Идеальный муж
“You telling lies thinking I can't see
You don't cry cos you're laughing at me
I'm down (I'm really down)
I'm down (Down on the ground)
I'm down (I'm really down)
How can you laugh when you know I'm down?”
(The Beatles “I’m Down”)
***
«Господи, дай же ты каждому -
Чего у него нет...»
(Булат Окуджава)
***
Окунуться в липкую грязь 90-х и вылезти из неё киллером... Отправиться на очередное заказное убийство и узреть в своей Жертве то, о чем всю жизнь мечтал... Перепрыгнуть на энное количество апшифтингов и однажды проснуться Звездой Шансона... И, внезапно потеряв все, что дорого, нырнуть в Настоящую Адскую Бездну, коей ты до этого наивно считал Старушку-Землю...
Что это - драма, комедия, детектив, парафраз на тему Оскара Уайлда, или же концерт по заявкам фанатов Стаса Михайлова и иже с ним? Ответ прост и прекрасен как прическа Розы Хайруллиной: спектакли Константина Богомолова не поддаются никакой классификации, и попытка вешать на них ярлычки может легко превратить вешающего в повешенного.
***
Моя дурацкая, впитанная с молоТком матери привычка «изучать матчасть» перед походом в Храм Искусств, на сей раз была счастливо прекращена сладким сном, свалившим меня где-то на четвёртой электронной странице «Идеального мужа» Оскара Уайлда. И это, воистину, была рука судьбы. Ибо одноименный спектакль Богомолова имеет к фолианту сему не очень-то близкородственное отношение. А история Дориана Грея и его Портрета известна сейчас любому школьнику.
Снова удивляюсь (и радуюсь) эффекту, впервые возникшему при просмотре богомоловских «Карамазовых»: 4-5 часовые спектакли этого режиссера нисколько не утомительны, и мне ни разу не захотелось «ускорить» действие, происходящее на сцене... А также включить втихую мобильник и бросить свой усталый взДор на часы, дабы убедиться, что «мучиться» осталось недолго.
А было вот что: смех, слезы, возмущение, изумление, восхищение - вся гамма человеческих чувств, к коей в конце спектакля добавилось ещё и сожаление, что все это так быстро кончилось. И ещё - желание нестись аки «Мое Детство - Красный Конь» - нет, не на последнюю электричку, а скупать билеты на все богомоловские спектакли, которые ещё не успели запретить.
***
Магия постановки сей такова, что сидишь «на люстре» аки ненасытный галчонок, и душа требует: ещё, ещё... Что ещё «выкинут» герои на сцене через минуту-другую? Что ответит миниатюрному художнику всесильный Дориан Грей? Что задумала Миссия Чивли, чтобы отомстить ранее отвергнувшему ее Лорду? Согласится ли Народная Артистка СССР Маша Сидорова связать свою судьбу с юным пылким поклонником?
Ну, и так далее... Как видите, постановки этого режиссера можно и смотреть, и видеть по-разному. Кто-то все время задается вопросами; кто-то пытается провести аналогию с тем обществом, в котором нам посчастливилось жить. А кто-то, ни о чём не задумываясь, поёт вместе с Игорем Миркурбановым песню про Клён, влюблённый в Белую Березку. И с открытыми от восхищения детскими глазами взирает на гривастого и хвостатого Алексея Кравченко, гордо вышагивающего «на заре, по траве, за рекой». Ну не всем же заморачиваться грустными реалиями! Дайте кому-то и в сказке пожить!
***
Но - тсс...- предоставим слово самому режиссеру-постановщику:
«Это театральное произведение можно назвать достаточно эпическим. С сегодняшним зрителем оно говорит о современном пространстве. Речь не идет об Англии начала прошлого века. В центре сюжета – наши современники, представители столичной богемы».
Да, да, Богомолов верен себе: он создаёт не просто интересные, острые и шокирующие спектакли, но ни на минуту не забывает о необходимости напомнить зрителям, в каком жизненном пространстве они обитают. Гламурные девицы, понаехавшие «покорять Москву», томно произносят фразы из «Трёх сестёр» Чехова о том, как «хорошо быть простым рабочим»... Бывший киллер, а ныне Звезда Шансона - Лорд выступает в Кремлевском дворце, вытаскивая на сцену не только своего «близкого друга» - министра Резиновых Изделий (грелок - а вы что подумали?) - но и мало чего соображающего отца, сопровождая все это трогательным (и никому на фиг не упавшим) рассказом на тему : «Ты покушал, сынок? А что ты сегодня покушал, сынок?” Милый мальчик, влюбившись в знаменитую актрису, годящуюся ему в бабушки, пламенно признаётся ей в любви, обещая «заботиться о ней», когда она станет экспонатом лавки древностей...
Все это чертовски напоминает что-то и кого-то, а навязчивая реклама и упоминания известных улиц и заведений в центре Москвы ещё больше усиливают впечатление реальности происходящего. Перефразируя Маяковского: «Это было с народом, или со мной, или в городе было моем».
Увы, не только было, но осталось и продолжает быть. Страшные картины современного духовного убожества и деградации, безусловно, скрадываются смешными эпизодами, но всё равно заставляют задуматься. А такие великолепные артисты, как Игорь Миркурбанов, Алексей Кравченко, Роза Хайруллина, Сергей Чонишвили, Дарья Мороз, Александр Семчев создают на сцене образы яркие, запоминающиеся, неординарные.
***
В этот вечер в уютном зрительном зале МХТ имени Чехова произошло небольшое ЧП. Во втором антракте полный мужичок лет 60-ти стал громко пререкаться со своими соседями по ряду. Дежурные вежливо попросили его успокоиться, но этим ещё больше усилили его желание «самовырождаться». В результате пришлось вызывать полицию, и мужичка вынесли за руки и за ноги из зала под бурные аплодисменты зрителей и вопли «театрального хулигана»: «Я заплатил деньги, я хочу досмотреть спектакль!”
Казалось бы - зло наказано, справедливость восторжествовала. Но только почему-то не покидает меня мысль: а не было ли это ещё одной гениальной режиссёрской задумкой?
Свидетельство о публикации №219011302248