Вьётся дорога длинная...

 
 
 Нет в Америке другой такой дороги, какой была дорога Route 66 (Ру 66).

В сознании американцев она занимала, занимает и будет занимать совершенно особое место, притягательная сила, которой нарастает с каждым годом.

Мать американских дорог, Главная улица Америки, Дорога Американской мечты - вот так разные поколения американцев называли и называют первую трансконтинентальную артерию США Route 66.

В те времена еще не было государственной программы строительства шоссейных дорог, и своим появлением она обязана двум частным предпринимателям Cyrus Avery из города Tulsa, штат Оклахома, и John Woodruff из города Springfield, штат Миссури.

Построил дорогу инженер Сайрас Авери, буквально в одночасье ставший героем своего  времени, кстати, он и предложил это название,
посчитав его максимально благозвучным для первой национальной магистрали.

Маршрут 66 был первым трансконтинентальным маршрутом, который, изгибаясь по диагонали, протянулся с востока на юг и впервые напрямую соединил небольшие сельские городишки малонаселенных штатов с главными городами Америки Чикаго и Лос Анжелесом.

Маршрут Route 66, остался в памяти людей, как уникальное явление американской

культуры и мифологии, "кончину", которого оплакивала вся Америка.

Сегодня, четверть века спустя, Америка празднует его воскрешение.

Недавнее постановление сената о выделении 10 млн. долларов на осуществление проекта реконструкции дороги, рассчитанного на 10 лет, рассматривается не только как победа проекта, но и как победа над бюрократией.

Первоначально Маршрут 66 протянулся более чем на 2.400 миль от Grand Park на озере Мичиган в центре Чикаго до города Санта Моника на Тихоокеанском побережье США.

Дорога пролегала через самое cердце Америки - от равнинных прерий Иллинойса до холмов и долин Миссури, от полупустынь Оклахомы и Техаса до загадочных и опасных пустынь Нью-Мексико, Аризоны и Калифорнии.

Оставив позади три часовых пояса и восемь штатов, дорога органично вливалась во фривеи Лос Анжелеса, вернее, современные фривеи Лос Анжелеса, построенные гораздо позже, стали ее органичным продолжением.

Маршрут 66 был частью земли, по которой он пролегал, предпочитая взбираться на холмы и спускаться с них, а не безжалостно рвать на части их плоть, чтобы проложить туннели.

Он смотрел в лица городов, а не бесцеремонно обходил их по окружным развязкам.

Он был неотъемлемой частью городов, которые он соединял, и его называли "Главная улица Америки".

Вместе с рождением Route 66, в 1926 году, начали зарождаться и расти придорожная культура и то, что мы сегодня называем индустрией обслуживания.

Тогда еще не было изолированных от всего живого, бездушных и серых современных хайвэев, единственная в те далекие времена трансамериканская дорога была живым организмом в полном смысле этого слова.

Тысячи заправочных станций, придорожных кафе, мотелей, туристических аттракционов возникли вдоль дороги, и каждый бизнес был результатом воплощения индивидуальной мечты и имел свое неповторимое лицо.

Маршрут 66 очень скоро стал частью американской повседневной жизни.

Во времена Великой Депрессии более 200.000 человек со среднего юга США перебрались в Калифорнию в надежде на лучшую долю.

Среди них был и Джон Стейнбек, ставший в будущем знаменитым американским писателем, который в своем романе "Гроздья гнева", опубликованном в 1939 году, назвал Маршрут 66 "Матерью американских дорог".

В течение Второй Мировой Войны по ней бесконечным потоком грохотали армейские грузовики, снабжая всем необходимым Тихоокеанский театр военных действий, где шла ожесточенная война с японскими милитаристами.

После войны по Route 66 с юго-запада возвращались на благословенный юг сотни тысяч демобилизованных солдат и офицеров.

Один из них, бывший пианист и отставной капитан Бобби Троуп, по дороге сочинил нехитрую мелодию и, прибыв в Лос-Анджелес, напел ее Нату Кингу Коулу.

Спустя неделю песня стала всеамериканским, как теперь принято говорить, хитом.

"Get your kicks on Route 66!"
If you ever plan to motor west:
Travel my way, the highway that's
the best.

Get your kicks on Route 66!
It winds from Chicago to L.A.,
More than 2,000 miles all the way,
Get your kicks on Route 66 !

Now you go thru St. Looey...Joplin,
Missouri!
And Oklahoma City looks mighty
pretty.

You'll see Amarillo...Gallup, New
Mexico.
Flagstaff, Arizona: don't forget
Winona,
Kingman, Barstow, San Bernardino.

Won't you…get hip to this timely
tip:
when you…make that California trip.
Get your kicks on Route 66!

Маршруту посвящались не только песни, огромным успехом пользовались телевизионные шоу, которые так и назывались "Route 66", успешно продавались продукты нефтеперегонки, названные его именем.

В послевоенные годы Маршрут 66 символизировал дух свободы и оптимизма эры 50-х, когда многие не сомневались, что их будущее будет безоблачным и ярким, если до него вовремя добраться по загадочной дороге, ведущей на запад.

Десятилетия сменялись десятилетиями.

Росло благосостояние Америки, а заодно и ее граждан.

Автомобиль перестал быть роскошью и стал обыкновенным средством передвижения, заполнив все существующие в Америке дороги.

Не миновала участь сия и Route 66, который c 44 года верой и правдой служил не только Америке и американцам, но и миллионам туристов из всех стран мира.

В конце 50-х Конгресс США проголосовал за принятие государственной программы строительства прямолинейных, скоростных и безопасных хайвэев с разделенными полосами движения.

В Америке, как известно, слово с делом не расходится, и уже в середине 60-х годов федеральные чиновники, в купе с чиновниками местного значения на уровне штатов, начали осуществлять план утонченного разрушения Маршрута 66.

Новые хайвэи, соединявшие штаты, начали заменять Маршрут 66 и обходить города, лежавшие на их пути.

Вновь строящиеся дороги очень часто прокладывались параллельно Route 66.

Они были широкими, высокоскоростными, с огромной пропускной способностью.

Теперь можно было в два раза быстрее промчаться от побережья до побережья,
но так ни-че-го и не увидеть.

Да, на дорогах Америки исчезли заторы, но не было, и нет у современных автомагистралей ни шарма, ни привлекательности старого маршрута.

Зато на каждом съезде с новых хайвэев неожиданно быстро, словно сорняки, стали расти... Макдональдсы, ставшие неотъемлемой частью американских дорог.

Первый Макдональдс открыл свои двери на Маршруте 66 еще в 1945 году, первый Гамбургер стоил 39 центов, и было это в San Bernardino в Калифорнии.

Скорость, Кока-Кола и Макдональдс стали кумирами нового поколения и самыми узнаваемыми символами теперешних, к сожалению, уже давно обветшавших американских дорог.

А в те, уже далекие времена, днем и ночью неслись по широким и гладким хайвэям, сверкая не запыленным лаком, огромные, комфортабельные и мощные машины.

Сидящие за рулем бэби-бумеры (так называют в Америке послевоенное поколение) уже не интересовались ни историей, ни красотой тех мест, мимо которых они проносились.

Со временем движение по Маршруту 66 постепенно сошло, на нет.

Придорожные аттракционы умерли, как вытащенные на берег киты; тихо скончались бензоколонки, гостиницы и магазинчики.

Последний небольшой участок Маршрута 66 был закрыт в 1985 году.

Дорога перестала существовать, о возрождении не могло быть и речи.

Но, к счастью, рано или поздно все в этом мире возвращается на круги своя.

Пришло время, и появилось движение за восстановление дороги.

Восемь американских штатов, через которые пролегал Маршрут 66, и десятки миллионов зарубежных поклонников этой дороги поддержали кампанию за восстановление Route 66.

Путеводители стали описывать каждый ярд первоначального маршрута, ежемесячные журналы, а позднее и вебсайты, усилили кампанию за восстановление дороги.

Туристы, особенно из Европы и Японии, начали посещать места, где пролегала дорога.

В 1998 году пришла маленькая победа - штаты начали устанавливать исторические знаки Route 66 в тех местах, где сохранились действующие участки бывшей дороги.

По пыльному гудрону, как и 70 лет назад, едут тысячи автотуристов, приобщаясь к истории Америки и любуясь ее красотой.

Новый закон о возрождении Маршрута 66 обязывает федеральные власти и власти штатов сохранить индивидуальный характер маршрута.

Правда, пока непонятно, как конкретно выделенная денежная помощь отразится на попытках восстановить Route 66 в первоначальном виде.

Но уже растет количество старых зданий, восстановленных частными предпринимателями.

Мэрии некоторых городов, через которые проходила дорога, на примере города Спрингфилд в штате Иллинойс осуществляют более масштабные меры.

Когда-то Маршрут 66 проходил через центр этого города, но в 1970 году City Hall принял решение о создании пешеходной зоны, чтобы уменьшить загазованность в районе главного торгового центра.

По этому поводу состоялись торжества.

Играла бравурная музыка.

Счастливые жители Спрингфилда праздновали победу над автомобилем.

Вот уж воистину! Не ведаем, что творим!

Преуспевавший некогда город, утопавший в ночном переливе рекламных огней, разом потерял всех туристов, оказался банкротом и до сих пор влачит жалкое существование.

Правда, в прошлом году горсовет изменил свое давнее решение и уже потратил 230 тыс. долларов на реконструкцию закрытых для движения улиц, чтобы вновь проложить Маршрут 66 через центр города и привлечь туристов.

По некоторым оценкам, на данный момент, первоначальная дорога уже работоспособна на 80%, защищена как исторический маршрут и вполне пригодна для оживленного движения даже через улочки маленьких городков, призывно манящих нас совершить это трансконтинентальное путешествие, чтобы

                понять и познать реальную Америку.


© Copyright: Алекс Фельдман, 2018


Рецензии