Наивное искусство

Бесхитростные сюжеты воплощены по-детски просто и безыскусно. Однако хочется забыть правила живописи и любоваться гармоничным миром. Даже если фигуры и предметы выглядят грубоватыми, в каждой их линии ощущается присутствие тонкой души художника. Он, возможно, никогда не учился рисованию. Но у него есть нечто большее, чем академическое образование, - чистый, незамутнённый взгляд на мир. Наивное искусство – самобытное явление со своей историей и особенностями.


Последователи талантливого Таможенника

Под влиянием романтизма в первой половине 19 столетия пробудился интерес к народному искусству. Живописцы заимствовали его приёмы, чтобы передать атмосферу первозданной гармонии. Произошла своеобразная встреча профессиональной живописи и творчества самоучек. Однако впервые наивное искусство заявило о себе в 1885 году. В парижском салоне независимых художников были показаны работы Анри Руссо, прозванного Таможенником. Он не был профессиональным живописцем, о чём говорит его прозвище.

Первая выставка, целиком посвящённая наивному искусству, состоялась в Париже в 1937 году. Она называлась «Народные мастера реальности». На ней ярко заявили о себе Андре Бошан, Луи Вивен, Рене Рамбер и другие самобытные живописцы-самоучки. Отношение к их творчеству не было однозначным. Однако даже такие мастера, как Пабло Пикассо и Марк Шагал в своё время уделили внимание творчеству самодеятельных художников и взяли на вооружение некоторые его приёмы.


Гармоничная неправильность

Наивное искусство трудно вместить в строгие рамки. К нему чаще всего относят творчество живописцев-самоучек. Нередко его называют разновидностью примитивизма, что не вполне корректно. Художники-примитивисты были профессионалами, которые сознательно подражали непрофессионалам. Но сейчас можно говорить о некотором родстве этих понятий, поскольку в жанре наивного искусства творят не только одарённые самоучки, но и художники, получившие профессиональное образование.

У наивного искусства есть свои особенности, которые стали его своеобразными канонами.  В изображениях чаще всего отсутствует линейная перспектива. Близкие и далёкие предметы делаются просто разного размера. Фигуры выглядят плоскими, их пропорции часто нарушены. Композициям присущ простой ритм, все элементы равномерно расположены на холсте. Характерная деталь - ветви дерева, которые не пересекаются между собой. Во всём угадывается некая система.


Великое в малом

Очень важна та атмосфера, которой проникнуты картины. На них предстаёт особый микрокосм – гармоничный и целостный. Художники сознательно выбирают несложные сюжеты из повседневной жизни. Разглядеть значительное в незначительном – задача совсем не простая. Это сродни попыткам мудрецов увидеть в капле росы всю Вселенную. В этом отношении наивное искусство очень философично.

Среди советских и российских мастеров – Иван Сарычев, Надежда Подшивалова, Елена Уварова. Тонкой иронией проникнуты работы белорусского художника Валентина Губарева. В мире открыто большое число музеев наивного искусства. В России их пока немного – самые известные находятся в Москве, Екатеринбурге, Суздале. Однако наивное искусство заслуживает серьёзного отношения – это особый мир, который ещё не до конца разгадан. Приобщение к его тайнам становится счастьем для любителей прекрасного.


Примечание: в качестве иллюстрации приведена репродукция картины Надежды Подшиваловой «Танцы под первой лампочкой в деревне»


Рецензии