Пастушок. Отрывок из позмы

На рассвете сон был сладок..
Будила мать: «Сынок, заря
Весь веряевский* порядок
Выгнал скот, тебе пора…»

Протерев спросонья очи
Росой умывшись на ходу
На прогон я  по деревне
С сидорком в руках бреду.

Впереди меня буренка
Десяток-полтора овец
Спешат к стаду основному
Что собрал уже отец.

Колокольцев звук наянный,
Что ни двор, щелчок кнута…
Деревней шло гроза бурьяна
И подпаска маета.

У отца большие цели
Все хозяйство на руках.
Если летом не успеет
Зимою будет дело швах***.

И доверив кнут сынишке
Как посох грозного царя,
Символ власти…  Горд парнишка
И  кнутом не машет зря.

Всё по делу и по толку
Что ни выстрел, свой намёк.
Аль  хозяйка задремала,
Аль пес брехливый наутёк…

Да и со стадом совершенно
Неуместна доброта
Добиться можно дисциплины
Лишь при помощи кнута.

Вот косится похотливо
Телка с Тришкина двора,
Норовя нырнуть блудливо
К запрещенным зеленям.

И не помогут тут угрозы,
И нежный детский матерок,
Ситуацию спасает
Только лишь кнута щелчок.

Солнце марит день к обеду,
И поднявши хвост трубой,
Над слепнями взяв победу
Все рысят на водопой.

Пережёвывая жвачку
Замер в зной коровий люд.
То не дрёма, и не спячка
Распорядок дня блюдут.

Пришла пора герою тоже
Раскрывать свой сидорок**.
Голодным быть совсем не гоже,
Он распечатал узелок…

Мне сидор мама собирала
Но был при найме договор
Что кормит пастуха деревня.
И был классический набор.

Яиц куриных пара штучек,
Картошек пара, соли чуть,
Бутылка молока в поллитру,
И еще чего-нибудь.

Вот такой кусочек жизни
Довелось мне рассказать…
Еще помню, мог я вволю
Книжки взрослые читать.

Успокаивалось стадо
Отдых мне, кто их пасет.
Читал что надо и не надо
В жизни пригодилось все…

Золотое было детство…
И не чье-нибудь, моё…
Прошло не в барстве, не в кадетстве…
Душе моей родное все…

Примечания.
*Веряевкий порядок - часть деревни, чде жили несколько семей по фамилии Веряевы. С того конца деревни начинался выгон скота на пастбище.

** Сидор, сидорок.- узелок с обедом пастуху. Собирался жителями деревни по очереди по условиям договора. Общественное кормление имело большое подспорье семье пастуха. Но мы жили достаточно сыто, и мама моя обед мне собирала сама. Учитывая ещё и мое малолетство.
*** ...дело швах... - все домашние дела были на руках отца. И я в меру сил своих освобождал его для домашних дел: сенокоса, строительства и т. д.


Рецензии
Знакомое дело! У нас был пастух, но как-то его не было и пасли коров по очереди, потому это и знакомо - один день был и я пастухом!
У нас "сидор" называется "тормозок" и, может быть потому так, что у нас шахты и шахтёры его так называют, а "сидор" тоже иногда говорят, но редко.

Да, корова в то время - это было то, в чём или на чём вся жизнь держалась и была эта кормилица абсолютно у всех...
С уважением, Иван.

Иван Атарин   15.01.2019 14:22     Заявить о нарушении
На Украине есть памятник рыбке-бычку - спасителю народа в голодные годы, так и называется Бычок-спаситель, а корове долго не было, но теперь поставили в Белоруссии - заслужила спасительница по праву.

Иван Атарин   15.01.2019 14:27   Заявить о нарушении
На корове, на овцах вся Россия держалась испокон веков. Не люблю брюзжать, нотоже не понимаю: ферм всё меньше, а молока реки текут. Да и не скисается при том!!! Месяцами)))
И гадаем, почему диабет идет твердой победной поступью по земному шару...
Спасибо Иван за визит!!!)))

Михаил Полев   15.01.2019 14:55   Заявить о нарушении