Гейнц Гудериан. Воспоминания Солдата

О Второй мировой войне написано бесчисленное множество книг – в том числе и представителями побежденной стороны. Из мемуарной литературы о войне, которыми поделились деятели Третьего рейха, выделю 4 работы: "Воспоминания" Альберта Шпеера, "Утерянные победы" Эриха фон Манштейна, "В ставке Гитлера" Вальтера Варлимонта и "Воспоминания Солдата" Гейнца Гудериана.

В своей совокупности эти книги позволяют понять, что привело вермахт и Германию к абсолютному краху. При этом, каждый из авторов описывает события со своей колокольни: Шпеер – как человек близкий к Гитлеру в 30-е годы, а позднее ставший министром вооружений; Манштейн – в качестве одного из ключевых командующих на Восточном фронте в 1941-1944 гг.; Варлимонт – как генерал ставки ОКВ, который находился в самом центре принятия всех важнейших решений Гитлером во время войны. Гудериан смотрел на все происходящее из танка и штаба командующего танковой группы, который дошел с ней почти до Москвы, а в конце войны ему довелось наблюдать за гибелью рейха на посту начальника Генерального штаба.

Все они пишут практически об одном и том же – о том, как Гитлер умудрился проиграть войну. Поразительно, но весьма неординарный человек - харизматичный вождь, гипнотически воздействующий на окружающих, и выдающийся политик, чьи рискованные внешнеполитические акции много лет были исключительно успешными, в один прекрасный момент вдруг возомнил себя великим полководцем (хотя оснований к этому не было никаких). И сколько бы ни терпели войска под его командованием поражений, фюрер почти до самого конца Третьего рейха верил в свои способности и счастливую звезду. Гудериан: "…еще не раз Гитлер, глядя на меня потухающим взглядом, спрашивал: Не знаю, почему вот уже два года нам во всем не везет?…".

Автор настоящих мемуаров – один из наиболее успешных немецких военачальников в 20 веке и один из самых обойденных по службе. После французской кампании Гудериан получил звание генерал-полковника, и больше по службе не продвинулся, несмотря на успехи своей 2-ой танковой группы во время операции "Барбаросса". Вместо почестей и наград в декабре 1941 года он был назначен одним из виновников провала блицкрига и отправлен в запас. Почти полтора года Гудериан болтался без дела, пока Гитлер не вспомнил про него и не назначил на должность инспектора бронетанковых войск, а позднее сделал начальником Генерального штаба сухопутных войск.

Карьера автора этой книги в некотором роде уникальная: в начале войны он достаточно посмотрел на войну глазами солдата, поскольку постоянно был на передовой, неоднократно попадая под обстрелы и налеты, чудом оставшись целым и невредимым. Гудериан был из той породы командующих, которые в штабах не засиживаются. На завершающем этапе войны он пытался управлять всеми частями вермахта на Восточном фронте, находясь в ставке ОКХ. Но на каком бы посту не находился Гудериан, везде он спорил и ругался со своим начальством, включая Гитлера.

У авторов всех мемуаров, которых я упомянул ранее, была одна общая черта: они были людьми со своим мнением, которое они не стеснялись донести до Верховного главнокомандующего. Но по настоящему спорил с Гитлером, доводя того до белого каления, только Гудериан, который в этом отношении был уникальной фигурой в немецком офицерском корпусе. Большая часть немецких генералов даже не решалась высказать фюреру собственное мнение, которые противоречило его взглядам - не говоря уж о том, чтобы вступать с ним в дискуссии. По данному поводу Гудериан с горечью замечает, что если бы высшие должностные лица вермахта (Гальдер, Браухич, Йодль…) смогли объединиться, чтобы выступать единым фронтов против Гитлера по принципиальным стратегическим вопросам, то Германия не проиграла бы эту войну.

Книга весьма разноплановая. Когда автор пишет о действиях тех бронетанковых соединений, которыми он командовал в разных кампаниях, то его рассказ вряд ли будет интересен широкому читателю – детальное описание действий корпусов и дивизий больше рассчитано на профессиональных историков и дотошных любителей, которые обожают "по кирпичику" разбирать боевые действия воюющих сторон. Но, к счастью для остальных любителей истории, в работе много иных свидетельств, наблюдений и оценок, которые Гудериан дает вермахту, бронетанковым войскам, верховному командованию, Гитлеру, его окружению, немецким генералам, русским городам и дорогам…
 
Некоторые свидетельства автора опровергают устоявшиеся у нас мифы о войне: к примеру, об отсутствии у вермахта зимнего обмундирования в конце 1941 года. Гудериан пишет, что командование сухопутных сил стало поздно заниматься этой проблемой, поэтому не во все фронтовые части успели доставить теплую одежду до наступления холодов. Множество вагонов с зимним обмундированием неделями стояли в Варшаве из-за безобразной работы железных дорог. А вот люфтваффе и войска СС были им обеспечены, поскольку вопросами их снабжения занимались другие штабы, которые заранее позаботились о своих войсках. Так что дело было исключительно в плохой работе штаба сухопутных сил вермахта, а не в отсутствии зимнего обмундирования как такового.


Рецензии