Конная гвардия Кубани ч. 19

В конце сентября 1942 г. немцы начали ожесточённые бои против Красной Армии за высоты и коммуникации в районах горы Семашхо–Клухорский и Марухский горные хребты – Хадыженское в направлении Туапсе. Соотношение войск на туапсинском направлении было в пользу врага: по пехоте в два раза, по артиллерии в три раза. Немцы имели 150 танков и 350 самолётов и 18 дивизий. Стремясь овладеть всем Кавказом, гитлеровский генералитет вознамерился прорваться здесь - через небольшой городок, к Чёрному морю, уничтожить флот и двигаясь по побережью, подойти к Батуми. Наша 5-я воздушная армия имела всего 71 самолёт. Танков в частях Черноморской группы войск не было вообще. В первые два дня жестоких боёв враг потерял свыше тысячи солдат и офицеров. Воодушевлённые успехом войска 18-й армии нанесли захватчикам ряд успешных контрударов и их наступление захлебнулось. Успешно действовала группа кубанских разведчиков в горной местности близ Сочи. Ею руководил опытный чекист Иван Бабайцев. Разведчикам удалось выследить передвижение немецких частей в долине р. Большой Лабы, по старой мало используемой дороге. С помощью лошадей и мулов враг намеревался выйти к границе с Абхазией, а оттуда уже козьими тропами просочиться на территорию соседней Грузии. Благодаря своевременно принятым мерам, со стороны командующего ЗКФ ген. армии И. Тюленевым, попытки прорыва немцев в Грузию, окружения наших войск и выхода фашистов к Сочи были сорваны. Далее отметим, что на туапсинском направлении весьма активно действовала вражеская авиация.

Вместе с бомбами на боевые порядки наших войск сбрасывались бочки с сажей. «Облака её растекались по склонам высот, окутывая леса. Дышать было нечем», - вспоминал впоследствии ген. К.И. Провалов, Герой Советского Союза, командир 383-й СД. В этой дивизии под Туапсе отважно сражались шахтёры Донбасса. Именно против них действовала отборная мотодивизия СС «Викинг», которая затем была переброшена под Орджоникидзе и действовала в полосе обороны СГВ. «Моряков и шахтёров в плен не брать», - предписывалось приказами немецко-фашистского командования. «Вокруг был сущий ад», - эта фраза одного из участников обороны города-порта Туапсе точно характеризует накал развернувшихся боёв, которые велись в сложных условиях - на горных тропах и дорогах, на лесистых вершинах гор, в глубоких ущельях и долинах рек. Отдельные высоты и хутора по нескольку раз переходили из рук в руки. Все резервы ЧГВ, предназначавшиеся для контрудара, были втянуты в оборонительные бои. Из воспоминаний политработника Ф.С. Матвеева из 353-й СД. «Непросто было доставлять боеприпасы и продукты питания, потому что во время бомбёжек уже в первые дни боёв почти все лошади были убиты. Грузы на передовую приносили бойцы, которых выделяли из подразделений. Людей было мало, каждый человек на учёте, а на каждый рейс приходилось тратить до 12 часов. Не хватало продуктов, отсутствовала питьевая вода. В лощине у подножия Семашхо пробивался небольшой родничок, откуда мы раньше брали воду.

В ходе боёв родник оказался заваленным фашистскими трупами и был заброшен. Так что воду приходилось доставлять издалека. Для заправки станковых пулемётов нередко приходилось топить в котелках снег. Не менее сложно было выносить раненых. Самоотверженно трудились в горах под огнём врага работники медслужбы - санитары, медсёстры, фельдшера,  санинструкторы, врачи. И в основном это были женщины. Трудно представить, как удавалось им выносить раненых с поля...». В составе 323-го отдельного батальона морской пехоты, который в октябре 1942 г. оказался на острие немецких атак в районе Туапсе воевал Павел Попельнюк. Он был и пулемётчиком, и автоматчиком, и в рукопашной не раз сходился с гитлеровцами. Павел рассказывал, - однажды за день отбили 12 атак. Немцы напирали со всех сторон. Для поднятия боевого духа мы обнажили тельняшки, достали бескозырки. Это сработало... Так могли сражаться только войска, обладающие высоким моральным духом. В тяжёлых, более чем двух месячных боях, противник потерял более 10 тыс. чел. и был вынужден перейти к обороне. «Находимся сейчас на Кавказе, в 60 км от Туапсе, - сообщалось в не отправленном письме немецкого ефрейтора каввзвода 101-й горнострелковой дивизии, процитированном в разведсводке № 43 штаба ЧГВ от 13 октября 1942 г. - Продвигаемся вперёд крайне медленно. Русские здесь хорошо обороняются. Кавказ застрял нам в горле. Мы стали пешими, так как лошадей отправили на зимние квартиры, и им теперь лучше, чем нам...».

В письме родным в Германию другой немецкий солдат писал: «... Мы всё время несём большие потери... Здесь много партизан. Мы даже поглядываем на Туапсе, Чёрное море, но продвинуться вперёд не можем. Русские проявляют невероятное упорство, защищая каждый метр земли. Наши пикирующие бомбардировщики ничего не могут сделать с ними. Война в горах проклятая вещь, она требует жутких жертв. Наш первый батальон почти полностью уничтожен. За день у нас ранено 8 человек, в первой роте осталось только два солдата». Невозможно не привести здесь текст ещё одного трофейного письма, так же приведённого в разведсводке № 53 ЧГВ от 22 октября 1942 г. В нём отражены впечатления от туапсинских событий немецкого врача 97-го пехотного полка: «Ежедневный крик «ура» мне начинает действовать на нервы, а вечные перевязки раненых минами мне ужасно надоели. Мы заняли оборону в горах южнее Майкопа, сменив части дивизии СС «Викинг». Неожиданно пришёл приказ штурмовать одну важную высоту... Стоял сплошной столб огня. Самое ужасное и отвратительное - это миномёты. Это был жестокий бой, с большими потерями. 60 человек прошли через мои руки, - и так ежедневно. Теперь мы укрепились: сидим наверху и отражаем постоянные атаки русских, которые благодаря их комиссарам дерутся с ожесточением. Ночью не имеем покоя от русских самолётов, которые нас бомбят. Мы напрасно ждём, чтобы нас сменили. Подвоз не может осуществляться быстро; чтобы добраться к нам, требуется почти целый день, а потому мы никогда не получаем горячей пищи.

Кроме того, дорога опасна, лес полон русских» (11). Части вермахта трижды неудачно пытались прорваться к г. Туапсе. Оборонительная операция наших войск была 25 декабря 1942 г. успешно завершена. В ней приняли героическое участие: 32-я гвардейская, 30-я Иркутская, 353-я, 383-я, 395-я, 408-я СД, 40-я мотострелковая, 83-я горнострелковая, 107-я и 119-я стрелковые бригады, 12-я гв. КД, 76-я и 68-я морские стрелковые бригады и др. Лётчики 5-й ВА в октябре-декабре совершили более 11 300 самолёто-вылетов, провели 175 воздушных боёв, сбили 99 самолётов врага и 32 уничтожили на аэродромах. Большую помощь нашим войскам оказывали кубанские партизанские отряды, которые взрывали различные мосты, вражеские эшелоны с живой силой и техникой, повреждали линии связи и добывали ценные сведения для командования. Многие бойцы и командиры Красной Армии были удостоены боевых наград, 27 защитникам Туапсе присвоено звание Героя Советского Союза. Один из них - Сергей Борзенко в очерке "Растоптанные эдельвейсы" писал: "Сто пятьдесят суток, озаряемых кровавым пожаром, не утихая ни днём ни ночью, продолжалась битва за этот портовый городок. Многоэтажный бой гремел на земле, на море и в небе. Тот, кто попадал на Туапсинское направление, становился героем - надо было победить или умереть с честью. Это понимали все - от генералов до рядовых". Большое немецкое наступление на город - "Операция Аттика" провалилось. 20 декабря 1942 г. бойцы 18-й армии отбросили фашистов за р. Пшиш. Это означало что угроза потери Туапсе была ликвидирована.

Указом Президента РФ от 5 мая 2008 г. № 557 Туапсе стал - городом воинской славы. Ось движения главных сил КК проходила через Шелковскую, Доценко, Камышев, Тереклей-Мектеб, 2 ферма АРТ. К., Бажиган, Абдул-Газы, Камыш-Бурун. Передвижение осуществлялось только ночными маршами, имея главную группировку сил на своём правом фланге. Связь между частями КК поддерживалась по радио, через офицеров связи, самолётами У-2 и автомашинами. Выходя в район основных действий, 4-й ГКККК проделал чрезвычайно тяжёлый 300 км марш. Передвигались по пустынно-песчаной, во многих местах безводной местности, со скудной растительностью и с весьма трудно-проходимыми дорогами, снижавшими темп до 3 км в час. Марш проходил на северо-запад в условиях открытой местности, медленно и с 5 октября 1942 г. при массированных налётах вражеской авиации, которая беспрерывно отслеживала движение частей КК. Не имея поддержки с воздуха нашей авиацией, 4-й ГКККК продолжал движение по ночам и взаимодействовал со Ставропольским партизанским сводным полком А.Г. Однокозова. С переменным успехом бои шли за населённые пункты Урожайное, Владимировка, Андрей-Курган, Ямангай, Иргаклы, Каясула и другие. Полки КК и партизаны совершали внезапные глубокие рейды в тылы противника, наводили на него ужас. Им противостояли: 16-я моторизованная дивизия вермахта, усиленный полк из 5 конных эскадронов и приданных частей усиления под командой подполковника фон Юнгшульца, калмыцкие антисоветские отряды и секретный мехкорпус особого назначения знатока Востока, ген. авиации Гельмута Фельми, переброшенный на Кавказ 11 сентября из Сталино (Донецк).

Продолжение следует в части  20                http://proza.ru/2021/07/01/794          


Рецензии