Дом, который не строил Джек

Посмотрел последний фильм Триера (обожаю «Догвилль» и «Рассекая волны», люблю «Меланхолию» и «Идиоты», терпеть не могу «Антихрист» и «Нимфоманка», к остальному равнодушен). Очень важные для меня лично темы в «Дом, который построил Джек»:

навязчивое желание стать творцом (архитектором), ведь только творящие и живущие в собственных мирах не являются рабами.

Этика Vs эстетика. Современное искусство и академическое (фигуративное) высмеиваемые Триером с одинаковой беспощадностью.

Рассуждение о смыслах и ценностях на фоне «гения» (в понимании рабов) мычащего лунатика Гульда, испохабившего Баха (Творца) своим клавесинным механистическим исполнением.

«Дом…» — картина о личном поражении, о неспособности инженера (строителя) построить дом, ведь божественный замысел ему не ведом (он не зодчий). О безразличии общества к высказыванию (и призыву о помощи), неспособности к различению. О том, что масштаб не оправдывает вектор прилагаемых усилий, и есть такие мосты, которые нельзя перейти, даже если считаешь себя исключительным и способен на действие.

Герой Триера не видит себя в заурядном 7-м круге ада среди банальных насильников. Взлет на волю или падение в бездну. Елисейские поля не для него))

Пересматривать не буду, но посмотрел с удовольствием. Рекомендую. Особенно тем, кто способен посмотреть на героя "изнутри", из России, где собственный герой-Джек не способен построить дом даже из говна и палок, но тщится быть равным Творцу. Создает кровавые перформансы, чтобы его заметили кураторы из Вашингтона и приняли всерьез, как художника-акциониста. Обещает рай стаду своему, но ведет всех в ад, где всем найдется место...

Примечания:
Выстраивая модель Ада, Данте подражает Аристотелю, который в своей «Никомаховой этике» (кн. VII, гл. I) относит к 1-му разряду грехи невоздержанности (incontinenza), ко 2-му — грехи насилия («буйное скотство», или matta bestialitade), к 3-му — грехи обмана («злоба», или malizia). У Данте 2—5-й круги для невоздержанных, 6-й круг для еретиков и лжеучителей, 7-й круг для насильников, 8—9-й — для обманщиков (8-й — просто для обманщиков, 9-й — для предателей).
На фото, ожившая в кадре картина Эжена Делакруа «Ладья Данте»


Рецензии