Трагизм по-шубертовски. Симфония 4

Трагизм в музыкальном мире обычно связывают с именем Бетховена: напористая патетика, титаническая борьба и тяжёлая лирическая скорбь, вплетенная в тернии монументальности мысли. Шуберт же - трепетно любивший творчество сурового предшественника - придал трагизму иную, более изящную, огранку. У Франца, натуры утонченной и хрупкой, все эмоции и образы имеют более камерный характер, нежели у Бетховена. Герой большинства произведений венского классика по сути своей титан, шубертовский же герой - поэт. И этот - совершенно другой - герой рождает совсем иное выражение все тех же эмоций. Оттого и трагизм у Шуберта - не глобален и не массивен, а - скрыт глубоко внутри личности героя. Все выражаемые эмоции связаны исключительно с личными переживаниями. Так, в четвертой симфонии Шуберта, названной "Трагической" можно услышать отражение того эпизода биографии автора, когда она была написана.
1816 год. 19-летний Шуберт вынужден - по воле отца - работать помощником учителя в школе. Работа, отнимающая много сил и времени, которые можно было бы потратить на творчество - невыносимо! Попытка устроиться преподавателем в музыкальную школу Лайбаха тоже не имеет успеха. Все это в сочетании с постоянными стычками с родителем все больше гнетет юношу и подогревает бурлящую внутри жажду свободы. Противовесом сковывающим обстоятельствам жизни становится бьющее в тот год через край вдохновение: именно тогда написан знаменитый "Лесной царь" и множество других произведений.
К жанру симфонии же Шуберт обращается от желания разнообразить репертуар любительского состава, где играл сам композитор. Юноша пишет - с разницей в полгода - две симфонии. Первая из них - "Трагическая" - примечательна тем, что ее особенности предвосхищают многое из того, что в последствие будет звучать в "Неоконченной" симфонии.
Уже здесь слышен особый - шубертовский - симфонизм: филигранное сочетание песенной свежести мелодий и жаркое дыхание оркестра. Лирическая взволнованность переплетается с тонкой и пластичной поэтикой. Местами колющие интонации струнной группы тут же сглаживаются мягкими переливами деревянных духовых. Меланхолическая нежность оттеняется захлебывающейся чувственностью. Такая ловкая игра на контрастах вскоре станет визитной карточкой творчества Шуберта.
К сожалению, эта симфония не была принята оркестром: музыканты сочли музыку слишком сложной для исполнения. "Трагическая" симфония прозвучала впервые лишь в 1849 году - спустя 21 год после смерти композитора.


Рецензии