Басня - Лис и петух

Лис, затаившись в лопухах,
Дождался, сцапал петуха.
Петух, предчувствуя конец,
Не кукарекал, не кричал,
Не бился, как обычно, а молчал.
Подумал лис: «Немого, видно, я поймал.
 Вот молодец!»
Но вдруг петух заговорил, запел.
Лис многих петухов носил.
А тут как вкопанный вдруг встал,
От удивления присел:
 -«Уж сколько раз себе я говорил,
Да лучше б в суп я угодил.
И сколько раз, бродя средь лопухов,
Жалел, что не сожрал меня ты, лис,
А деревенских петухов.
О, лис, окончены мои мученья, страдания,
Остались позади все беседы, заседанья,
Не стало петухов, как ты явился.
В деревне в кур, как будто бес вселился.
Потом меж кур в деревне пошёл слух,
Что жив ещё один петух.
Из всех щелей, домов и хат
Полезли куры в мой курятник.
И я был рад. Кто был я раньше?
А теперь я босс. Руководителем
 Я справедливым быть старался.
Не обижал старушек, давал дорогу молодым,
Решал любой вопрос,
И гордость распирала грудь,
Как высоко поднялся.
Но стал по вечерам я замечать,
Слабею и на насесть едва взлетаю,
Кукареку стал тише я кричать,
На кур ворчу и отгоняю.
И за день так упаришься,
 Что некогда присесть.
А вечером, лишь сжалившись,
Подсаживают куры на насесть.
Остался я один на весь этот колхоз.
Устал везти, поверь, я этот воз.
А куры требуют вниманья,
Бесчинствуют: собранья, заседанья.
И требуют, обязан помогать я всем.
И тут уж не один курятник, а гарем.
На дальнем хуторе решил родному куму я открыться,
Ведь вывелись, считай, в одном гнезде.
А вдруг поможет, согласится:
 «Кум, говорю, сам знаешь,
 Ты для меня ведь всех родней,
В одном гнезде сидели.
Позаседай вместо меня хотя бы пару дней,
 Чуть, чуть хоть отосплюсь,
Дела совсем уж одолели.
Устал я кукарекать от зари до ночи.
И даже на насесте сидя  слышу:
«Обнаглел наш кочет…»
Уже они меня зовут: «Иди, Петя, цып, цип».
С утра до вечера хожу,
Каждой кричу: кукареку.Охрип».
И даже слушать тот не стал,
Мгновенно отказался наотрез:
И коллектив большой и опыт мал,
Что для него эта работа тёмный лес,
И показалось мне, он так был перепуган,
Считай ,что выставил за дверь,
Со стороны, как будто ,
И не знали мы друг друга.
Мало того , соседи все перебесились,
Как будто кур я всех перетянул во двор,
Вчера толпой к хозяину во двор явились.
И счёт хозяину: «Петух твой беспредельщик,
Самодур и вор…»
Загнали всех в курятник под замок.
Решили по утрам все яйца делить миром,
И хоть меня спросили бы, а есть ли силы
И время кур уговорить, чтоб яйца несли в срок.
И понял я, пришла косая за плечами,
Всё, беда, ни спрятаться, ни смыться,
А им всё ха-ха-ха.
Спасибо, что тебя хоть занесло сюда.
С зари и до темна вести собранья
 И прыгать, как блоха.
Уж лучше ты съешь петуха.
Хотя ты зря меня поймал, дружище.
Сегодня утром мужики собрали сход,
Сознались, что слабы против твоей силищи,
И подсчитали все убытки и доход,
Решили, каждый дом по курице давать ,
По очереди будешь получать весь год.
Ты точно перестанешь кур таскать
И принесёшь деревне не убыток, а доход.
Кур разделить и разнести,
 Пусть в каждом доме будут куры
И каждой дать по петуху,
Пусть радуются дурры.
Конечно, это будет не колхоз,
Будем считать подряд семейный, ТОЗ,
Но при условии, если докажешь,
Что чистокровный ты от головы до носа,
И в подтверждение свидетелей покажешь,
Пусть скажут, что не помесь Шарика с Барбосом».
-Пронзила мысль: курей задаром,
Мозги словно обдало жаром,
Как случай упустить?
Как вкопанный он стал
 И лапой в грудь стал себя бить,
И пасть открыв, и петуха отбросив:
«Да лис я, чистокровный лис,
Лови любого, давай спросим!…»
 «Зачем?»-закукарекал наш петух,
 Сидя на ветке, глядя вниз.
 «Да ты же, Петя, негодяй, подлец,
А я развесил уши, тебя слушал,
Как поздно истину познал,
Вот и финал, конец.
А истина проста: чего сразу тебя не скушал.
Какой курятник, какой замок?
Какой гарем? Какие заседанья?
Под лопухом тебя нашёл,
Сидел ты, сжавшийся в комок.
Да лопухнулся я, недолго ждал я наказанья!»
Приятель, сам себя суди,
Бери кусок по силам,
От жадности слюной не исходи,
Пусть пойдёт впрок тебе урок,
А ныне иди с миром.


Рецензии