О Траурно-Триумфальной симфонии Гектора Берлиоза
Вторая симфония французского композитора-романтика - интригующая противоречивостью своего названия - она почему-то осталась в тени первой - "Фантастической". А справедливо ли? Начнем сначала...
1840 год. Десятая годовщина июльской революции во Франции. Десять лет назад улицы Парижа покрылись баррикадами и окликали друг друга свистом картечи. Десять лет назад молодой Берлиоз, окончив "Фантастическую" симфонию и потерпев с ней премьерное фиаско, пишет произведение для очередного конкурса, "спеша закончить последние страницы для оркестра под сухой треск и короткий шальных пуль, которые, описав кривую над крышей, расплющивались о стену под окон" его комнаты. И - чуть позже - с револьвером в руке композитор шествует по столице Франции, поднимая за собой - голос за голосом - незабвенную "Марсельезу". Десять лет назад...
И вот, юбилей "Трех славных дней" решают отметить перенесением праха погибших в мавзолей на площади Бастилии. И для сопровождения этого поистине монументального действа министерство попросило Берлиоза написать симфонию.
Концепция произведения, без сомнения, великолепна! Берлиоз определяет каждой части свою роль. Первая часть, марш - она звучала во время шествия. Это события трех дней восстания. Средняя часть - своего рода бессловесная траурная речь - должна была сопровождать перенесение праха погибших. И вот после этого - в момент установления колонны - звучал бы "Апофеоз", неминуемо вселяющий в публику эмоциональный подъем и гордость. И, конечно, ничего лучше для исполнения этого не может быть, чем духовой оркестр! Не просто духовой - военный!
Так и поступает Берлиоз - нанимает на исполнение военный оркестр в двести человек и дирижирует ими, облачившись в костюм гвардейца - с саблей в руках. Казалось бы, блестящая идея нашла блестящее воплощение. Но здесь - словно нехватающий к заявленному в названию противоречию "довесок" - фактический провал ее исполнения на церемонии!.. Шум и непригодная для музыки акустика улиц и площади, людской гул и до того равнодушное отношение к музыке - "она должна быть там... для видимости" - разрушило и траурность, и триумфальность симфонии.
Так и пропало бы это произведение, едва увидев свет, не реши Берлиоз пригласить на генеральную репетицию большое количество людей. Концертное исполнение симфонии имело большой успех: представление за представлением, она захватывала людей, вызывая восторг и "возбуждая до сумасбродства" (на одном из вечеров после исполнения "Апофеоза" несколько молодых людей хотели разбивать стулья об пол).
Так, один из ярких парадоксов искусства сказался на судьбе Траурно-триумфальной симфонии.
Свидетельство о публикации №219011302290