Поиск ответов

Я – репетитор по русскому языку. Меня попросили позаниматься с мальчиком 5 класса, потому что его грамотность оставляла желать лучшего.
Ко мне пришел симпатичный спортивный паренек, весьма располагающий к себе. С ходу заявил, что русский язык как школьный предмет он не любит, вообще не понимает, зачем на него время тратить, что у него в четверти четверка ( по десятибалльной системе) и что это для него хорошо. Вот математика – это совсем другое дело. Ее он любит, в олимпиадах участвует.
- Зачем же ты сюда пришел, если тебе предмет не нравится?
- Родители говорят,  что когда я буду поступать в институт,мне безграмотность может помешать.
 - А ты сам как считаешь?
- Ну, может, и нужна, конечно, чтобы не  бесить окружающих культурных людей.
-А что такое, по - твоему, грамотность?
 - Грамотность? Это когда ты умеешь читать и писать.
-А ты ведь умеешь читать и писать, значит, грамотный?
- Нет.
-Как нет? Ты сам только что дал такое определение. Уточни тогда.
- Понятно. Читать и писать без ошибок.
-Молодец. А что нужно для того, чтобы писать без ошибок?
-Правила, что ли? Да они только мешают. «ЖИ-ШИ пиши с буквой И». Вот я и написал : «Жилезо, жилток». Результат-неуд.
-Так ты правило не до конца понял. Ж и Ш всегда звучат твердо. Там, где слышится Ы, пишется И. Ты же ЖЫЛЕЗО не скажешь? Только где твердо слышишь, там мягко пишешь.
Интересно, если бы ты правило не знал, написал бы правильно?
-Думаю, да.
-То есть, тебе не хватает знания правил,как думаешь? Или, наоборот, они тебе не помогают? Или даже мешают?

-Не знаю.
Давай договоримся. «Не знаю», - не ответ. Ты же любишь  математику. Так решай это как задачу. Что делать, чтобы грамотность повысить? Твои версии.
-Я об этом не думал.
-А ты подумай.
-Много читать?
-А ты читаешь?
-Не особо. Не люблю.
-А что любишь?
-Математику люблю, спорт, игры.
-А спорт какой?
-Бокс.
-В  грушу колотишь, что ли?
-Не только. Там отработка движений, растяжка, точность удара, много чего.
-А отработка движений для чего?
-Как для чего? Нужно правильно удар держать.
-Значит, у тебя рука автоматически правильно работает?
-Конечно, тренировки зачем?
-Молодец. Ты только что подтвердил то, что есть память руки. Так вот, грамотное письмо, в основном,- это память руки. А для этой памяти тоже  тренировки нужны.
-Какие?
-Думай, какие. Давай версии.
-Писать и запоминать, что ли?
-И это тоже. А чтобы запоминать, что развивать нужно?
-Память.
-Вот видишь, один ответ ты уже дал. Для грамотного письма нужно развивать память, а что еще?
-Быть внимательным?
-Конечно .Не без этого. А ответь, ты зачем на спорт ходишь?
-Как зачем? Хочу. Мне это нравится.
-А как думаешь, у кого больше шансов на грамотное письмо: у того, кто хочет грамотно писать и кому это нравится или у того, кому не нравится?
-Ясно, кому нравится.
-А почему?
-Потому что если нравится, то уделяешь этому внимание,
-Молодец. Есть такая точная фраза: «Знания без радости не усвоены.»
-А как же я усвою? Если мне не нравится? Мне что , перед уроком от радости прыгать?
-Попробуй изменить отношение к предмету. Ты же  сказал,
что тебе на него время тратить жалко, а ты представь, что ты тренируешь внимание, память, причем и слуховую,  и зрительную, Вот ты петь любишь?
-Люблю. Я еще на гитаре учусь играть.
-Вот и замечательно. Тебе для этого хороший слух нужен?
-Ясно, нужен.
-А в русском языке тоже слух нужен. Орфографическим называется. Ведь не все, что слышится, так и пишется. Для этого и правила есть. Но здесь, как в спорте, тренировка письма нужна, а дальше рука сама грамотно писать будет. Подумай об этом.
-Хорошо, подумаю.
-А сейчас, если хочешь, конечно, я проверю твои знания.
-Попробуйте.
-Вместе и попробуем. И начнем с  самого начала – с алфавита. Что такое алфавит, по-твоему? Дай определение.
-Алфавит – это сборище всех букв, если можно так сказать.
-Сказать много чего можно, но такое определение у меня какой-то негативный оттенок вызвало. До такой степени русский язык не нравится, что ли?
-Примерно. Если не подходит «сборище», то можно так:
«Алфавит- это массовая тусовка букв в одном месте.»
-А у тебя тоже тусовка есть?
-Похоже на то.
-А с кем ты тусуешься? С кем нравится?
-А как еще?
-Тогда твое сравнение алфавита с тусовкой неточное. Ведь буквы стоят в строго определенном порядке, а не тусуются. Так?
-Так.
-А  почему у каждой буквы свое место, как думаешь?
- Не знаю.
-Мы же договорились. «Не знаю»,- не ответ. Версии.
-В математике понятно. Каждая следующая цифра увеличивается на 1, а в русском.. Чтобы букву не забыли какую-нибудь?
-В тусовку взять, да?
-Чтобы легче было выучить?
-А это легче? Ты алфавит знаешь? Назови.
-А Б В...Л –забыл. А зачем он мне нужен?
-Действительно, зачем?
-Хороший вопрос.
-Конечно, хороший. И ответ не плохой, если подумаешь.
-А я думаю,что алфавит мне вовсе и не нужен. И без него живу прекрасно.
-Хорошо. А если ты не знаешь, как слово написать или как его перевести на английский, например, что делаешь?
-В интернете ищу.
-А я думала, что словарем пользуешься.
-Вчерашний день.
-Что, ни разу не пробовал?
-Искал. Долго получается.
-Еще бы! Без знания алфавита -это еще мягко сказано. Кстати, чем алфавит, по-твоему, от азбуки отличается?
-Самому интересно стало.
-Похоже, к русскому у тебя уже интерес прорезался. Заметь, не я тебе это сказала, ты сам озвучил. Так какие версии?
-Может, алфавит – это для школьников, а азбука –для дошкольников?  В букваре – буквы с картинками.
-Значит, дошкольникам бонус такой, к букве картинка прилагается?
-Маленькие же.
-Маленьких любишь. На самом деле азбука и алфавит – одно и то же. Просто азбука – русское слово, а алфавит – греческое. Но твоя версия, честно,  мне очень понравилась. А последовательность букв в алфавите  не только для  словаря нужна.Его в телефонных книгах используют, энциклопедиях, справочниках. Что такое энциклопедия, по-твоему?
-Тот же словарь.
-Допустим. Тогда почему названия разные?
-Богатый русский язык. Классно сказал?
-Конечно, классно.Действительно, соглашусь, что русский – язык богатый. Но к разным словарям обращаются в зависимости от вопроса.Поэтому и есть и языковые словари, и энциклопедические, которые посвящены определенным темам. Есть, например, энциклопедический словарь юного математика. Слышал о таком?
-Не слышал.
-Загляни. Может, понадобится. Какой вывод сделаешь? Может тебе алфавит в жизни пригодиться? Время сэкономить?
-Может.
-Выучишь?
-Выучу.
-А заодно подумай, хочешь ли русским заниматься. Если надумаешь, приходи. Удачи!


 



               


Рецензии