Quien es?

Имена порой  отражают мистическую драму жизни. Готовы  возразить?  В рукаве затаился свой козырь – знание. Как мне открыть  его? Открывать ли вообще?..
У именно этого имени - две жизни. Одна известна специалистам.   Антонио  Сальери,  музыкальный  педагог Вены в области пения, композиции и теории музыки….  В трактате «Жизнь  Бетховена»  можно прочесть воспоминания  его ученика,  пианиста и композитора  Мошелеса: " …однажды видел в доме Сальери лист бумаги, на котором огромными бетховенскими буквами было написано «Ученик Бетховен был здесь»… Такой УЧЕНИК  был у  Антонио Сальери! 

Если учесть, что Бетховен посвятил своему учителю три скрипичных Сонаты… Учесть если, что  среди учеников профессора Антонио Сальери   известных даже нам было немало…  Шуберт, Мейербер,  Лист, Франц  Ксавер Моцарт, младший сын Вольфганга Амадея.  Если  … ученики боготворили своего учителя…  Если всё это учесть… Можно ли оспаривать его гениальность как педагога ? Или обучение – это  ремесленничество?
Вот такие высокие ставки в этой игре .

 Но я намеренно покидаю  реальную  историю маэстро.  Потому что здесь важно другое… Мы  будем говорить о знаковом  принципе  по имени Сальери, а  значит, о чем-то  внутреннем, глубинном…. Наверно так. 
Когда я создаю персонаж, и обрушиваю на его голову всяческие невзгоды, какова тут подоплека – с точки зрения морали? Можно ли призвать меня к ответу? Иногда мне кажется, что человеческий ум - это или микроскоп, в который мы рассматриваем звездное небо, или телескоп, в который глядим на  землю под ногами. Но самого себя в правильной перспективе мы не видим. Как могла возникнуть зловещая легенда о Сальери? Многого не скажу, но идея «Моцарта и Сальери» у Александра Сергеевича  появилась после знакомства со статьей в Лейпцигской (Германия) «Всеобщей музыкальной газете»… О чем она? О том, что Сальери … перед смертью в исповеди признавался в  отравлении Моцарта…   Здесь - частный случай, казалось бы…  Но для поэта  возник  повод  донести до нас знаковый принцип: 

«Гений и злодейство… 
 Две вещи несовместные….»

Спрашивает кто?  Моцарт? Сальери?  Пушкин? Я? И  что такое  злодейство? И главное,   гений -  кто? Моцарт – это понятно, и нет вопросов. А учитель? Мудрый учитель…  Мудрый?

 «…Все говорят: нет правды на земле.
 Но правды нет - и выше…» .- Он живет с этим  пониманием.  Его это не напрягает. Растворен  в музыке…

 «Ребенком будучи, когда высоко 
 Звучал орган в старинной церкви нашей,
 Я слушал и заслушивался ….»

И далее  …

 «Муз`ыку я разъял, как труп.
 Поверил  Я алгеброй гармонию….»

Не стала бы спорить.  Найдется немало адептов, которые ставят знак равенства  между музыкой сфер и высшей математикой. Я знаю, что мудрость ни от чего нас не спасает. Она как день жизни:  чем  дальше от одной ночи, тем ближе к другой. О стихии мы судим по-разному, исходя из своих предрасположенностей. Я и мне подобные  верим,  что есть искривление времени. Насколько  эта  кривизна  открывает  нам будущее, настолько она скрывает от нас прошлое.

Человечество  взрослеет, а вопрос  остается открытым.
Проф. Ч. Ломброзо с кафедры Павианского университета в Милане (1963 год) убеждал слушателей, что  «… даже гениальность - пред которой не краснея можно преклонить колена, - даже ее (!) многие психиатры поставили на одном уровне с наклонностью к преступлениям, даже в ней они видят только одну из уродливых форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия…».  Серьезный  труд.   Гениальные люди эгоцентричны, считает он.

По-видимому, таков закон природы: чтобы сотворить нечто принципиально  новое, нужно сконцентрироваться на себе, своем эго,  страстях…
Говорят, скульптура «Оплакивание   Христа» в соборе Святого Петра в Риме
настолько поражала подлинностью, что появились слухи, будто Микеланджело
совершил убийство, чтобы создать правдоподобный образ усопшего Христа.
 
Говорят…

Но всё-таки, давайте определимся с терминами.
В древнем Риме гением называли  сверхъестественное существо, охранявшее человека на протяжении всей его жизни. Обратите внимание – СВЕРХестественное…   Даже день рождения римлянина считался праздником его гения. Для римлян человек и гений,   по идее, - разные существа.  Лично вы  своего гения чувствуете?  Зато, когда творение  превосходило  то, что можно было ожидать,  к нему применяли эпитет «гениальное», сотворенное им, гением человека. Есть гениальные  слова, поступки и есть люди, которые помогают им приходить в мир, — посредники, проводники…

 Я пытаюсь доказать, может  быть безуспешно, что видимое нами настоящее  человечества  -  еще не  все, и что существуют нечто скрытое от нас, тайна…

«Нас мало избранных,  счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов … ».

ЖРЕЦОВ!  Это уже  Моцарт  Пушкина (Или сам А.С.П.?). Избранность… Высшее избрало  кого-то, чтоб донести до нас мысль, явление, образ…  Мне понятно желание человечества,  видеть в таком проводнике  сущность  чистую, возвышенную…  И вам понятно. Но всегда ли бывает  именно так? Вы тоже знаете, что не всегда. А вы согласились бы с мнением русского ученого и мистика Даниила Андреева?…
«Есть гении, свой человеческий образ творящие, и есть гении, свой человеческий образ разрушающие….»

Бодлер, Гоголь и Мусоргский, Глинка и Чайковский, Верлен, Блок… Трагедия каждого из них не только индивидуальна, она еще так глубока, так исключительна, так таинственна…

Quien es?  Кто есть?
Столько лиц,  и  в каждом из них – один из отблесков  личной муки… Посмотри внимательнее… Этого не подделаешь…  Их существование может быть  осознано только  интуитивно… Выцветшие  фотографии, вырезки из старых газет, превратившиеся в пожелтевшую пыль… Воспоминания тех, кто их знал или думал, что знает… Их творения….
"Кому больше дано, с того больше и спросится"- возразили бы мы ученому.
 Верно.
«Только, пусть спрашивает с них  тот,кто дал это Высшее…, а не мы….» - вот его ответ. У гениев нет родины, их сны не ведают языков…  Они принадлежат человечеству в целом… Они - НАД… В каждом из нас, полагаю, есть нечто НАД… И они говорят с нами. Мы их слышим? Тех гениев, о которых знали в древнем Риме ?

Конечно, это только мнение. Я пребывала в пограничном состоянии, где все мысли и слова, доказывают и возражают  себе самой, а разум пытается разрешить неразрешимое. Сальери… Отголосок этих мук заразил  меня… Желания человека. Его возможности. Его поступки… Суждения о нем…
Оно того стоит?


Рецензии