44. КВН. Волшебная скрипочка

Предыдущая глава:Глава 43. Первый прогул
http://www.proza.ru/2019/01/14/158



       В пятом классе у нас поменялся классный руководитель, теперь нас всех взяла под своё крыло энергичная Нина Ивановна, преподаватель английского языка, среднего возраста женщина, симпатичная, с карими глазками-вишенками и пухлыми губками на круглом лице, стройная, миниатюрная, с крепкими загорелыми ножками-бутылочками, со звучным, командным голосом.

       Надо отметить, что в пятом классе нас разделили на две примерно равные группы — одна часть захотела изучать английский, а  другая - немецкий. Если б это был французский, скорей всего, я пошла бы в эту группу, так как мне очень нравилась мелодика французского языка, да и всё, что касалось Франции и французского языка, для меня было окутано каким-то драгоценным флёром. А так я безоговорочно выбрала для себя английский, мама одобрила мой выбор — в английском мы усмотрели больше перспектив на будущее.

       Нина Ивановна всегда входила в класс, громко стуча каблучками, останавливалась и решительно отдавала нам команду:"Stand up all of you!" Мы шумно вставали, приветствуя учителя. Обычно она выглядела достаточно приветливой, но если была чем-то расстроена, то это сразу можно было прочитать по её лицу.

        Однажды один из второгодников, рослый и добродушный парень, чем-то очень сильно рассердил её на перемене (могу только предположить, что, возможно, сказал ей что-то грубое или абсолютно неприемлемое). Прямо перед всем классом, раскрасневшись, вне себя от гнева, она размахнулась и ударила его по щеке. Верзила опустил голову и молча побрёл на свою "камчатку", а я подумала, что теперь они, наверно, в расчёте.

          Конечно, в советской школе такое было недопустимо, но, порой, некоторые учителя, когда их нервы не выдерживали, позволяли себе стукнуть какого-нибудь наглого ученика указкой или линейкой, дать лёгкий подзатыльник. Впрочем, это были единичные случаи. Никому  из учеников не приходило в голову идти куда-то там жаловаться, потому что чаще всего сам школьник и был виноват. Если же ребята, обычно мальчишки, как два драчливых взъерошенных петушка, вступали в схватку, то учитель растаскивал их по сторонам и ставил в разные углы класса — остудиться малость. В особых случаях мог отправить и к директору, а это всегда звучало грозно!

       В начале второй четверти Нина Ивановна предложила нам провести перед Новым годом КВН. КВН — это Клуб Весёлых и Находчивых, если кто-то забыл расшифровку этой аббревиатуры.

       Популярность телевизионных передач КВН в Советском Союзе шла по нарастающей, наряду с другими интересными программами, такими как "Клуб путешественников", "Здоровье", "Человек и закон", "Голубой Огонёк", Кабачок "13 стульев" и другие.

       Какие-то из этих передач были на любителя. Например, "Кабачок" я не приветствовала, все их шутки казались мне не смешными, а наигранными, плоскими, сами артисты — фальшиво-приторными, к тому же чувствовалось во всём их преклонение перед Западом, что меня откровенно раздражало. А вот новые молодёжные передачи нам с Верой пришлись по вкусу, хотя у нас и не было возможности постоянно просматривать всё подряд, но как-то мы умудрялись прорываться то к одним знакомым, то к другим на телевизионный огонёк.
 
       Телевидение тогда для всей страны было только чёрно-белым, о цветном мы могли лишь фантазировать. Сначала был один центральный канал, потом добавилась постепенно ещё парочка, и открылись местные республиканские каналы с очень ограниченной сеткой вещания.

       Всё больше семей приобретали телевизионные приёмники, и по вечерам всё больше окон в многоэтажных домах пульсировало голубым светом, и сразу было всем понятно — там смотрят Телевизор!

        КВН гремел по всей стране — в институтах и училищах, в школах и в клубах проводили  отборочные турниры, соревнуясь в остроумии, смекалке, быстроте ответной реакции на шутку, хотя, конечно, до уровня телевизионного КВН было всем ой как далеко. Ну, конечно, туда попадали лучшие из лучших шутников страны.

        К тому же там у них один блистательный Александр Масляков только чего стоил — внешне очень симпатичный, ладно скроенный, с обаятельной ироничной усмешкой, с неповторимой харизмой и каким-то внутренним холодком, острый на язык, он за словом в карман не лез, легко мог отбрить каждого, кто пытался как-то неловко пошутить в его сторону. Масляков, по честности сказать, всегда был центром передачи, каким-то главным мотором, а уже вокруг него вращались все эти команды-шестерёнки — шутили, пели, разыгрывали сценки, но всегда с оглядкой на главного! Даже известные люди, из тех, кто сидел в жюри, казалось, тоже ждали его улыбки и одобрения на свои действия.

          Справедливости ради, надо упомянуть и о соведущей Александра Маслякова — советском дикторе Светлане Жильцовой, очень симпатичной, улыбчивой, с горящими живыми глазками и неизменной доброжелательностью. Вместе с Масляковым они составляли замечательный тандем на Центральном телевидении, а людская молва, не мудрствуя лукаво, даже поженила их!

         Тот же притягательный  А.В.Масляков вёл неповторимые молодежные программы "Алло, мы ищем таланты" и "А ну-ка, девушки!", собирая огромную аудиторию зрителей на "голубой огонёк" экрана. Передача "А ну-ка, парни" была менее популярна, но тоже очень соревновательна и интересна. Мне было очень жаль, когда все эти передачи прекратили своё существование.

      "Кавээнщики", набирая силу и опыт, смелея, всё чаще начинали пошучивать на запретные темы, касающиеся советского строя и советской идеологии, а зрители и в зале, и по ту сторону экрана жадно ловили эти шутки, восторженно реагировали на них. Масляков при этом приподнимал брови и поджимал иронично губы, иногда наклоняя голову в сторону — дескать, это ваше мнение, а я тут ни при чём. Но, именно благодаря этим смелым и остроумным словечкам и замечаниям с политическим окрасом, популярность КВН нарастала. Ну, и дошутились ребята. В начале семидесятых власти закрыли передачу, посчитав её вредоносной для советской молодёжи.

        Позже по стране поползли слухи, что Масляков осуждён то ли за какие-то махинации с валютой, то ли за фарцовку (спекуляцию товарами повышенного спроса, а вернее — импортом), впрочем, сам он эти слухи отвергал. Но когда популярный ведущий, после некоторой паузы, опять появился на экранах телевизоров, то все мы, советские зрители, вздохнули с облегчением — не хотелось верить ни в какие сплетни и домыслы о нём.

        В перестроечные годы передача КВН под руководством Маслякова вновь возродилась, но приобрела заметный уклон в сторону коммерции, что многих зрителей разочаровало и оттолкнуло, обаяние легендарного ведущего, да и самой передачи для многих стало стремительно меркнуть, когда-то любимого всеми Маслякова за глаза стали называть "Барин" (к тому же, он стал как-то суше и высокомерней, улыбался нехотя и очень снисходительно), а популярность КВНов значительно снизилась, т.к. команды заметно утратили свой молодежный задор, новизну и остроту шуток. К тому же постоянно появлялись новые интересные программы, которые оттягивали внимание зрителей на себя.
      
       Так вот, теперь нам предстояло провести КВН в классе. Две команды сформировались очень просто — девочки против мальчиков, хотя и наблюдался у нас небольшой перевес в сторону девочек. Времени на  подготовку больше, чем достаточно — целая четверть, хоть и короткая. Я, понятное дело, со своей инициативой никуда не лезла, скромно отсиживалась на заднем плане, но некоторые сотоварищи проявили свои способности, выступив вперёд. Поскольку я ни в чём не участвовала, а только поддерживала картину массовости команды, то и волнения у меня никакого не было, я просто наслаждалась зрелищем, с интересом слушая заготовленные шутки, домашние задания, музыкальные номера и инсценировки.

        Команда мальчиков во главе с капитаном Борисом (ну, а кто же ещё!) стояли крепкой стеной против нашей девичьей стены. Они были "вооружены" сразу двумя (двумя, Карл!!!) гитарами. Любимчик всех девочек Боря, посверкивая огромными карими глазами, спел  песню, сам себе аккомпанируя. Прошлым летом он, награждённый путёвкой за отличную учебу и примерное поведение, побывал во всесоюзном пионерском лагере "Артек" и привез оттуда новую для нас песню про Эльбрус-красавец в белой папахе. Припев звучал очень впечатляюще, так и веяло от песни духом далёкого и манящего к себе Кавказа:

Орайда-райда,
Орайда-райда,
Орайда-райда орайда!

      Радик, тоже популярный в классе, рослый и симпатичный, с пробивающимися усиками, усилил успех команды другой песней под гитару.

      С нашей стороны тоже были музыкальные номера — худенькая Томка, с накинутым на плечи цветастым платком, смело выступила вперёд и дрожащим поначалу голосом запела:
 
    "Мой костёр в тумане гаснет,
     Искры тают на ветру,
     Меня цыганкой называют,
     Сама не знаю почему".

        Постепенно голос окреп, уверенности прибавилось, и Тома дотянула песню до конца, причём без всякого аккомпанемента, а это очень нелегко, согласитесь!

        Вторым музыкальным номером была игра на скрипке. Миловидная, черноглазая Гуля, перебивавшаяся обычно с двойки на тройку и с трудом переползавшая из класса в класс, тихая и неприметная, вдруг удивила всех, выйдя из общей линии и подняв вверх к подбородку скрипочку из красного дерева.
 
         "Ого, — с уважением подумала я, — она на скрипке играет! Интересно послушать!" На шее у Гули была прикреплена маленькая синенькая подушечка, на которую она, смущённо улыбаясь, водрузила край своего инструмента. Вот она плавным движением руки занесла смычок над скрипочкой, и все замерли в ожидании чарующе-волшебных звуков...

         Но что это?!! По классу потянулись тягуче-неприятные звуки, словно какой-то садист намеренно медленно открывал и закрывал  "скрипуче-певучую" дверь. С трудом я узнала в этих крайне замедленных, искаженных музыкальных фразах весёлую латышскую песенку о неугомонном колхозном петушке:

   Утром только зорька
           над землёй встаёт,
   Громко на дворе
           наш петушок поёт.
   Петушок, погромче пой,
   Разбуди меня с зарёй.
 
   Завтра начинается
            у нас покос,
   Выйдет на поля
            трудиться весь колхоз.
   Петушок, погромче пой,
   Разбуди меня с зарёй!

         Моё разочарование не описать словами — от Гулиной игры я осталась под очень сильным впечатлением, но со знаком "минус". Сама же Гуля, всё так же кротко улыбаясь, поклонилась и отошла в сторону, награждённая жидкими аплодисментами.

         После этого потрясения, вслушиваясь в скрипичные партии, исполняемые разными музыкантами на радио и телевидении, я вдруг осознала — какие это, наверно, удивительные люди, приложившие к своему таланту ещё и ежедневный упорный труд, и умение идти к своей цели, и огромную любовь к Музыке, чтобы достичь такой виртуозной игры на этом маленьком волшебном инструменте!
 
         А мудрая Нина Ивановна справилась с намеченной задачей: главным было не определить победителя в конкурсе, а сплотить нас, и всем — ей и нам — получше узнать друг друга, поскорее подружиться между собой.


Продолжение: Глава 45. Мечты сбываются! Горком, спасибо! http://proza.ru/2019/01/14/218


Рецензии
Какие хорошие школьные врспоминания! А я вот так далеко и не помню.Какие-то отрывки,а жаль! Хорошее время было!
С улыбкой,Любовь:=))

Любовь Витт   01.02.2020 22:44     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое, Люба! Думаю, если начнёте специально вспоминать, то многое, наверно, вспомнится - это как клубочек разматывать!

Незабудка07   05.02.2020 00:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.