Сборка 2015. Вдумчивое прочтение

**************

Форма представления информации влияет на её восприятие сообществом и результативность применения идей, изложенных часто не в виде, удобоваримом «средним читателем». Ну а если в министерских креслах сидят посредственности, то конечно не приходится ожидать успеха, независимо от научно-технического потенциала, содержащегося в авторских документах. Статьям 2015 года я не пытался придать удобный для посредственностей вид, разжевав тонкие моменты. Тем не менее по прошествии трёх лет возможно эти нюансы стали доступны и чиновникам-бюрократам, проигнорировавших их несколько лет назад, начиная с 2002. Итак, вернёмся в прошлое.

**************

Похоже предстоит скорый закат силиконовой долины...

Способ использовать управляемый p-n переход для усиления вызвал борьбу за крутизну усилительной характеристики. Разработчики добивались высоких коэффициентов усиления для получения максимального качества усиления аналоговых сигналов, вводя для этого отрицательные обратные связи.  Такой подход стал шаблоном, помешавшим разглядеть некоторые недостатки полупроводниковой электроники после перехода на цифровой формат, где качество усиления абсолютно не имеет значения. Первоочередными критериями стали минимальные затраты энергии на переключение и скорость перехода из проводящего состояния в диэлектрическое. В этом случае не важно, качественный ли силикон попался, он в принципе перестаёт устраивать разработчиков цифровой техники, выпускающих не ширпотреб, а хай-тек, поскольку не является ни проводником, ни диэлектриком, так – ни то, ни сё...
«Международная группа физиков, среди которых руководитель лаборатории «Топологические квантовые явления в сверхпроводящих системах» МФТИ Александр Голубов, представила на страницах журнала Science экспериментальное исследование явления, которое может использоваться для построения принципиально новой электроники». Речь о моттовском переходе и спинтронике, которая позволяет открыть путь к более быстрым компьютерам. Отсутствие теории моттовского перехода (фундаментальных концепций) по мнению некоторых авторов является основной причиной невозможности применения на практике не только эффекта моттовского изолятора, но также сверхпроводимости как части спинтроники. Очевидно нельзя зацикливаться только на этих эффектах. В идеальном случае сверхпроводник должен моментально превращаться в диэлектрик при минимальном воздействии, а как этого достичь – загадка для физиков, находящихся на передовом крае науки.  У меня есть некоторые гипотезы, в случае подтверждения которых можно будет увидеть скорый закат силиконовой долины…

**************

Ещё раз о недостатках универсальности ядер
 в архитектуре процессоров.

В странном и противоречивом положении оказалась радиоэлектронная промышленность. Наблюдается тенденция наращивания количества ядер (что с одной стороны хорошо) в процессоре (частично из-за того, что дальнейший рост тактовых частот затруднён), но учитывая теоретические основы параллельных вычислений – это хорошо не всегда. Задачи, выполняемые вычислительной системой, традиционно классифицируются и выполняются раздельно графическими и математическими сопроцессорами. Однако достаточно ли этого разделения? Очевидно рост количества одинаковых универсальных ядер повышает общую скорость работы системы, но не настолько, насколько это возможно при использовании специализированных процессоров, ориентированных на функциональность при минимальном энергопотреблении и размерах. Кроме того, заразить вирусами специализированные процессоры гораздо сложнее. Ещё в 2005 году я писал статьи о многоядерной архитектуре, где каждое специализированное ядро служит определённому набору функций, конечно без углубления в схемотехнику, которой занимаются только в закрытых научно-исследовательских лабораториях. Но идея, к сожалению, не была замечена коллегами, либо замечена, но проигнорирована из-за директивных указаний создавать универсальные системы. Сейчас появились 48-ядерные процессоры. Можно ли их назвать революционными? Вовсе нет - это всё те же универсальные ядра, экстенсивный путь плюс оптимизация. Главная мысль, которую я хочу донести до покупателей, в числе которых есть оптовики, технические отделы предприятий, запланировавших апгрейд и прочие частные лица: стимулировать разработчиков может только компетентный спрос – нужно покупать не то, что есть, а то, что необходимо. Нам необходимы принципиально новые разработки адаптивной архитектуры, содержащей специализированные сопроцессоры для задач отрасли (либо частных интересов). Основной процессор должен быть самым быстрым и самым «умным», а сопроцессоры, типизация которых на сегодня может включать около сотни спецификаций, реализованы в качестве сменных легкодоступных модулей, количество которых выбирает сам пользователь. Этим упрощается апгрейд, возможен «прокат» процессоров на время, необходимое для решения специфических задач и так далее. Увы, никто из производителей не заинтересован в усложнении себе жизни, пока некомпетентный пользователь платит за многоядерное решение. Может быть покупателям устроить забастовку?


**************

В интернете появились публикации о том, что некоторые новые фотоаппараты будут иметь специальные системы блокировки объектива, срабатывающие в случае наличия в сети большого количества других фото, снятых в этом месте (что определяется с помощью автоматической системы навигации). Однако у меня возникает вопрос – учитывается ли при этом качество имеющихся фото, ведь смысл в блокировке появляется только в том случае, если имеющиеся фото сделаны с лучшим качеством и художественно… Похоже этот аргумент попросту не учитывался. Кстати, используя этот логический нюанс можно предложить гораздо более дальновидную систему блокировки для видеокамер (видеоклипов) – в основе должны лежать аналитические алгоритмы распознавания сценариев. В случае, если на месте съёмки уже велась работа другими операторами с более качественной аппаратурой, можно даже низкокачественной камерой создавать высококачественные клипы из сценарного потока, пользуясь уже отснятыми качественными сюжетами (извлекая качественные текстуры). Существенно важным в данном методе является гораздо более высокая степень экономии места на сетевых серверах и коэффициент сжатия видео (зависящие от популярности места), поскольку часто в сеть выкладываются сотни и тысячи похожих роликов с массовых мероприятий, просто с насиженных туристами мест отдыха и тем более с регулярно пишущих терабайты видео растровым форматом камер видеонаблюдения, где даже режим записи по обнаружению движения детектором не помогает добиться столь же высокой экономии памяти.
Мне могут возразить, что вместо реальной (живой) съёмки мы получим искусственную анимацию. Но так могут говорить только те, кто не понял смысла фразы «адаптация к зрительному восприятию человека». Новый формат и способ блокировки видеосъёмки можно будет принять к исполнению только в том случае, когда качественный уровень искусственной анимации станет лучше, чем уровень живой съёмки, что сделает невозможным «на глаз» отличить фрагменты в разных форматах. Имеется ввиду и возможность улучшения видео, снятого дешёвыми камерами до профессионального уровня, пользуясь программным «движком» постобработки.
Ещё один аргумент против – возможная заметность неоднородности кадра, где совмещаются снятые профессионально текстуры и эксклюзивные элементы с дешёвой «мыльницы», участки с разным пиксельным разрешением. Очевидно проблема может возникать, пока не используется система распознавания образов. В случае видеосъёмки сам процесс должен быть на порядок быстрее, опять не обойтись без аппаратной поддержки. Задачей «мыльницы» станет в таком случае регистрация сценария действий объектов в поле зрения объектива, а потом можно осуществить их распознавание и замену качественными сэмплами из базы.
На эту тему у меня уже было много статей, но зафиксировать авторский приоритет этого предложения невозможно в Беларуси, поскольку нет у нас промышленности, производящей электронику этого направления. Но, возможно, ведущие мировые производители прочитают «кривой» автоматический перевод данной статьи и сообразят, что к чему, а потом и у нас в «деревеньке» появятся видеосистемы нового поколения… 

**************

Уважаемые представители КС РБ!

Поскольку вы могли по прошлым моим обращениям судить о том, что с правами человека в Беларуси не всё обстоит гладко, а я – судить по вашим ответам, что вам это безразлично, обращаться к вам больше вроде бы и смысла нет. Однако опытные международные юристы посоветовали «собирать отказные материалы», которые потом можно будет инкриминировать вам же в суде (нескольких верховных судей уже коснулась чаша сия). В суде, небезразличном к судьбе отдельных граждан, по которым катком прошла административно-репрессивная машина. Поэтому в первую очередь речь в моём заявлении пойдёт о постановлениях правительства, которые наносят ущерб интересам граждан Беларуси. В качестве первого примера прошу вас рассмотреть действия министра связи. "С инициативой сделать Skype и Viber платными выступил на своей пресс-конференции 18 февраля Сергей Попков. Он посетовал на то, что люди, получив возможность звонить друг другу через интернет бесплатно, перестали пользоваться для этой цели услугами стационарных и мобильных телефонных операторов, которые лишились значительной части прибыли. Правда, тогда речь шла о том, чтобы "заставить делиться доходами" сами компании Skype и Viber. Судя по всему, их владельцы послали жадных до чужих денег белорусских связистов в логичном и предсказуемом направлении, и те решили взимать оплату за звонки через VoIP-сервисы с простых белорусов".
Факт наличия в Беларуси услуг, предоставляемых государственными монополистами по спекулятивным ценам (об этом так же была статья), надеюсь вами оспариваться не будет, как и то, что «слуга народа» оказался по другую сторону от интересов граждан. Речь о том, что существует принципиально иная концепция развития систем связи, оптимальная для Беларуси и непонятная руководству двух ключевых министерств – информации и связи, которые вместо совместного выражения интересов народа «тянут одеяло» каждый на себя.
Следующим «интересным» постановлением является введение налога на безработных, который противоречит международным нормам права. Вместо введения прогрессивного налога (если уж так сильно нуждается казна в деньгах) в министерстве выдумали способ искать деньги там, где их нет. Если безработный имеет доход, то он уже не может считаться безработным, а должен быть отнесён к категории укрывающих доходы, но никак нельзя было огульно применить в рыночных условиях такую норму, которая лучше всего описывает фраза: «Я не против социальной защищённости граждан, которые по родственным связям, устроившись в министерство, комфортно реализуют свои конституционные права на труд, достойную зарплату и прочие удобства, хлопая на совещаниях и сессиях, на брифингах и конференциях. Свой комфорт они дружно охраняют от посягательств тех, кто остался за бортом лодки, которую должностные инструкции запрещают раскачивать. Но посмотрите вокруг – вместо того, чтоб бросить утопающим спасательный круг, правительство бросает им удавку!»
Далее неприятным моментом является узаконенное воровство, реализованное путём введения закона об обращениях граждан. Он очевидно не доработан, поскольку существенный вклад в рассылку спама стали вносить … сами госорганы! Возможно правила работы с электронными обращениями и документооборотом ещё далеки от совершенства, из-за чего обратите внимание, какое количество электронного мусора хорошо оплачивается и считается «работой с информацией!» Чиновник должен получать зарплату и гонорары не за отписки, а за результат!!! Сейчас происходит обратное – соблюдена форма «вопрос – ответ» и временные рамки – и дело в шляпе, блатной чиновник из министерства получил очередную госпремию, независимо от того, что дело не сдвинулось, а приславший важный материал гражданин не получил ничего, кроме ярлыка «жалобщик» либо «кляузник»... Впоследствии аппаратчики без зазрения совести используют авторские материалы, присланные в электронное правительство от своего имени.
Но речь не о том, что ориентация электронного воровства на самую патриотичную часть населения, готовую бесплатно присылать в правительство свои предложения по совершенствованию системы управления, закладывает мину замедленного действия в госаппарат. Проблема в том, что может быть применена внешняя сила против государства, в котором не соблюдаются права человека. А я – мирный человек, сторонник реформ (пусть длительных), а не войны (как в таких случаях говорят быстрой и победоносной).
Не дайте возможности министру охраны окружающей среды взимать плату за чистый воздух, а министру информации за интернет! Интернет должен стать бесплатным! Плата за интернет – это аналог двойного налогообложения. Выкладывая в интернет свои авторские материалы пользователь должен получать вознаграждение за свой труд, как раньше это происходило при публикации в журналах и газетах. Для оценки стоимости должны привлекаться патентные органы, в работе которых так же нужны реформы и постоянное совершенствование, приведение в соответствие с развивающимися техническими возможностями. Вопрос к вам – почему не совершенствуют нормы законодательные органы? Чиновники производят на свет монструозные постановления, способные привести к гражданской войне, но получают за это хорошие гонорары в министерствах! Прошу вас основательно проанализировать ситуацию, сложившуюся в Беларуси из-за непрофессионализма представителей трёх вышеупомянутых министерств и вынести обоснованное решение.

11 июля 2015 г.

**************

Интеграция баз данных – причины её
актуальности для здравоохранения.

Необходимость придерживаться строгих академических правил и сухого стиля в административной переписке как показала практика снижает эффективность обращений и часто не позволяет добиться желаемых результатов только потому, что смысл и суть излагаемой проблемы не затрагивает личных интересов чиновников. Именно поэтому постараюсь внести в своё предложение аллегоричность, подчёркивающую важность каждой мелочи в вопросах администрирования информационных систем массового обслуживания.
Проблема обработки, хранения и защиты личных, служебных и секретных данных в перспективных беспроводных сетях по мнению некоторых национальных законодателей не решена на техническом уровне (средства защиты в основном зарубежного производства) и соответственно такие сети запрещены к использованию в госструктурах Беларуси. Но многоэтапный проект выведения национального здравоохранения на принципиально новый качественный уровень, о котором идёт речь уже в нескольких моих обращениях - задача не одного года. Законодательство динамично меняется, думаю совершенствование схемотехники микропроцессоров позволит вскоре работать не только с денежными средствами по интернету, но и с важной конфиденциальной информацией, административный доступ к которой необходим разработчикам данного проекта для создания системы повышения уровня здоровья населения.
Человек различает на вкус сладкое, солёное, кислое, но не может определить, достаточно ли у него в организме конкретного витамина или химического элемента, поэтому диагностическое программное обеспечение отдельно от специализированных аппаратных модулей (датчиков, анализаторов и прочих) не способно точно диагностировать отклонения от физиологической и генетической нормы. Основанный на интерактивной схеме (вопрос-ответ) детектор заболевания может сработать неправильно из-за субъективных особенностей восприятия человеком собственного состояния. Именно поэтому возникла идея объединить усилия сразу нескольких ведомств, задекларировавших своё желание контролировать уровень общественного здоровья.
Этапы проекта можно выразить следующим образом:
1. Принятие решения на уровне правительства о законодательном и финансовом обеспечении проекта.
2. Научные исследования по созданию типовых социальных групп, объединённых общими геномными факторами (патологии, реакция на биоактивные пищевые добавки и прочее), а также связанными типовым поведением и образом жизни.
3. Выработка методики комплексного диагностирования состояний и прогнозирование оптимального режима питания (устраняющего микроэлементный дисбаланс).
4. Промежуточное (временное) повсеместное введение маркеров полезности продуктов питания и пищевых добавок для типовой социальной группы вместо надписей типа «минздрав не рекомендует» и подобных, контроль добросовестности их использования (недопущение рекламы и обмана покупателей).
5. Анализ и использование существующего, а также разработка специального и недостающего программного обеспечения, необходимого для национальной интеграции электронных медицинских карт граждан и соответствующих классифицированных по социальным типам баз данных продуктов.
6. Получение международного патента на разработку, защита диссертаций на сопутствующие темы представителями аспирантуры и интернатуры.
7. Углублённое изучение возможностей геномной коррекции и последовательное введение (по мере появления разрешительных юридических норм) широкомасштабной профилактической политики как в здравоохранении, так и в торговле пищевыми продуктами.

Действующие в настоящее время экономические факторы можно выразить несколькими пунктами.

1. У частных высокодоходных торговых предприятий находятся огромные средства для строительства новых супермаркетов в элитных районах города.
2. Продажа пищевых продуктов регламентируется только санитарными нормами, не затронуты вопросы профилактики заболеваний, возникающих в результате длительных (иногда десятки лет) незаметных дисбалансов микроэлементов и перспективными возможностями генной инженерии, способной создавать продукты, корректирующие врождённые либо приобретённые пороки.
3. Большинство населения крайне негативно относится к ГМО продуктам, не понимая возможностей, предоставляемых генетикой, а недобросовестные бизнесмены делают на этой социальной установке деньги, наклеивая рекламные бирки «Натуральный продукт» на любой залежалый товар.
4. Единый налог подразумевает одинаковое долевое участие в целевых программах развития, подобной разрабатываемой - миллионеров и нищих (это нереально). Однако дорогостоящее оборудование может изначально устанавливаться только в региональных центрах, мелкие магазины, таким образом выпадают из сферы контроля. Исключить данную нелогичность возможно только тщательно продумав схему финансирования и спонсорской поддержки, по возможности на начальном этапе привлекая средства, выделяемые на фундаментальные научные исследования.

    23 сентября 2015 г.

**************
 
Диктат производителя и аппаратный антивирус – неразрешимые противоречия?

Технические возможности, предлагаемые производителями вычислительной техники всё меньше определяются пожеланиями покупателей. Однако это вызвано не всегда тем, что заказчик хочет иметь технику, способную сделать невозможной контроль за его действиями со стороны как криминальных структур, так и спецслужб. Для примера - уже много лет назад пропали с прилавков карты памяти с возможностью аппаратной блокировки записи. Удобная «кнопка» делала карту защищённой от заражения вирусами в случае подключения к заражённому устройству и позволяла проводить сервисное обслуживание компьютера аналогично осуществляемому c DVD – дисков, которые и сами вскоре станут историей. Постепенно исчезают функции с локальным приоритетом, уступая место удалённому администрированию и контролю. Очевидно никакой борьбой с терроризмом подобное отношение к законопослушным гражданам, заплатившим приличные деньги за новые системы объяснить нельзя, поскольку, обладая презумпцией невиновности они получают вместо информационной системы потенциального «троянского коня».
Сама архитектура и логика начальной загрузки не подразумевает уважение к правам владельца, поскольку не реализованы самые элементарные условия безопасной работы системы, а используется морально устаревший вариант – BIOS, потом загрузчик операционной системы, потом менеджером автозапуска можно установить набор программ и сервисных служб, при этом наличие полнофункционального антивируса в системе вовсе необязательно. Однако столь «гибкий» вариант предоставляет неограниченные возможности для вредоносных программ, монополию на написание которых присвоило себе государство, законодательно запретив несанкционированное их написание. Всем, даже неспециалистам, очевидно, что такой элемент системы, как ПЗУ, позволяет значительно ускорить процесс «включения» компьютера, поскольку сразу после подачи питания появляется информация в быстрой памяти, не приходится ждать, пока она загрузится со сравнительно медленного жёсткого диска. Может быть такая загрузка отсутствует в надежде на то, что скоро дважды два перестанет быть четыре? При массовом производстве уже давно можно было выделить постоянную составляющую фундаментальных алгоритмов, необходимых для надёжной работы, «прошить» её в планку ПЗУ, создав своего рода аппаратный антивирус, вставляемый в слот оперативной памяти. Для этого понадобились бы минимальные изменения конфигурации и небольшая доработка операционной системы. Однако несмотря на то, что прошло уже более 10 лет с момента, когда я сделал это предложение (были поставлены в известность сотрудники уровня начальников отдела НИИ ЭВМ – ул Богдановича, г Минск, мной написаны статьи на эту тему) – дело не сдвинулось с мёртвой точки. Разумеется, я бесплатно не раскрывал подробности предложения, ограничившись лишь общим описанием «структурированной памяти».
Тем временем процесс совершенствования идеи не останавливался, стало понятно, что полнофункциональную логику невозможно реализовать на однородной (универсальной) файловой системе, которая так же, как и рельсы для транспортной системы, стала стандартом, без которого невозможно «ездить» по интернету. В зависимости от свойств физических ячеек носителей информации должна использоваться различная файловая система, максимально адаптированная для соответствующего типа информации - нельзя по физическому адресу, предназначенному для видео, записать программные коды либо наоборот, аналогично для других типов. Градаций может быть от десяти до сотни, в зависимости от сложности и ценового класса системы. Оптимальным вариантом было бы изначально создать файловые системы соответствующих типов, при этом автоматически тип информации определял бы и предпочтительное место её хранения. Майкрософт же вынуждает пользователей похоронить свои надежды на гораздо более защищённый вариант хранения данных в «структурированной памяти», поскольку финальная версия Windows не предусматривает ничего подобного…
Кто в такой ситуации должен вмешаться? На мой взгляд – антимонопольный комитет. Думаю, в существующих сейчас условиях диктата зарубежного производителя, защищающего свои производственные секреты, возможности реализовать полезные ноу-хау, в том числе описанные выше, нет. Из-за несовершенства файловой системы произошло несколько катастроф (в том числе с летательными и космическими аппаратами) …

27 ноября 2015 г.
         
**************
   
Возникают непростые вопросы по результатам прошедшего года. Проблема заключается в том, что с переходом на электронный документооборот возник новый тип бюрократии. Компократы сейчас заседают в министерских офисах, принадлежавших ранее бюрократам и пользуясь интернетом пишут письма по заготовленным шаблонам, отвечая на обращения граждан. Естественно если люди платят за интернет, то почему бы не попробовать повлиять на ситуацию в обществе, отправив письмо родному правительству? Вот и я попытался… Что из этого получилось – можно долго рассказывать. Перспективнее обращаться не к родному – чужое реагирует эффективнее. Этому есть много примеров за десяток прошедших лет. Скажем я написал статью, содержащую технические идеи, требующие финансирования и послал в правительство. Чиновник из имеющихся шаблонов обычно выбирает наиболее подходящий и вставляет мои реквизиты, а также вставляет пару фраз на тему, о которой было письмо. На этом работа правительства с документами заканчивается и все с чувством выполненного долга, соблюдая нормативные сроки на написание ответа, довольные идут получать зарплату. Однако стоит опубликовать для общего доступа ту же статью на зарубежном Интернет-ресурсе, и вскоре появляется технология, изделие, а после и патентованный продукт, который через полгода уже может заинтересовать и родное правительство в качестве импортируемого товара.
Но больше всего поражают ответы правительства, если подходящего шаблона в министерстве вдруг не находится. Литературных талантов у чиновников обычно нет, посему даже просто писать на предложенную тему им сложно. Получается «я им про Фому – они мне про Ерёму». Несколько таких примеров у меня есть, они ужасно нудные, ответы предназначены скорее для папки «спам». Министерский спам до сих пор распространяется безнаказанно, думаю это недоработка законодателей. Сейчас существуют нормы, относящиеся к входящей корреспонденции от граждан, однако безнаказанными оказываются чиновники, рассылающие спам в ответ на обращения. Я считаю Беларусь способна не доводить своих граждан до безысходности, приводящей к жертвам.

   Конструктор   Гаврук  В.  В.                МТС  + 375 29 8464082                ©


Рецензии