Генерал

   Как-то в деревне Корнейха, когда я был совсем, совсем маленький. отец с моей бабушкой Анной Дмитриевной подвели меня к фотографиям на стене. Папа сказал: " Мама, расскажи Вовке о его дедушке, а то он интересуется, спрашивает у меня, а я не знаю, что рассказать - я ж его не знал. " Бабушка тогда поведала: " Лихой был - смотри на фотографии - вот он на стене с другом своим сфотографировался - друг - кавалер ордена Георгия. Стал бы герой фотографироваться с кем попало? Это значит и дед твой - тоже не из робкого десятка! Помню песню пел, принёс с войны, ... как-то там:
Четвёртые сутки пылает станица
Потеет ( по-мужитски, говорил), потеет дождями Донская земля, там воевали...
И потом как-то громко:
Не падайте духом порутчик Голицин!
Корнет Оболенский надеть ордена!
Говорил - они с друзьями ту песню сочинили... И пели...
   Убили его..." и... сказала кто.
   Я стоял и слушал... А бабушка:
   - Отомстить бы! Никто не берётся - ни папа, ни Яша, ни Володька, ни Саша.. А надо бы отомстить! Хороший был твой дед, Фёдором звали,... лихой, бравый..., а люди в деревне за его подвиги на войне, да за высший чин, солдатский -  нарекли его Генералом - пришёл с войны, с германцем воевал, пришёл в высшем солдатском чине, люди говорили: " Да ты, прям Генерал". Ходил в атаки - открыто, под барабанный бой, глядел смерти в глаза, не прятался. Там - не убили, а дома - не немцы, а русские убили. Отомстить бы. Да ты ещё мал. Подрасти надо.
   Но, уже в то время я был воспитан отцом, которого, я так понимаю, воспитывала вся деревня в духе прощения, я был воспитан так, что никогда не буду мстить - месть - плохое чувство. Если будешь мстить - зло никогда не кончится. В деревне не хотели, что бы случались пожары. Огонь мог навредить и хорошим людям. Да и кому мстить? Детям? Внукам тех убийц? Учили, что бог сам накажет злодеев. В деревне месть могла привести к общей беде, боялись пожара... Дома у всех рядом...
   Помню как в проулке у дома деда Фёдора и дома Мочалинки, я был тогда сопливым пацаном лет до семи, стоит дедушка Вася Мельников как на погосте возле церквы, а он стоит у палисадника и поёт свою "Херувиму", а дед Мочалинки обхватил столбик у своего крыльца, снял по-военному свой кепарик - стоит и смиренно, вожделенно слушает молитву...   Картина из детства! Которую я помню на протяжении всей жизни. И почему-то мне кажется, что сия церемония предназначалась в память об убиенном дедушке Фёдоре - мне кто-то об этом даже сказал - не бабушка ли? - Литургия по убиенному деду Фёдору.
   Повзрослев, в память о дедушке, написал стихотворение - использовал материал, накопленный моими родными и другими деревенскими людьми :

 "Деду Фёдору. История расстрела."

За Фёдором приехала телега...
В неё запряжен был недобрый конь...
Земля уже оправилась от снега,
А землю ту уж лучше ты не тронь.

В деревне зрела революция в исскустве:
Одни хотели клуб построить и создать,
Но  если все в часовню ходят с чувством,
Как в этот клуб людей тогда загнать?

"Сломать часовню" - так решила "тройка"...
А Фёдор охранял часовню ту...
Солдатский высший чин - подумай только...
Пришёл с войны и ждал, он ждал свою весну.

Да, - зауряд и прапорщик   всё вместе,
Принёс трофеи: сабля и мунштук, часы
Карманные и надпись на немецком,
И лихо вверх закручены усы.

Цепочка серебром переливалась,
Он гордо их с кармана доставал,
И фотография на стенке оставалась,
Где с кавалером ордена Георгия фотограф с другом их заснял.

Так вот ... за Фёдором приехала телега,
А в ней недобрые совсем и не его дружки,
С кем дрались с детства даже из-за снега...
Такие на деревне мужики.

Позвали: Ты в колхоз вступать не хочешь,
Как мы хотим туда вступать
И мы решили: Хочешь иль не хочешь,
Но мы решили - расстрелять.

Возьмём тебя, семью твою не тронем,
Простись, дадим, с твоей большой семьёй
И захвати-ка саблю и часы - напоминают всем о царском троне...
Трофеи будут наши, дорогой.

Прощался Фёдор и с детьми, и с Анной:
- Я саблю спрятал, ты возьми часы,
Мальцу отдашь... и мне казалось странным,
Ну, почему без крышки были те часы?

А было так: он отломал ту крышку,
Зажал её, как надо, в кулаке,
И показал её, а саблю, мол, парнишки,
Я утопил давно уже в реке.

Детишки, мол, давно уж подрастают
И как бы, вдруг, мол, не было беды -
Возьмут и дров, мол, наломают
Из-за такой вот глупой ерунды.

Ушла телега в сторону Сонкова,
Свернув в Осинки - маленький лесок,
Там можно расстрелять любого -
Легко нажать от страха на курок.

До этого семью там расстреляли,
Матрёна помню рассказала.
Никто не знал, но люди говорили.
Людская память так предполагала.

Могилу той семье, копать умел тот Фёдор,
Красиво сделал, выкопал себе...
Курил, держался даже храбро, бодро...
И те могилы показали внуку - мне.

Часовню ту, как водится, сломали,
Вкопали столб, повесили железа рельс...
И били в колокол, что б люди знали:
Когда пожар случится, беги, туши и не жалей сердец.

Ушли те часики, но я узнал всю правду.
История дала свою раскрутку.
Ушли те часики, и понимая правду,
Бывает думаю совсем уж не на шутку:

У Человека честь подобна офицерской...
Дерись-дерись, но знай и в этом меру:
Ты за исскусство, он же дерзко:
Царя, Отечество, и Веру.

Пересекаются дороги и дорожки...
Кто с орденами, у кого нет, даже, брошки...
Но средь Тверской Корнеевской земли...
Ты вези меня , вези меня телега...
Ты вези, меня, пожалуйста, вези.

   Внучка деда Васи Мельникова, моя троюродная сестра Лена Мельникова ,совсем недавно, рассказала, что её дед пел какую-то песню с таким началом: "В углу лампада теплится..."  А я , не зная об этой песне ничего, взял, да и сочинил продолжение: вспомнил как другая моя бабушка Анна Ивановна Савина подливала в лампаду маслица... Получилась такая песня:

В углу лампада теплится, Чуть светит на оклад.
С иконы смотрит девица - У святости свой лад.

Добавь в лампаду маслица И свет прольётся в ночь,
Фитиль огнём охватится - Желает бог помочь...

Прости, ты боже, грешного - Наставь на светлый путь
Нездешнего и здешнего Душою отдохнуть...

Наставь на Веру в истину И прогони беду...
Во истину и искренне Я душу берегу!

В углу лампада теплится, Чуть светит на оклад.
С иконы смотрит девица - У святости свой лад.

Добавь в лампаду маслица И свет прольётся в ночь,
Фитиль огнём охватится - Желает бог помочь...

   Удивительные русские слова, строки, темы... путешествуют по головам дедов, детей, внуков... - В память о достойных людях, о ком слагаются душой наполненные произведения.

   Генерал...

  А про мою бабушку по отцовской линии могу рассказать такую историю:
  - Куда ходила то, Анна?
  - Да в другую деревню, на крестьбины...
  - А кто родился то?
  -Да, паренёк Иванушка...
   На самом деле родилась девочка.
  А чем Вас потчевали?
  - Да водочкой, а кто водочку не пьёт, тому одеколону налили...
   Лимонаду значит...

   Трудно ей было без мужа - Генерала - поднимать маленьких детей - моему отцу было всего 6 месяцев, когда она овдовела... Люди говорили:"Хоть бы малец бы помер - развязал Анну..." Случилось так, что все выросли...


Рецензии