О фильме Лед

Фильм «Лед» на афишах обозначен как музыкально-художественный – то ли попытка вписать в какой-то определенный жанр, то ли осознание того, что слово «мюзикл» в том плане, в каком его используют в мировом кинематографическом контексте – здесь просто неуместно.

Режиссер – Олег Трофим, автор многочисленных видеороликов.

 Сюжет не нов и не затейлив. Трогателен, как в индийских кино. Мама маленькой девочки Нади Лапшиной мечтает сделать из дочери чемпионку фигурного катания. С беззаветностью материнской любви и наперекор профессиональному мнению тренера верит в несуществующий талант девочки. Покупает ей коньки, которые становятся волшебным талисманом. Мама умирает, оставив в дочери зерно надежды стать звездой. Торгуя бананами в киоске тёти, Надя встречает тренера Шаталину. Ту самую строгую тетю, категорично отказавшуюся принять ее в свои ученики.  Как сирота в нелепых круглых очках Гарри Потер становится могущественным волшебником, так Надя Лапшина благодаря трудолюбию и вере в мечту становится звездой. Ледяное сердце тренера растаяло в тот вечер, когда под окнами своей квартиры она увидела хрупкую фигурку кружащейся в танце Нади Лапшиной.

Спорт суров. Победы и поражения, взлеты и падения. Упав в очередной раз, Надя получает серьезную травму позвоночника. Мечты об участии в чемпионате терпят крах. Ее оставляет партнер. Инвалидная коляска, отчаяние, депрессия. По приказу Шаталиной и в наказание за устроенную драку разбитной хоккеист Саня вынужден четыре часа в день выкатывать Надю в инвалидной коляске.  По скованной льдом иркутскому озеру. И здесь вполне предсказуемое развитие сюжета.

С помощью шоковой терапии Саши Горина Надя встает на ноги, чудесно исцеляется и возвращается на лед.

Лед – не просто фон. Он почти олицетворяется. По его кромке скользят коньки фигуристов, несется шайба игроков, прокатываются колеса инвалидной коляски. Да и герои часто лежат на льду замерзшей иркутского озера: то вслушиваются в треск, то просто лежат. Долго.
Долгота и повторы не впечатляют. Это то, что кинематографисты называют затянутым вербально-визуальным рядом. Будь то назидательные разговоры в раздевалке, эпизоды с дракой, каждые 15 минут повторяемая Шаталиной фраза «звезда моя», или непомерно растянутая заключительная сцена.

Это не финал «Движения вверх», где о секундах свысока не думали. Они заставили зрителя затаить дыхание. Эмоции были на пределе и шли вверх за траекторией полета мяча - ведь за три   секунды можно проиграть, а можно выиграть. Зритель сопереживал, заведомо зная факты этой спортивной истории. Сопереживал благодаря блестящему операторскому искусству, отличной актерской игре.

Кстати, об игре Александра Петрова. Он вполне под стать своему тезке-герою. Бескомпромиссный, прямой, обожающий «Звездные войны», выясняющий справедливость с помощью кулаков, с нецензурными словечками, приглушаемыми «пиками», способный любить независимо от звездного статуса партнера. Герой из глубинки, селфмэйд. Пожалуй, единственный, кто вызывает симпатию. И цельный образ, в отличие от стаффажной фигуры Нади Лапшиной  (Аглая Тарасова). Да и характер Шаталиной (Мария Аронова)  - в паре черно-белых штрихов, без всяких оттенков. 

Но вернемся к финалу, где с хоккейным игроком Александром Гориным происходит почти физиологическая трансформация (нет, по команде тренерши он на шпагат не сел, растяжку не сделал), но по внутреннему зову любви в один момент превратился из брутального хоккеиста в элегантного партнера по парному фигурному катанию. Словно гусеничный снегоход – в легкий спорткар.

 И вся фантасмагория – под хоровую поддержку зала. Фильм-то все-таки – музыкальный. А кавер-версии (Земфира, Богдан Титомир) то надрывно звучат, пытаясь манипулировать эмоциями, то внезапно обрываются, уступая место длиннотам  визуального ряда. Аритмия. Сплошной пунктир. В отличие от мюзикла Тодоровского «Стиляги», где хиты от «Наутилус Помпилиус» и группы «Кино», твист и прически «кок», узкие брюки - в единой пластичной линии, выражающей общую идею: по-другому танцевать, одеваться, любить, жить, слушать другую музыку.

Здесь же -  ледовая история взлетов и падений, поданная в легкой форме, припорошенная сахарной пудрой. С песенками, юморком, элементами волшебства и непременным счастливым концом.

Есть все, что может впечатлить среднестатистического зрителя. И даже заставить пустить слезу. Вкусы ведь   разные.
 
Кому «Руанский собор», а кому – лебеди на пруду.
 


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Людмила. Большое спасибо за интересное мнение. Не так давно посмотрела этот фильм. Впечатления? К великому сожалению, к тому что и как бывает в спорте, особенно с ростом от начала занятий и переходом в мастера, ничего и близко к действительности. В фигурном катании, как и в лыжных гонках, и биатлоне - работа и работа тренеров со спортсменкой, именно в спортивных секциях, спортивных школах. Не бывает такого, чтобы детский тренер и не стал рассматривать девчонку для занятий в спортивной секции (школе), а потом якобы талантливая (кто это сказал?)где-то как-то приватно тренировалась и натренировалась так, чтобы ее заметил и взял в работу "мэтр" и стал "лепить" из нее "звезду спорта". Потом, вдруг, травма и вроде все - финиш? Но нет, "упорство и труд - все перетрут", не бывает чудес, которые показывают создатели фильма. В итоге: фигурное катание - какой-то фон, остальное и главное - слезливо-паточная мелодрама со счастливым финалом.
----------
С уважением.

Александра Вежливая   07.12.2021 18:16     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Александра.
У вас меткие замечания, что говорится, "не в бровь, а в глаз"."Слезливо-паточная мелодрама"для домохозяек - исчерпывающая характеристика.
Спасибо за отзыв.

Успехов!

Людмила

Людмила Куликова-Хынку   07.12.2021 18:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.