвом горноспасательные машины.
      Сбежался на шахту народ. Копёр ствола плотно окружила взволнованная людская толпа.
       – Да, шахта злюка нас лопает и лопает, готова всех проглотить. Вот возьми, Рябинин в шахте же на белый свет явился и в шахте же на тот свет удалился. Ну что же это за такое? Да сколько же может откупаться людьми эта ненасытная шахта. Всех переломает. А кто Россию будет крепить. Эх, жизнь и так хрупкая. Упыри – начальнички на наших костях себе дорогу во власть вымащивают, а мы скелетом ложимся вымирая. Эти отродья властвуют, произволом гнобят наши судьбы. – Шумно роптал возмущённый люд.
       Спасательная служба, не мешкая, быстро спустилась в шахту.
       Откопав от завала Рябинина, они понесли его на носилках к стволу. Пока несли полуживого Костю, крыса Люська незаметно его сопровождала. А Костя тихо стонал, приговаривая.               
       – Земляне, не спешите в рай попадать, лучше своей любовью землю украшайте. Это и будет ваш рай.– Шептали Костины губы.
       Когда Костю подняли из шахты на поверхность, он глубоко вздохнул и умер.
       Однажды появился в доме Рябининых мужик. Костя первый раз видит этого человека. Мать тихонько шепнула сыну.
       – Это твой отец.
Косте он не понравился своей неуёмной говорливостью, какой-то никчёмный всё говорит и говорит. И говорит непонятно, какую-то чушь несёт.
       – Вот смотри, какой я человек. Где я не буду, везде возле меня  всегда собаки собираются. Нравлюсь я им. Толкутся возле меня, и я обрастаю ими, превращаюсь, что новогодняя ёлка весь в игрушках. А люди какие-то ершистые только морды на меня кривят, да волками смотрят.         
       – Ну, ты пьянчюжка и врёшь. Ты прикидываешься добреньким, чтобы в душу влезть, а потом напакостить. Ты всё только поганишь.   
       – Эх ты, смотри-ка, чё придумала. Да я что совсем бухарик чтобы в стельке валятся да заживо бревном гнить.
       – Господь даёт тебе шанс проявиться, но ты этим свою голову не утруждаешь и только везде лазишь, да шлюхаешся. Вечно у магазина ошиваешься, как бы, куда ткнутся да на дармовщинку нализаться. На одном месте не работаешь. Всё блохой прыгаешь.
       – Если я буду перед каждым стелиться, то тогда мне судьбы не хватит.
       – Эх, какие мы гордые. Посмотрите-ка на нас.
       – Умба – юмба лес густой, едет парень холостой. А, пошли вы все к чёрту! – И хлопнув дверью, он ушёл.
       Косте стало не по себе. Он не ожидал, что у него есть такой отец. Он полагал, что отцы всегда бывают хорошие и любимые, которыми можно гордиться. А этим не загордишься, он болтливый и взбалмошный.      
      От случившейся беды Костина беременная жена слегла в больницу. Слегла, чтобы от горя раньше не разродиться и не потерять ребёнка. Так как родившийся будет нитью в продолжение потомства Рябининых.      
      «Значит, он не зря поцеловал меня. Это что ж получается, он прощался со мной». Сделала открытие для себя жена.
      После гибели сына мать убитая горем не находит себе места.
Она теперь никогда не увидит своего сына. Она с любовью смотрела на него, как он радостный и счастливый относился к жизни. Был доверчив и ко всем относился уважительно.
       – Сынок, я так тяжело тебя рожала, а ты ещё тяжелей меня покинул! Ой - я - ёй, ну зачем ты раньше времени в шахту спустился? А прожорливая шахта тебя не пощадила, проглотила. Я- то думала, что ты мой утешитель будешь, моё одиночество разделять да старость скрашивать. Вот она наша жизня – кроха. То праздником ошпарит, то несносным горем убьёт. Как же сынок мы тебя не уберегли. Ты же был самый счастливый человек, жизнь тебе улыбалась, и ты радовался. Радовался каждому дню, радовался солнцу, радовался тёплому дождичку, радовался всему, что тебя окружало, каждой растительности, каждому деревцу. В тебе каждая клеточка дышала теплом и живила в тебе силу, силу излучать добро. Твой ласковый взгляд обнимал всё вокруг.   
      И для матери сын всегда будет живой. Она даже во сне с ним ведёт разговор.      
            


Рецензии