Зарисовки о старой Москве

Старые улицы Москвы имеют длинную биографию. Большая Никитская - живая история, здесь каждый камень кого-нибудь помнит... Тротуар уже до середины окон первого этажа поднялся. Идёшь вечером, квадратики окон под ногами светятся. А там, в подвалах, кто-то работает, занятия какие-то идут.

Дома старинные стоят плотно, бывшие дворцы с лепниной, колоннами. Проезжей дороги - всего две полосы, движение не интенсивное. Люди есть в деловых костюмах, есть расхристанные местные бомжи. Тётки курят за беседой, им здесь не историческая столица, они тут в своём дворе. Это мы гости... А москвичи привыкли к теням истории, привидениям  личностей и эху событий разной давности. Они просто живут, как могут, по-разному.

***
Центральная московская консерватория им.Чайковского. Сегодня исполняют Моцарта. Скрипичный оркестр. Зрители: одни спешат, другие чопорно прогуливаются, кто как успел к началу концерта. Машины на стоянке крутые, одежды дорогие - не каждому сегодня по карману высокое искусство. Надеюсь, сюда прибывают настоящие ценители классической музыки. Нет здесь, как в храмах, стояния по обязаловке (должность чиновника требует быть православным верующим). Сложно, не любя музыку, высидеть в концертном зале.

Светятся небольшие окошки на верхних этажах, форточки кое-где открыты, слышны звуки скрипки и фортепиано. Наверное, артисты гаммы гоняют, «распевают» пальцы и инструменты. Музыканты - очень особенные люди. Они живут совсем в другом мире, между строк нотного стана, и звучат по настроению - то тихо, низко, то ярко и звонко... Они сами - ноты этой жизни. Играют и свою жизнь, и судьбы великих композиторов...

Навстречу бегут девчонки с футлярами за спиной - гитары, виолончели? Чирикают о чём-то и запархивают в боковую дверь служебного входа. А через дорогу - филиал, небольшой концертный зал Ирины Архиповой. Там тоже сейчас мероприятие идёт. Для простой публики, кажется, пожилые дамы в шляпках туда прошуршали.

***
И совсем рядом - палаты Арасланова в Брюсовом переулке. Говорят, Брюс был масоном, тамплиером и мистиком. Вольный каменщик много суеверий добавил местным правителям. Но и пользы много принёс Московии. И астрономии, как науке. Высокопарное звучание «палат» гасят стены сталинских высоток - серых, жёстких и непробиваемых. И эта нестандартная для России крыша с готическими флажочками и флюгером, до сих пор яростно сопротивляется нависшему новому строю и времени...
12.01.19


Рецензии