Не нужно никого спасать

В буддизме распространён текст обетов бодхисаттвы.

Обет бодхисаттвы — это обязательство ставить интересы других выше своих собственных, и достичь просветления рад блага всех существ.

Основной обет звучит так:

«Чувствующие существа бесчисленны — я обещаю спасти их всех».

Но он не имеет смысла, так как никто никого не должен спасать. Никто и не может. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих, как известно. У чувствующих существ есть своя воля, которую они применяют в жизни.

Люди проживают свои опыты и никакие «спасатели» им не нужны. Обет «спасти всех от самих себя» — это очень тонкое проявление духовной гордыни человека, утверждающее, что он знает лучше за всех остальных — как им жить, говорить, думать, что делать, во что верить и прочее.

«Только найдя прекращение страдания этот обет может быть исполнен».

Этот обет никогда не может быть исполнен, так как изменить ты можешь только самого себя. Найди прекращение своих страданий, найди это внутри себя, освободись сам, если можешь. Но думая, что можешь спасти людей против их воли, ты не освободишься и сам.

Я вижу, как люди проживают свои опыты, погружаются во всевозможные игры ума: они могут страдать, они могут наслаждаться, но я точно знаю — пока они погружены в этот опыт и проживают его по кругу снова и снова, значит им это нравится, значит им это нужно.

Как говорят психотерапевты — в чём твоя выгода? В чём выгода быть жертвой, в чём выгода иметь сознание нужды и нехватки, выгода искать виноватых, выгода проживать драмы и трагедии? Раз ты погружён в это, значит ты хочешь этого. Таково проявление твоей воли выбирать себе жизненные сценарии.

И я вижу, что да, частенько люди застревают в данных играх и опытах, прогоняют их по кругу чисто по инерции, не включая осознание, не видя выхода и зачастую не желая его искать. Тем не менее, людям не нужны «спасители» и «мессии», утверждающие, что знают путь и избавят всех от них самих.

Я, стремясь воплотить состояние будды, понимаю и вижу, что природа будды присуща всем и каждому от природы и по факту рождения. Я вижу, что всем в жизни людей рулит их выбор. И я спокоен за них. Да, пускай у них не всё в жизни гладко, но они справятся и сами станут теми, кем хотят быть.

Решать же чужие проблемы, проживать чужую жизнь, вторгаться в чужой монастырь со своим мнением и навязывать его против их воли — это не моя обязанность и не моё желание. Природа будды у всех одинакова и там нечего исправлять. Таково моё видение.

Я могу лишь проживать свою собственную природу и тем самым, возможно, быть ориентиром и примером для остальных. Я могу ничего не делать для этого, не говорить заумных слов, не совать им в руки «нужные» книги, вообще не затрагивать данную тематику.

И тем не менее, так как я вижу сущность своей природы и природы других людей, обычное моё присутствие в их жизни уже просто даёт им возможность взглянуть на вещи с другой перспективы, рассеять омрачения ума, внести новые энергии в их личное пространство, высветить потенциалы. Это возможно, это происходит. Такова моя таковость.


Рецензии