РОЖА

"РОЖА"

А не поехать бы нам сегодня после работы поесть шашлычка! – предложил как-то мой приятель Николай и пояснил: – Армяне давно приглашают.
В те годы, на рубеже развала СССР, почти в каждом колхозе работал маленький асфальтный заводик. Эти заводики были в ужасающем состоянии, часто загорались, травмировались люди… Их количество соизмерялось с числом подпольных мини-заводиков по переработке нефти в Чечне. Надзорным органам приходилось постоянно их закрывать. Заводики «подшаманивались» и работали вновь, выпуская в воздух клубы черного дыма. Благодаря им в Беларуси на селе появились заасфальтированные дороги. Эту нишу в стихийно развивавшемся бизнесе заняли армяне. В основном их многодетные семьи ютились в вагончиках-бытовках, установленных неподалеку от заводиков – редко кто проживал в гостиничном номере или на съемном жилье. Николай, понимая важность дорожной проблемы региона, после устранения хозяевами основных недостатков разрешил эксплуатацию одного из таки асфальтных заводиков. Армяне были искренне благодарны ему и хотели угостить. Николай все отказывался, ссылаясь на занятость, а тут при нечаянной встрече армяне вновь напомнили ему о приглашении.
После работы на «праздник живота» захватили с собой начальника отдела военкомата Анатолия Долгова и его заместителя-казаха. К месту события ехали долго. Мы с Анатолием давно не виделись и нам было, о чем поговорить. В наш разговор вклинился заскучавший его заместитель:
– Толя, а как там твоя рожа?
– Тьфу-тьфу-тьфу вот уже больше года не напоминает о себе, а ты это с какого бодуна вспомнил?
– Просто припомнилось, как ты тогда мучился.
– Типун тебе на язык, шайтан! – выругался Анатолий.
Армяне, их было двое, поджидали нас в условленном месте. Костер уже прогорел до углей и мужчины стали вытаскивать из ведра большие куски мяса, натирать их специями и накалывать на шампуры.
– А что, вы шашлык не маринуете? – полюбопытствовал я.
– А зачем? Он и так хорош! Мы и не солим! – ответил седой армянин.
Пока жарился шашлык, мы решили выпить по рюмке у импровизированного стола, накрытого на капоте автомобиля. Не выпил только один Анатолий, все в недоумении посмотрели на него.
– Толь, ты чего? – спросил его Николай.
– По-моему труба, рожа снова зашевелилась! Нога пухнет… Сглазил, чертов шайтан! Везите меня, ребята, домой.
Из автомобиля Анатолий самостоятельно выйти уже не смог. Нам с Николаем предстояло помочь ему подняться на пятый этаж.
– Божечки! Что случилось? Ой, да неужели опять горе? – пропуская нас в квартиру, запричитала жена Анатолия.
Мы водрузили больного на диван и стали стаскивать с него сапоги. Один снялся легко, вторая же нога так распухла, что сапог не поддался.
– Острый нож есть? Будем резать! – обратился Николай к хозяйке.
– Как резать?! Как же он без ноги?.. – схватилась за голову та.
– Не бойтесь вы! Не ногу, а сапог! Несите нож! – успокоил я хозяйку.
Все вместе мы раздели Анатолия и помогли ему перебраться на кровать. Когда уходили из квартиры Долговых у Анатолия начался жар, его то и дело бросало в обильный пот.
У подъезда нас ожидал «боевой» зам и армяне.
– Ну что? – спросил у нас Николай и рассудил: – Толе сегодня мы ничем не поможем, будем думать завтра. Шашлык остался?
– Да, а как же! – засуетился зам. – Как только пожарили, собрались и сюда!
– Небось он уже остыл? Поехали ко мне в гараж, – предложил Николай и уточнил: – У меня есть там сковорода и электроплитка…
Не добившись от главного врача местной больницы какого-то маломальского лечения, до конца недели мы с Николаем ездили «по бабкам». Побывали не только в соседних районах, а и даже области. По приезду к Анатолию, некоторые «знахари» пробовали «шептать», иные чуть не с порога заявляли, что это не их клиент и просили отвезти их обратно.
В пятницу, когда мне нужно было возвращаться из командировки домой, я и Николай зашли в магазин, купить сигарет. Мы, наверно, громко разговаривали, наверно поэтому в нашу беседу встряла пожилая женщина.
– Вы конечно меня извините, товарищи офицеры, за то, что, может, лезу не в свое дело! Скажите, вы у Петровича были? – извинившись, спросила она.
– У какого Петровича? – повернувшись лицом к женщине, поинтересовался Николай.
– Вы не знаете Петровича? – удивленно округлила глаза та.
– Петровича? – с нарочитой серьезностью в голосе переспросил я и дополнил: – Петровичей по свету пруд-пруди, а нам какого надо?
– Ой, что это я дура сразу не доперла, что вы не местные! Петрович на соседней улице живет! Если хотите я покажу?
– И что, помогает, не шарлатан ли он какой? – спросил женщину Николай.
– Помогает! Еще как помогает! Люди часами в очередях к нему стоят, Хвалят! – пытаясь убедить нас, затараторила она.
– Ну раз хвалят, тогда поехали, – в согласии произнес Николай.
Через пол часа Петрович был уже у Долговых. Осмотрев Анатолия, он, включая хозяйку, удалил нас из комнаты. Однако мы с любопытством наблюдали за действом через раскрытую дверь.
Петрович прикрыв ногу пациента куском красной ткани, зажег льняную куделю и, что-то нашептывая, стал прижигать больное место. Что было дальше, сие осталось тайной Петровича, так, как «шаман» поднялся с табурета и закрыл перед нашими носами дверь…
После того, как отвезли Петровича домой, мы вернулись к Долговым. Повеселевший Анатолий сидел на кровати, прислонившись к высоко поднятым подушкам, и пил чай с бубликом и вишневым вареньем. Не забыли угостить и нас. Отек на ноге заметно уменьшился – больному стало лучше, а про рожу никто и не поминал!
Когда через две недели я снова приехал в командировку – Анатолий уже бегал…

05 января 2019г., Слуцк


Рецензии