Возможно, мы где-то встречались - 58, 59

Глава 58

В каждой семье складываются определённые, свои взаимоотношения.
Как и в любом коллективе, непременно существует иерархия: определяется ведущий - лидер, и ведомый - подчинённый лидеру партнёр. Иногда такое  размежевание остаётся незаметным для постороннего глаза, и тогда создаётся впечатление, что семья живёт «душа в душу», что и муж и жена занимают равное  положение. 
Это обманчивое впечатление.

В семье Алексея несомненным лидером была жена. Он не возражал, не пытался «захватить власть», расстановка  сил его вполне устраивала. 
Иногда  кое-кто из мужиков пытался поддеть, но он не реагировал на ядовитые шпильки, а только добродушно улыбался и отшучивался:

- Ты, друг, ничего не понимаешь в жизни, - говорил  тихим спокойным голосом. - Наверное не знаешь, что больше всего в обществе ценятся законопослушные люди. А их большинство, и все не соблюдающие законы сидят в тюрьмах.
Так вот, я - вдвойне положительный, потому что и законопослушный и «жёнопослушный». И этим я особенно  ценный для общества. Ты  же слышал, друг, что семья - главная ячейка общества? Всё начинается с семьи.  А так как семья - это мини-колхоз, а женщина в колхозе - великая  сила, то  я  всё делаю  абсолютно  правильно. Это надо  понимать! 

После таких глубоко философских объяснений даже самым рьяным сторонникам патриархата не хотелось больше углубляться в обсуждение этой темы с Алексеем.

Поначалу, после приезда с БАМа трудно было  привыкнуть к маленькой, как теперь казалось, зарплате.  Тем более, что все дополнительные заработки Алексея, так называемые «шабашки», теперь уходили на  «главного  члена  семьи» - машину.
   
Сергей тоже почувствовал некий дискомфорт, так как и ему перепадало меньше. Потому не терпелось  поскорее окончить институт, поскорее иметь собственный заработок.
Каждый по-своему, но все они мечтали и строили планы будущей счастливой семейной жизни после того, как Серёжа вернётся домой. Родители планировали, как, окончив институт, сын женится, приведёт в дом хорошую, уважительную невестку. Слава  Богу, в большой трёхкомнатной квартире с раздельными  комнатами места хватит всем.
В  том, что найдут общий язык с невесткой, были уверены.
Это в других семьях бывают конфликты, и виноваты родители, которым не хватает дипломатичности в отношениях с детьми. Считали себя рассудительными, спокойными и тактичными людьми, способными со  всеми наладить добрые интеллигентные отношения.
Будут во всём помогать единственному сыну и его жене, пусть молодые живут в достатке. Об этом позаботятся они, родители, прожившие свои молодые годы в тяжкие послевоенные  времена.  Во  всём  помогут,  не  говоря  о  воспитании внуков.

Да, время быстро листает страницы жизни! Вот  так незаметно и к ним подкралось время мечтать о внуках.
Конечно, с одной стороны, хочется подольше не быть бабушкой и дедушкой, но с другой... Так хочется поскорей дождаться, увидеть своих внуков!
Лиза уже не раз ловила себя на том, что пытается представить, на кого будет  похожа, как будет выглядеть её внучка.
Хотелось, чтобы была девочка, и она представляла, воображала девочку, внучку,  наделяя её чертами маленького своего сына.

Это в мире животных родители выдворяют  взрослых детей из гнезда или норы: мы тебя родили, выкормили, научили всему, что сами знали и умели, а теперь уходи восвояси, живи своей  жизнью.
В человеческом же обществе, никогда не порывается  ниточка  между родителями и детьми.
До глубокой старости, до последнего вздоха болит родительское сердце за своих  чад,  не оставляет  тревога  за будущее детей, а потом и внуков.

Глава 59

До получения диплома оставалось несколько месяцев, когда родители неожиданно  получили срочный вызов в институт. Тон официальной бумаги не предвещал ничего хорошего.

- Поедешь ты, - сказала Лиза, - хоть раз побудешь в моей шкуре. А то  всё  я, да мой брат отдуваемся. Ты отец, тебе и «карты в руки». Что там стряслось, неизвестно, но на всякий случай повези копчёной рыбы.  И не сиди там молча! Звони каждый вечер, я ведь волнуюсь!

На рынке Алексей до отказа набил копчёными  лещами здоровенный портфель. Еле смог закрыть.

Приехав в институт, решил подождать Сергея,  узнать, в  чём  дело,  куда  идти, с кем  разговаривать. Уныло стоял у стены в коридоре института, заранее чувствуя себя униженным и виноватым. Раздутый портфель с копчёными лещами благоухал на весь  коридор. Люди, проходившие мимо, как по команде, замедляли  шаг, поднимали  головы вверх и, полузакрыв  глаза, вожделенно втягивали в себя воздух расширившимися ноздрями.
Не мог понять, что с ними происходит: он давно принюхался и сам настолько пропах запахом копчёной рыбы, что просто перестал его ощущать.

Так простоял довольно долго. Давно прозвенел звонок на занятия. Может, Сергей в другом корпусе?  Где его искать и что делать? 
Неизвестно, что бы он делал, но тут подошёл  преподаватель, уже не менее десяти раз продефилировавший мимо.

- Вы  кого-то  ждёте? - спросил, втягивая  ноздрями возбуждающий аромат.
- Да вот, не знаю, куда податься, - вынул из  кармана  присланную бумагу, протянул  преподавателю. Тот прочёл и поскучнел.
- Это вам к ректору надо. Пойдёмте, провожу, - предложил он, с сожалением  глядя  на толстый портфель.

То, что Алексей  узнал от ректора,  повергло его в шок.
Даже не верилось, что «бедовый мальчик» мог  сотворить такое.

А случилось вот что:
Один из друзей предложил съездить на три дня в Москву, чтобы купить там модные джинсы и кроссовки.  Сергей тут же загорелся желанием приодеться. Деньги есть, вот только, как быть с институтскими занятиями? Отпуск не разрешат, за нарушения  дисциплины уже не один раз  грозили отчислением, а поехать хочется.
Тогда и родилась идея: написали заявления на отпуск, затем сами, подделав почерк и подпись ректора  написали  на  них «Разрешаю». 
Нужна была ещё и печать, и они, заморочив голову молоденькой секретарше, которая не смогла устоять перед обаянием симпатичных лоботрясов,  выкрали у неё печать и, собственноручно проштемпелевав  злополучные  заявления,  незаметно вернули на место.
Довольные успешно проведенной операцией, отдали заявления в учебную часть и спокойно укатили в Москву.
Ложь раскрылась на следующий же день, когда  они не пришли на занятия, и заявления были вынуты на «свет божий».
Ректор возмущённо рассматривал подделанную подпись и кипел от негодования. Случай был  вопиющий. Тут уж придётся исключать ребят из института, невзирая  на  последний  курс.
С другой стороны,  исключение грозило большими неприятностями учебному заведению, и ректор сам не знал, что делать. Сейчас готов был всю свою ярость  выместить на родителей нахальных студентов. Они уж точно будут из кожи лезть, чтобы  выгородить  сыночков.

Алексей был настолько потрясён услышанным, что даже не пытался что-то говорить в оправдание, как-то защищать сына. Каждое уничижительное слово ректора камнем падало на голову,  он молча смотрел в одну точку невидящим взглядом, сгорбившись и съёжившись на краешке стула.
И только одна мысль пульсировала в голове, не давала покоя: - "Что я скажу Лизе? Что я скажу Лизе?!"
Ректор продолжал говорить, громко и возбуждённо, он ожидал от отца «бедового мальчика» каких-то действий, бурной реакции, извинений, просьб, обещаний. Он ожидал увидеть такого же «бедового», уже матёрого, прошедшего  жизненную  школу,  мужика.
Но перед ним сидел бледный, растерянный, потрясённый, совершенно обезумевший от свалившейся  на него беды человечек, покорно и обречённо ожидавший  самого сурового приговора.
 
И ректору вдруг стало от души жалко совсем  незнакомого человека. Он словно сам вошёл в него,  ощутил себя на месте этого несчастного отца.
Весь воинственный запал испарился, обличительное красноречие иссякло, и ректор даже удивился тому, как вместо них возникло, и стало расти желание помочь, спасти, выручить. Он замолчал и стал думать о том, что родители, конечно, должны отвечать за поступки детей. Но разве родители всегда виноваты? Ведь они никогда не желают зла своим детям, не направляют их делать плохие поступки.

Алексей ничего не слышал и не замечал. Он был убит, раздавлен морально. Что можно изменить, исправить, о чём просить ректора? Как Сергей мог сотворить такое, подделать документы? Ведь это преступление, за которое отдают под суд, не говоря об исключении из института. Он  горестно  вздохнул,  снова  безучастно  подумав: - "Что  я  скажу  Лизе?"
 
Не дождавшись никакой  реакции, ректор спросил:
- Что будем делать с вашим сыном?
- Я  не знаю, - уныло  помолчав, тихим  печальным голосом  произнёс  Алексей,  не  меняя  позы. - Я не знаю, - снова повторил он и добавил, -  Он  виноват. Я  понимаю и сознаю это. И он должен быть наказан. Делайте так, как считаете нужным и правильным.
Он снова замолчал и поморщился, с трудом сдерживая  слёзы:
- Вот только не знаю, как сказать жене. Она так надеялась, что сын закончит институт. Она не переживёт.. - спазма сжала горло, он больше не мог говорить. Что-то в груди перехватило дыхание, он побледнел, стал задыхаться и, хватая воздух открытым ртом стал медленно падать, сползая со стула на пол.

- Что с вами? - бросился к нему ректор, на ходу наливая воду из графина в стакан. Услышав шум, в кабинет заглянула секретарша.
- Таня! Быстро нашатырь и нитроглицерин! И срочно ко мне врача из медпункта! - командовал  ректор, удивляясь и недоумевая, почему человек вдруг потерял сознание. Разговор происходил спокойно, он ни в чём не мог упрекнуть себя, и в то же время было неловко перед окружающими, всё произошло у него в кабинете.

Алексей пришёл в чувство, ректор участливо спросил: 
- Что это с вами? Часто бывают такие случаи?
- Нет, - ответил тихо. - Никогда раньше не было.
- Ладно, - примирительно сказал ректор, - успокойтесь. Так и быть, объявим выговор вашему сыну и замнём это дело. Исключать не будем, пусть заканчивает  институт.
- Спасибо! Большое спасибо, - благодарил Алексей, поднимаясь со стула и спеша уйти поскорее, пока он не передумал. - До свидания.
- До свидания, - ректор смотрел ему в спину изучающим внимательным взглядом. - Подождите!
Алексей вздрогнул и медленно повернулся, испуганно глядя на ректора.
Тот встал из-за стола, подошёл вплотную и тихо, внушительно произнёс:
- Я вам советую проконсультироваться с доктором. Обязательно  обследуйтесь. Так,  на  всякий  случай.
- Хорошо, - выдохнул облегчённо. - Обязательно проконсультируюсь.  Спасибо вам, большое спасибо, - ещё   раз   поблагодарил,   и  окрылённый,   счастливый  и радостный, неуверенной шаткой походкой направился к выходу.
Слава Богу, что ректор оказался отзывчивым человеком. Наверное, у него тоже есть дети.

Набитый копчёными лещами портфель остался сиротливо благоухать под столом посередине ректорского  кабинета.

Продолжение следует:http://www.proza.ru/2019/01/15/1591   


Рецензии
Добрый день, Людмила!
Натворил дел сын. Как то не в отца он пошел.
Отец спокойный законопослушный, а сын - уж крайне шаловливый.
У Алексея первый звоночек со здоровьем.
С уважением.

Владимир Чугай   14.03.2020 13:22     Заявить о нарушении
Наверное в деда пошёл. Хоть и взрослый, а всё равно у родителей за всё голова болит. Это у животных, вырос - иди гуляй! А мы люди, до конца своих дней "печёмся" о детях.
С теплом,

Людмила Киреева-Силенко   15.03.2020 20:23   Заявить о нарушении