О фильме Лед
Режиссер – Олег Трофим, автор многочисленных видеороликов.
Сюжет не нов и не затейлив. Трогателен, как в индийских кино. Мама маленькой девочки Нади Лапшиной мечтает сделать из дочери чемпионку фигурного катания. С беззаветностью материнской любви и наперекор профессиональному мнению тренера верит в несуществующий талант девочки. Покупает ей коньки, которые становятся волшебным талисманом. Мама умирает, оставив в дочери зерно надежды стать звездой. Торгуя бананами в киоске тёти, Надя встречает тренера Шаталину. Ту самую строгую тетю, категорично отказавшуюся принять ее в свои ученики. Как сирота в нелепых круглых очках Гарри Потер становится могущественным волшебником, так Надя Лапшина благодаря трудолюбию и вере в мечту становится звездой. Ледяное сердце тренера растаяло в тот вечер, когда под окнами своей квартиры она увидела хрупкую фигурку кружащейся в танце Нади Лапшиной.
Спорт суров. Победы и поражения, взлеты и падения. Упав в очередной раз, Надя получает серьезную травму позвоночника. Мечты об участии в чемпионате терпят крах. Ее оставляет партнер. Инвалидная коляска, отчаяние, депрессия. По приказу Шаталиной и в наказание за устроенную драку разбитной хоккеист Саня вынужден четыре часа в день выкатывать Надю в инвалидной коляске. По скованной льдом иркутскому озеру. И здесь вполне предсказуемое развитие сюжета.
С помощью шоковой терапии Саши Горина Надя встает на ноги, чудесно исцеляется и возвращается на лед.
Лед – не просто фон. Он почти олицетворяется. По его кромке скользят коньки фигуристов, несется шайба игроков, прокатываются колеса инвалидной коляски. Да и герои часто лежат на льду замерзшей иркутского озера: то вслушиваются в треск, то просто лежат. Долго.
Долгота и повторы не впечатляют. Это то, что кинематографисты называют затянутым вербально-визуальным рядом. Будь то назидательные разговоры в раздевалке, эпизоды с дракой, каждые 15 минут повторяемая Шаталиной фраза «звезда моя», или непомерно растянутая заключительная сцена.
Это не финал «Движения вверх», где о секундах свысока не думали. Они заставили зрителя затаить дыхание. Эмоции были на пределе и шли вверх за траекторией полета мяча - ведь за три секунды можно проиграть, а можно выиграть. Зритель сопереживал, заведомо зная факты этой спортивной истории. Сопереживал благодаря блестящему операторскому искусству, отличной актерской игре.
Кстати, об игре Александра Петрова. Он вполне под стать своему тезке-герою. Бескомпромиссный, прямой, обожающий «Звездные войны», выясняющий справедливость с помощью кулаков, с нецензурными словечками, приглушаемыми «пиками», способный любить независимо от звездного статуса партнера. Герой из глубинки, селфмэйд. Пожалуй, единственный, кто вызывает симпатию. И цельный образ, в отличие от стаффажной фигуры Нади Лапшиной (Аглая Тарасова). Да и характер Шаталиной (Мария Аронова) - в паре черно-белых штрихов, без всяких оттенков.
Но вернемся к финалу, где с хоккейным игроком Александром Гориным происходит почти физиологическая трансформация (нет, по команде тренерши он на шпагат не сел, растяжку не сделал), но по внутреннему зову любви в один момент превратился из брутального хоккеиста в элегантного партнера по парному фигурному катанию. Словно гусеничный снегоход – в легкий спорткар.
И вся фантасмагория – под хоровую поддержку зала. Фильм-то все-таки – музыкальный. А кавер-версии (Земфира, Богдан Титомир) то надрывно звучат, пытаясь манипулировать эмоциями, то внезапно обрываются, уступая место длиннотам визуального ряда. Аритмия. Сплошной пунктир. В отличие от мюзикла Тодоровского «Стиляги», где хиты от «Наутилус Помпилиус» и группы «Кино», твист и прически «кок», узкие брюки - в единой пластичной линии, выражающей общую идею: по-другому танцевать, одеваться, любить, жить, слушать другую музыку.
Здесь же - ледовая история взлетов и падений, поданная в легкой форме, припорошенная сахарной пудрой. С песенками, юморком, элементами волшебства и непременным счастливым концом.
Есть все, что может впечатлить среднестатистического зрителя. И даже заставить пустить слезу. Вкусы ведь разные.
Кому «Руанский собор», а кому – лебеди на пруду.
Свидетельство о публикации №219011302123
----------
С уважением.
Александра Вежливая 07.12.2021 18:16 Заявить о нарушении
У вас меткие замечания, что говорится, "не в бровь, а в глаз"."Слезливо-паточная мелодрама"для домохозяек - исчерпывающая характеристика.
Спасибо за отзыв.
Успехов!
Людмила
Людмила Куликова-Хынку 07.12.2021 18:38 Заявить о нарушении