Батыево

         Долго-долго добирались татарские воины до Шуи. Как правило, все походы осуществлялись зимой по Итиль-реке. Дремучие леса, болота, низины, урочища, засеки и лесные сторожки русичей,  обрекали поход на неудачу: ни летом, ни зимой по земле передвигаться было невозможно. Обычно в поход не брали провиант: степи и леса кормили воинов и лошадей, обилие чистейшего снега давало возможность пить воинам и лошадям досыта.


        Кроме авангарда и воинов-нукеров (у каждого было по три лошади) в обозе везли кошмы, юрты, казаны и кумганы, награбленную добычу, вино, запасные подковы и оружие. Также в обозе были жёны воинов, нередко по пути появлялись и татарчата, которые за время похода  вырастали: можно было учить джигитовке на осле.


           По пути полностью разграбили и сожгли города  Коломну, Муром, Москву, Рязань, Владимир, Суздаль:  до Шуи оставалось около ста вёрст: она была лакомым кусочком. Этой дорогой ходил и дед - Чингиз-хан,  и отец хана Батыя  -Джучи. И для самого  Батыя это был второй поход в Залесскую Русь. Планировал Батый ещё    и  два старинных монастыря – Свято-Николо-Шартомский на речке Шартоме и Свято -Успенский в Дунилове разграбить, разорить и сжечь: богатая добыча будет: оклады, монастырские  снедь и меда, корм для лошадей. Примерно в начале декабря 1239 года хан Батый подошёл к Шуе с юго- запада  (со стороны Суздаля и Москвы).


          Встали лагерем: в середине белая войлочная юрта с бунчуком – ставка хана Батыя. Вокруг юрты темников, чуть дальше юрты нукеров, ещё дальше – женская половина, в березняке – горят костры, варится баранина, гортанный гогот и смех.  Доносятся звуки комуза и пения. Отдых и людям и лошадям! Перед броском  надо подлечиться, хорошо выспаться, привести в порядок оружие, одежду, вкусно поесть,   побрить головы и вперёд! Шуя  вдали дымила сигнальными кострами, доносились звуки набата: готовилась к длительной осаде и отражению атак:  горожане варили смолу, поливали крутые склоны вала водой, женщин и детей по узким тропам уводили в лесные сторожки.


               Молодой безбородый князь по имени Ата – из ближайшего окружения, получил приказ брить голову хану Батыю. Хан для воодушевления воинов, сел на возвышение перед своей юртой раздетый по пояс, и в трескучий мороз голова была побрита.  Прошло  ещё два дня и все головы были побриты.  Однако, к тому времени голова хана Батыя «раскалывалась» от боли. Табибы лечили, звездочёты шептали на ухо приметы и предсказания, но голова продолжала болеть. Ничего не помогало…  Прошло ещё три дня. Хан Батый  собрал князей и темников на совет. Как быть? Идти на Шую или нет. Вот она: совсем рядом, но голова гудит, как громадный рой пчёл.


          Под утро хану приснился сон: над Шуей тончайший  бело-голубой шёлк, звонят колокола и голос издалека: «Уходи хан, не видать тебе победы, уходи!»  Визири и дервиши сон растолковали так:  Шую в этот раз не одолеть надо обойти город и уйти на  север на Плёс и Юрьевец.

         Место, где была ставка хана Батыя – сохранилось до сих пор. Там была деревня Батыево: обычно русичи обживали брошенные татарами лагеря. Свои деревни были сожжены дотла.  Местечко Батыево близ села Дроздово, рядом  – Кохма. Деревни давно нет, остался пруд и земляные отвалы с осколками посуды и стекла. Места эти вдали от больших дорог и изобилуют земляникой и малиной. Ближе к Шуе деревня Турсуково (турсук- кожаный мешок для перевозки воды, масла и вина).


         Рассказ этот передавался из поколения в поколение, сохранился  и дошёл до наших дней.          


Рецензии