Девушки гадали...

(Фото автора)

Как то, в преддверии Старого Нового года попросила я знакомую бабушку Фросю, шустренькую, разговорчивую старушку поведать о чём-нибудь интересном. Мне всегда казалось, что всё сказочное и загадочное осталось там, в глубине давних лет.
   
- Много чего, дочка, слыхала я тайного, - начала рассказ баба Фрося, - но самой за долгую жизнь, слава, Богу, не пришлось ни разу столкнуться с проделками нечистой силы, и тебя обнеси Господь.

Правда, Новый год по старому стилю, я любила. Бывало, в ночь под праздник мамака позволяла на улице погулять, с подружками погадать. А бабаня, жившая с нами, по этому случаю, как любимой внучке, доставала мне из сундука шаль «живыми» цветами и свои выходные валенки. У детей тогда какая обувка была: летом в лаптях да босиком бегали, а в стужу на всех старших одни валенки дырявые - поочерёдно в школу ходить, а детвора малая так та и вовсе всю зиму на печке отсиживалась.
   
Так вот, в новогодний вечер сновали мы девчоночьей гурьбой из двора во двор. Ввалимся всей толпой в избу и просим хозяев назвать каждой суженого. Вот те и пригадывают – кому Тёмку Климова, кому Тишку Защёкина, кому Арсения Федоркова…
      
До полуночи спешили обежать всё село. Женихов бывало, нагадают каких-никаких, вот перед сном и кладём под подушку свёрнутые трубочкой бумажки с именами всех наречённых. А поутру достаёшь одну бумажку и глядишь, кого судьба в мужья метит.
    
А однажды с Меланьей – подругой лучшей – надумали мы поворожить: с какого краю к нам сваты пожалуют. Избёнки в ту пору все были махонькими, а у соседки нашей, тётки Лушки, хатка так и вовсе в землю «вросла». Вот через неё мы и решили валенки перебросить, а уж куда носком они лягут, оттуда, значит, и сватов ожидать следует.

Первой швырнула свой валенок Меланья, за нею –  я. Да вот беда, подруга – свой сразу нашла, а я как не старалась – нигде нет, к тому ж темень была жуткая.
   
Приковыляла домой полубосая, мамане ни слова, узнает – поколотит. Про себя же мыслю: пораньше всех встану, авось, засветло и отыщется пропажа. Но уснула без задних ног. Мамашка, громыхнув подойником, в хлев засобиралась. Тут влетела соседка.
   
- Ну, Аксинья, - разгорячённо загудела она на мать, - буди свою атаманку! Опять твоя Фроська начудила что-то. Вон печь затопила, а весь дым в избу валит.
Тут я и сообразила, куда угодил мой валенок.

Мамака была женщиной очень строгой, не церемонясь, спровадила меня к тётке Лушке трубу чистить. Говорит: смогла натворить дел, сумей и исправить, как хочешь, хоть носом, хоть головой…
   
Через несколько минут я вернулась с дымящимся валенком в руках, вся в копоти и саже, в точности как тот чёрт, вылезший из трубы дома Солохи, из известной повести «Вечера на хуторе близ Диканьки».

 
 


Рецензии
Добрый день, дорогая Нина! Спасибо за интересный рассказ!
Так кто же женихом Вашим оказался? Никак печник, повар или сталевар?)))
С уважением, теплом и улыбкой,

Людмила Каштанова   03.08.2023 03:41     Заявить о нарушении
Дорогая Люда, здравствуйте!

Повествует бабушка Фрося.
Я всего лишь сторонний слушатель и писарчук.

С тёплой улыбкой и наидобрейшими пожеланиями,

Нина Пигарева   04.08.2023 10:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.