Фронтовик, дважды обманувший смерть

Сагит Фаизов

Фронтовик, дважды обманувший смерть, но война не согласилась с ним

"Похоронен был дважды заживо"*. Такое случалось со многими, кто воевал в 1941-1945 годах. Из верхазовских фронтовиков два возрождения из смерти пережил Фагим Шакир олы Салихов, дядя моих двоюродных сестер Фаизовых Алсу и Ильмиры, дочерей Фагима Фаизова и Нафиси Фаизовой, урожденной Салиховой.

В 1943 году его записали в список безвозвратных потерь (видимо, после ранения) и объявили без вести пропавшим.

Но в следующем 1944 году родственники получили еще одно извещение** - о его гибели в том же 1944 году.

Затем, после того как родственники сообщили в военкомат о письме, отправленном Фагимом-абзий из госпиталя, на "похоронке" появилась надпись "жив".
Дважды раненому (1943, 1944), дважды обманувшему смерть, награжденному медалью "За отвагу" (апрель 1945) герою не довелось вернуться на родину, в родное село.

См. копию списка безвозвратных потерь, созданного Дергачевским РВК в 1946 г. на основе ранее полученных извещений из находящихся на фронте частей, по адресу https://sagitfaizov.livejournal.com/179638.html

*Слова из песни "Дорогая моя столица". Авторы слов — Марк Лисянский и Сергей Агранян, композитор — Исаак Дунаевский.
** Здесь я предполагаю, что родственники в 1943 г. получили извещение о том, что Фагим Салихов пропал без вести, - в силу обычного порядка вещей. 

Фактография публикации опирается на материалы сайтов "Подвиг народа" и "Память народа".

В начале репрезентуемой публикации представлена "похоронка" 1944 г. (изображение, размещенное на сайте "Память народа").

 Отец Фагима-абзий Шакир-бабай упоминается в моей книге о Верхазовке в воспоминаниях моей матери, в разделе "Воспоминания верхазовцев". В детстве однажды я его видел: бабушка Джамалия взяла меня с собой, когда пошла к Салиховым, чтобы купить плетеную корзину-тубал (Шакир-бабай был мастером по этому делу, а сын бабушки мой дядя Фагим еще не был женат на дочери бабая).

При идентификации личности Фагима-абзий, записанного в документах военного учета с именем Федор и с искажением отчества (приказ о награждении), с неправильной персонификацией имени матери (список безвозвратных потерь 1943 г.) мне оказала большую помощь моя тетя Роза Абдулхалимовна Рахматуллина, дочь фронтовика Абдулхалима Сайфуллина, живущая в Верхазовке. Аналогичную помощь я получил от нее в ряде других случаев в ходе работы над темой "Война и Верхазовка".
Опубликовано 12 января 2019 г.


Рецензии