Воскресшая картина. Часть 3

   После оплаты, 16 февраля, получил по электронной почте набросок. Фрагмент листа из альбома эскизов М.А. Зичи к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон".

    Эскиз числиться под инвентарным номером И-5015/15 в «Учреждении Российской академии наук Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН». Ранее нигде не публиковался. Тамара и Демон. 1860 г. Набросок. Бумага, карандаш. 36,5 Х 25,7 (лист и изображение). Подпись карандашом внизу справа: "Zichy", в левом верхнем углу надпись красными чернилами: "90 - XIII"; выше - карандашом: "№17". На обороте наклейка: "Лермонтовский музей. Отд. XIII, № 90 Николаевское кавалерийское училище. 19 рисунков Зичи." Если будут еще какие-либо вопросы, буду рада помочь.

       Примерно такую приписку к наброску сделала Монахова Е.Н., работник музея. И у меня возникли вопросы.
 
    Глядя на эту работу, понимаю, почему это набросок. Весь он пронизан незавершённостью. Обозначены только главные герои, но не проработаны детали, задний план вообще отсутствует. Это один из тех, который был передан Лермонтовскому музею, при Николаевском кавалерийском училище в Петербурге.               
   
    Если сравнить картину с человеком, то набросок – это новорожденный. Обнаруженная в Полтаве картина – пожилой или старый двойник. А где подросший отрок, юноша?  Нет промежуточной работы, а наверное, должна быть.
   Сформулировав коротко, всё выше сказанное, я отправил запрос Елене Николаевне, просил оказать помощь в поисках промежуточного звена.
– Если обнаружу что- либо, интересующее Вас, то сообщу, – получил в ответ от неё.
   Внимательно, в который раз рассматриваю набросок и словно током меня ударило... Где положенная подпись внизу и надписи вверху? Как я сразу не заметил? Ведь об этом написано в описании наброска. Делаю запрос на электронный адрес Елене Николаевне. С нетерпением жду ответа, но его пока нет...
   А этот простой набросок карандашом, продолжает притягивать, не даёт покоя. Разглядывая его внимательно, вижу правдивость объятия. Скрещенные тела и руки подчёркивают силу страсти, а мысли уносятся дальше. Представляешь, что последует через минуту или пять...
Оказалось, что они сделали сканирование малым сканером, но после нескольких моих писем, получил полноформатную копию.
           Я стал первым, единственным обладателем копии наброска «Тамара и Демон», академика акварельной живописи Его Императорского Величества Михай Александровича Зичи. Сканер хоть и берёт большие размеры, но копия, присланная ранее, мне нравиться больше. Основа, картон, не блеклый, а насыщенного жёлтоватого цвета. Сам рисунок более контрастный, с разрешением по горизонтали и вертикали 600 точек на дюйм, а присланный теперь, с разрешением 72 точки. На глаз разрешение рисунков кажется одинаковым и только при четырёхсоткратном увеличении видно различие. Но зато на вновь присланной копии, есть все положенные надписи, а контрастность и цвет фона можно отредактировать компьютерной программой.
        Внимательно разглядываю надписи на присланном рисунке. В верхнем левом углу надписи соответствуют описанию, которое я получил от них. А подпись отсутствует. Правда есть росчерк, в нижнем правом углу, но это как посмотреть... Возможно, художник делал подпись в спешке. Первые две буква можно интерпретировать как «Зi», а далее просто волнистая линия, идущая в низ.  Назвать это подписью можно условно, если есть что-либо похожее, на других работах. Ничего не поделаешь, придётся опять консультироваться у главного хранителя ИРЛРАН. Она должна знать, куда делась роспись?

   Главный хранитель Пушкинского дома сообщила:

 ...уточняю вопрос относительно подписи Зичи. Некоторые свои рисунки он подписывал как Ziсhy. В одном из инвентарей и подпись под данным рисунком трактуется таким образом. Но, пожалуй, Вы правы и здесь художник подписался в русской транскрипции Зичи, причем подпись его круто идет вниз и плохо читается.  Некоторые рисунки из этого же альбома иллюстраций к "Демону" – я посмотрела еще раз - подписаны подобным образом. Спасибо, что обратили моё внимание на этот момент. Е.Н.Монахова. 24 марта 2011

       Странно, что раньше никто не обратил на это внимание. Наверное, этот набросок мало кто рассматривал, а для меня он оказался важной уликой расследования...

 
     Захотелось больше узнать об этом направлении, в работах гениального художника. В Интернете есть всё, нашёлся ответ и для меня. Не знаю, как это называлось раньше, во времена, когда творились эти наброски, но Е.Н. Репин назвал это «глупостями». Признавая Зичи одним из лучших иллюстраторов России, он говорил, что «ему бы иллюстрировать да иллюстрировать, а он всякими глупостями занимается». Это относиться к мастерски выполненным фривольным картинам или как сейчас говорят, картинам эротического характера. Они показывают жизненные сцены простого люда. Не подумайте, что автор этих строк, является любителем «клубнички» или порнографии, мне хочется рассказать читателю естественность, правдивость движений и поз, изображённых этим замечательным художником…

     Продолжая поиск сделал запрос  в Государственный Лермoнтовский музей-заповедник "Тарханы", Пензенская область, с. Лермонтово.
Ответ:
     «…в фондах Лермонтовского музея-заповедника "Тарханы" нет оригинального рисунка, который явился бы эскизом, Вашей картины. Имеется гравюра У.Г. Симмонса с рисунка М. Зичи: СПб., издание А. Беггрова. Размеры: 75,0х57,0.    Изображение вышлем Вам…».

    «…гравюра У.Г. Симмонса с рисунка М. Зичи…»: набросок я нашел, а где сам рисунок или его оригинальная картина? 
 
     Запрос в Третьяковскую галерею. Картины Зичи у них есть, но с нужным сюжетом не нашли.

     Поставленная мной задача, частично выполнена!
Итак, после сравнения, можно сказать определённо, сюжет найденной в 2009 году картины соответствует карандашному наброску 1860 года М. Зичи, «Тамара и Демон». Соответственно, картина должна иметь такое же название. Не исключено, художник заложил в картине ещё и тайный смысл, нарисовал обманку. Два, приникших друг к другу профиля, дают анфас лица третьего человека. Дальше, если получиться, отдам картину на экспертизу, потом проведу работы по консервации, а летом 2011 года буду консультироваться со специалистами полтавских музеев о возможном художнике. 
 
     Пятница, 22 апреля, дозвонился в Национальный художественный музей РБ до Светланы Ивановны.
– Привозите свою картину, – сообщила она. – Приёмный день по понедельникам. Буду вас ждать к 11 часам. Наш адрес… От ЖД вокзала пешком 10 минут. Не забудьте паспорт и деньги.      
   На следующий день, в субботу, купил тубус для перевозки картины и билет до Минска на понедельник. Ехать решил на микроавтобусе.
  Утром в понедельник был в Минске, на ЖД вокзале. Хотя мне назначили на 11 часов, решил зайти раньше. На вахте спросили фамилию и сверившись с записью пропустили. На втором этаже, за дверью номер 6 располагается несколько комнат, где работают эксперты. Светлана Ивановна была уже на месте. По телефону она вызвала сотрудницу, а мне предложила развернуть картину и приготовить её к осмотру. Пожилая сотрудница, взглянув на картину сказала, что это посредственная копия с картины Зичи, по Лермонтовкой теме. 
– Первый раз я увидела репродукцию картины Зичи ещё в школе. Не могу сказать с полной уверенностью, маслом она была написана или тушью. Могу сказать одно, этот поцелуй и руки написаны грубо. У Зичи поцелуй воздушный, его почти нет. Он смог нарисовать именно воздушный. Этим и отличается настоящий художник от ремесленников, – продолжила она. – Репродукцию этой картины можно найти во многих изданиях.
– Наверное, так и есть, уже второй год я пытаюсь найти эту картину, но только слышу о ней. Где она пока никто не сказал. Обращался в Третьяковскую, музей-заповедник «Тарханы», в Петербурге в ИРЛ нашёл набросок, – возразил я.
– Сейчас посмотрю, возможно, у нас в справочной литературе есть то, о чём я сейчас говорила, – сказала сотрудница и пошла в другую комнату, где размещались стеллажи с книгами.
       Пока она отсутствовала, я ещё раз выслушал аргументы Светланы Ивановны о бесполезности дорогостоящей экспертизы.
– Вторая половина XIX века, начало XX, скорей всего до 1910 года, неизвестный художник, довольно посредственный. По предварительным данным не подписная. Грунт полотна практически отсутствует, поэтому точное время написания определить будет трудно, а может и невозможно. Нет смысла для проведения дорогостоящей экспертизы, ничего нового мы не добавим, – произнесла она, как приговор. Я с ней согласился и попросил проконсультировать по вопросу сохранения и реставрации картины, которая мне дорога, как память и тайну которой разгадываю около двух лет.
– Я не специалист, но и мне видно, что полотно не стоит тех денег, которые уйдут на это. Сейчас вызову реставратора, и вы получите более полный ответ, – сказала она и позвонила в отдел реставрации. Через пару минут в комнату вошла молодая женщина. Она представилась Светланой. Осмотрев картину, сказала, что работы по сохранению и консервации много. Оценить можно долларов в 400 или 500, и объяснила, чем вызвана такая цена. На мой вопрос о сроках проведения работ сказала, что сейчас загружена, – возможно, ближе к зиме будет время. Мы обменялись номерами мобильных телефонов и она ушла.

      Пока я сворачивал и прятал в тубус картину, появилась пожилая сотрудница. Репродукцию картины Зичи в справочной литературе она не нашла и посоветовала мне внимательно прочитать издание Алёшина, где указано что где храниться.
– Издание Алёшина я читал, делал запрос в «Пушкинский дом», получил набросок, а картины нет. Все говорят и пишут об этой картине, но найти её пока не могу. Может, её и нет?  – возразил я. Поблагодарив за помощь, попрощался и пошёл на вокзал, пора было возвращаться домой.   
   
       Дорога до Гродно не близкая, около четырёх часов быстрой езды. Было время подумать. За время поиска узнал многое, теперь определился возраст. Настала очередь реставрации. Водитель спешил домой и высадил меня не на автовокзале, а на площади Советской, недалеко музей истории и религии. Решил не откладывая зайти к реставратору, Владимиру Никадимовичу, по отзывам, лучшему специалисту в городе. Правда я уже был у него, и каждый раз он отказывал, ссылаясь на занятость, загруженность. Подходя к музею, встретил его спешащим по делам, в сторону остановки. Он узнал меня. Увидев тубус в руках, без предисловий сказал, что загружен работой по горло. Пока вместе шли к остановке, он рассказал, что в конце мая у него отпуск и возможно появиться немного времени для моей работы. На этом мы расстались. Я поспешил домой, ведь сегодня второй день пасхи и мы ждём в гости младшего сына с женой.

       Разгар мая, пятница, тринадцатое число. Сегодня день рождения у внука Анатолия и моей мамы. Внуку 13 лет, а мамы уже нет... Он обещал, зайдёт к нам, и мы с женой поздравим, вручим подарок. А пока есть время, позвонил реставратору, пора напомнить о себе и узнать, о предстоящем отпуске. Оказалось, отпуск у него с 24 числа, а через пару дней договорились созвониться, обсудить вопрос по картине.
       Сегодня у всех рабочая суббота, а у меня свободное время. Взял тубус с картиной и поехал в город. Сначала зашёл в багетную мастерскую, узнавал сколько будет стоить рама и стекло для моей картины. Потом сходил в музей, к реставратору, но его не нашёл. Возле двери стояли банки с кисточками, а в нескольких метрах его легковая машина. На мой стук дверь не открыли. Номер телефона я не записал, поэтому решил вернутся в багетную мастерскую, там, должны были знать его номер. Не доходя до мастерской, встретил Владимира.
 – Спешу на день рождения, вот и подарок уже купил. Времени в обрез, – сказал он, увидев меня с тубусом. – А ты опять с картиной? Ладно, давай я возьму картину, если ты доверяешь. У меня мастерская под охранной сигнализацией. Посмотрю состояние, потом перезвоню.
– Конечно, возьми. Ценность она представляет только для меня. Надо очистить её от грязи и копоти, с обеих сторон. Выровнять, или выложить на ровную поверхность, хочу поместить под стекло, как музейный экспонат, – ответил я и передал в его руки тубус. Потом договорились созвониться, не позже средины следующей недели и распрощались.
Около одиннадцати, в среду, позвонил реставратору.
– Картину смотрел, работы много. Консервация, это целый комплекс мероприятий. По телефону обсуждать не будем, надо встретиться. Сегодня после обеда у нас мероприятия, а завтра жду, – на этом, наш разговор закончился. Из него я понял, что кроме работ, завтра надо будет согласовать и остальные вопросы...
   Думал, что разговор с реставратором, будет более трудным. Но эти опасения не оправдались. Утром 19 мая, при встрече, он мне толково объяснил перечень необходимых работ, которые, по его мнению, надо сделать.
– Картину сверху, для укрепления краски, смягчения холста, надо сначала покрыть специальным составом на основе мёда, осетрового жира и других составляющих. Сверху покрыть специальным, польским покрытием, а через время его снять. Удалить грязь и копоть специальным составом. Проверить картину на наличие авторских подписей, в жизни бывает всякое... Потом, подвести под картину новую основу и приклеить специальным клеем. Новый холст не даст картине рваться, при её натяжке на раму. Порванные места склеятся в стык, будет почти незаметно. Снизу уберу все старые заплаты, а то будут бугры. Далее есть два варианта – поместить укреплённый холст в рамку под стекло, это как говориться музейный вариант, или продолжить реставрацию до товарного вида. Например, вот как эта, – и Владимир показал обновленную, написанную маслом картину. Работа реставратора понравилась, но я хотел, что бы вид картины не очень отличался от первоначального. Укрепить, законсервировать, очистить от грязи, а дыры и осыпавшаяся краска должны подтверждать, что ей более 100 лет и она прошла Крым, Рим и...  Договорились о работе по первому варианту и согласовали остальные вопросы. Работу обещал начать недели через две, когда вернётся из Польши. На этом наши переговоры закончились.
   Не прошло и месяца, как позвонил реставратор. Через два часа, я рассматривал его работу. Даже не ожидал, что картина примет такой вид. Достаточно яркие цвета всё подклеено и закреплено на холсте. Краска не осыпается. Мне понравилось, но за всё надо платить... Ещё через час, занёс картину в галерею, на площади Ленина. Договорился насчёт рамы. Ольга неназойливо посоветовала, как сделать лучше. Работу пообещала закончить за неделю.
Во второй половине дня позвонила Ольга, из мастерской. – Работа готова, можно забирать.
   К концу дня я держал в руках свою картину и репродукцию наброска Зичи, в рамах. Получилось лучше, чем ожидал. Настоящий музейный экспонат. У меня даже появились мысль, сделать выставку, пусть посмотрят люди. Наверное, ученикам художественного училища будет интересно посмотреть набросок, картину, копию. Эскиз и копия у меня есть, осталось найти картину...
     В этом году Полтава встретила меня дождями. Они периодически лили все две недели, пока был там. Но это не помешало посетить Полтавский художественный музей (галерею искусств), встретиться и поговорить с одним из лучших специалистов, заместителем директора по научной работе, Светланой Бочаровой. Меня интересовало два вопроса:
• Если найденную мной копию нарисовал полтавский художник, то кто это мог сделать?
• Где может находиться картина Зичи, с которой сделали найденную копию?
 
    Со Светланой Бочаровой я встречался два раза. Рассказал о своих поисках и попросил рассказать мне о полтавских художниках периода с 1870 по 1910 годы. Высказав свои сомнения, о полтавском происхождении картины, она всё же оставила несколько процентов на эту версию. Потом, задав мне вопросы о грунте и толщине масляной краски на картине она несколько минут рассматривала фотографию и на удивление уверенно назвала фамилию художника – Василий Алексеевич Волков.

                Общедоступная информация
   Волков Василий Алексеевич (1840-1907) - художник-передвижник. Родился 21 марта 1840 года в С. Петербурге, учился в Академии искусств (1858-1863). По окончании академии в 1868 г. переехал в Полтаву, где преподавал рисование в Петровском кадетском корпусе (1875-1907 гг.) и в Институте благородных девиц (с 1875 г.), имел собственную художественную студию. Работал в разных жанрах — портретном, бытовом, историческом. Известны портреты Е.Прайс, царя Александра ІІ, коллег-передвижников Н. Ярошенко и Леонида Позена. Автор гоголианы - «Гоголь слушает лирника» (три варианта в 1882 г., в 1892 г., в 1902 г.), «Гоголь в Васильевке» (в 1902 г.). Автор картин: «Украинец», «Няня», «Околицы Полтавы» и др.

 – Если предположить, что картину рисовал полтавский художник, то это мог сделать Волков. Годы написания подходят. Писал он гладким маслом. Был прекрасным копиистом. Картины подписывал не всегда. Большая их часть была продана, нужны были деньги. Вот посмотрите, его картина, – сказала она и пододвинула мне каталог с цветными картинами.
  По второму вопросу, о месте нахождения картины Зичи, она советовала искать в каталогах Эрмитажа или других музеях, например в Венгрии. Кроме этого высказала предположение, что возможно картина утрачена, раз не могу её найти, а специалисты не могут подсказать её местонахождение…
    
      Прошло несколько месяцев. Получил от племянника из Полтавы, электронный адрес директора антикварного салона «Эпоха». Думал, Витюша забыл, но ошибся. За это ему большое спасибо. В отпуске, пытался посетить этот антикварный салон, надеялся получить консультацию, но он всё время был закрыт. Возможно, директор салона сталкивался с картинами такого сюжета. Ведь если рисовали ученики Волкова В.А., то может, были и другие картины? Вечером подготовил и отправил запрос:

    «Уважаемый Олег Михайлович! Вопросы, которые хотел Вам задать:
Возможно, Вы встречали аналогичные картины? Ведь если предположить, что рисовали в Полтаве, то возможно было сделано несколько копий, для продажи. Возможно, Вы подскажите, где можно искать саму картину Зичи, с которой сделали эту копию»...

   В начале октября мы с женой вернулись из санатория «Пралеска». Проверяя свой электронный ящик был удивлён – пришёл ответ от Олега Михайловича Богдан:

   «По поводу атрибуции картины "Тамара и Демон" я обратился к экс-директору Полтавского художественного музея Скалацкому Киму Григорьевичу. Вот его ответ: 
Ваша картина написана с дореволюционной открытки или иллюстрации к лермонтовскому "Демону". Подобной картины Зичи не писал. Его иллюстрации к "Демону" выполнены акварелью. Этой акварели в собраниях - музейных - бывшего СССР нет. Сохранилась ли она, я не знаю. Обратитесь с этим вопросом в музей Михая Зичи - г. Зала, Венгрия».
 
      Внимательно прочитав и осмыслив написанное, пришёл к заключению – моя двухлетняя работа может являться подтверждением того, что такой картины Зичи нет. Возможно она была (о чём есть ссылки в трудах некоторых специалистов), но в послевоенный период ее следов нет.  Есть его набросок. Есть гравюра Симмонса. Есть открытки с таким сюжетом, а картины нет. Но, наверное, это может подтвердить только специалист по творчеству Зичи. Информация может находиться в музее Михая Зичи, город Зала, Венгрия, куда и советуют мне обратиться. Надо попытаться найти электронный адрес или телефон этого музея и проверить эту версию. А может лучше съездить туда в турпоездку?

   Поиски решил продолжить…

Продолжение в части 4 


Рецензии