Бабочки среди зимы

         Как-то утром бабушка сказала:
         - Сегодня пойдём колядовать к Алевтине. Ну-ка, расскажи стишок, которому я тебя учила.
         И я начала:
                - Коляда, коляда,
                Кто не даст пирога,
                Мы корову за рога,
                Кто не даст пышки,
                Тому в лоб шишки…
           Младшая сестра бабушки работала бухгалтером, а её муж был прорабом. Он воевал, дошёл до Берлина, и именно там ему понравились дома местных жителей. Когда Алексей вернулся на родину, то решил построить дом по немецкому образцу. Мне нравилось бывать у них в гостях, потому что они всегда удивляли нас разными диковинками.
        Вот и в этот раз я ахнула, увидев маленькую ёлочку с крошечными игрушками. Правда, Алексей поумерил мой пыл:
      - Учти, все игрушки у нас сосчитаны.
      Мои глазёнки, горящие от восторга, погасли. Я обиделась, потому что у меня даже и мысли такой не было: украсть игрушку. Да и вообще, никогда ничего я не брала у них без спроса.
      И тут вдруг послышался голос бабушки:
      - Боже, какое чудо!
      Я побежала на кухню и застыла от изумления: между рамами были белоснежные цветы, похожие на бабочек.
      - Это цикламен или дряква, - сказала Алевтина.
      «Что это за название такое «дряква»? - подумала я. - Такой красивый цветок не должен носить это имя. Цикламен - лучше».
      - Дашь мне потом отросток? - спросила бабушка сестру.
      - Будут семена, обязательно дам, - ответила та.
      Вот таким было моё первое знакомство с этим растением. 
                …
      Зимой, когда большинство растений не цветут, и так мало ярких красок, именно цикламен радует нас.
      Цикламен - многолетнее растение, образующее клубнелуковицу почти идеально круглой формы, поэтому и название его произошло от слова «циклос» - круг.
      Существует такая легенда.
      Царь Соломон дал задание художникам и ювелирам создать для него корону. Мастера предлагали ему короны самой разной формы из золота, серебра, но ни одна из них не понравилась царю.
      Однажды он пошёл прогуляться. Вся земля была покрыта цветочным ковром, и каждый цветок пытался понравиться царю. Они кричали, стараясь привлечь его внимание:
      - Вот я - красный, для короны образец прекрасный!
      - Нет, я - желтый, подхожу больше!
      - Я, я, я! – кричали цветы на разные голоса.
      Да только не хотел царь, чтоб такие хвастливые цветы стали образцом для его короны. И тут он случайно увидел среди камней изящный розовый цикламен. «Вот какой будет моя корона, как этот красивый, но скромный цветок!»
      Царь подумал, что эта корона станет ему напоминанием о том, что народом нужно править мудро и вместе с тем скромно. Когда же умер царь Соломон, цикламены склонили свои головки в знак скорби.
      Распространены цикламены в Средиземноморье, Передней Азии, на Кавказе. Когда лесные лужайки и обочины дорог покрываются цветами цикламенов, кажется, будто прекрасные экзотические бабочки присели отдохнуть на зелёном ковре. Некоторые виды, такие, как цикламен Колхидский, цикламен Кузнецова, находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу растений.
      Цветы цикламена с деликатным и тонким ароматом используются в женских и в мужских парфюмах. Популярно сочетание цикламена с цитрусовыми ароматами, а также с мускусом.
      В комнатной культуре в основном распространены два вида: цикламен персидский (Cyclamen persicum) и цикламен европейский (Cyclamen europaeum).  Цикламен персидский цветёт зимой, а цикламен европейский - с весны до осени, а цветы у него более мелкие.
      На протяжении столетий селекционерами было выведено бесчисленное количество гибридов цикламена. Оттенки его цветов варьируют от белого и нежно розового до ярко красного и насыщенного фиолетового, встречаются гибриды с махровыми лепестками. Каждый гибрид цикламена имеет свой неповторимый рисунок на листьях, благодаря чему эффектно смотрятся даже нецветущие растения.
      Отличаются цветки и по форме: одни похожи на бабочек, готовящихся к полету, другие имеют открытые, как у звездочки, лепестки, а третьи – скромно склоняют свои головки. Лепестки у них тоже разные – могут быть с гладкими или гофрированными краями. Каждый год селекционеры продолжают радовать нас новинками гибридов этого прекрасного цветка.
      Эти великолепные цветы изображены на картинах Анри Матисса, К. Горбатова, М. Сарьян и многих других.
      Когда у меня на подоконнике впервые расцвёл цикламен, выращенный из семян, я была счастлива, и появились вот такие строчки.
                На подоконнике моём среди зимы
                Вдруг появились «бабочки» - цветы.
                На стебельках изящных ввысь они летят,
                И на снежинки с изумлением глядят…
                Им не страшны метели! Пусть цветут!
                Надежду на весну они несут!

      На фото: мой цикламен

      КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА БЕЗ УКАЗАНИЯ АВТОРСТВА НЕДОПУСТИМО.
      


Рецензии
Просто заслушалась. Как тепло Вы рассказываете о цветах. Много узнала о нарциссах, а теперь вот о цикламенах. Куплю горшочек с цикламеном. Пусть за окном ещё зима, а на душе будет весна.
До новых встреч в Вашей оранжерее, Наталья!

Галина Марчукова   16.01.2019 12:00     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Галина! Обожаю все цветы, но к ним почему-то особенная любовь.

Наталья Катаева-Вергес   16.01.2019 15:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.