Про воспитание

                Про воспитание


                Можно ли назвать мысли бредовыми, если они бродят сами по себе и временами посещают нашу голову?
                Если тебя кто-то сильно огорчил, то надо-ли срочно наливать стакан и орать «горько»? Или, сначала, всё же выпить?
                Вместо эпиграфа. Риторические вопросы.


                Воспитание. Это просто, или нет?

        В кругах профессионалов бытует мнение, что люди совсем оборзели, дескать, имеют наглость на собственное суждение о вещах, в которых ни разу не образованы: в медицине, политике, вопросах воспитания и педагогики, и, даже подумать страшно, в компьютерной технике. Дескать, дилетанты лезут не в своё дело. Врач лучше знает, здоров пациент, или жутко болен, и чем лечить. Тем более, болезный и по латыни не понимает, и халата, в отличие от медработника, он не имеет. Высокая политика не для вас, и, к тому же, это дело грязное, а мы заботимся о чистоте рядов электората. И не чёсаный от рождения компьютерный гуру, с затуманенным взором от действия апгрейдов, того же мнения: ламеру никогда не стать приличным юзером. Мы простые юзеры, клиенты, пациенты - это не нашего ума дело, и вообще, наше место у параши. Мы электорат, "поляна" для зарабатывания "бабок".

               Что делать, что делать! Что остаётся делать простому пользователю сторонних услуг, если профессионалы ленятся профессионально делать свою работу, или имеют навыки на уровне тех же дилетантов. Надо брать дело в свои руки, благо образование, эрудиция и доступ к необходимой информации имеют место быть. Не боги горшки обжигают. Как говорила моя матушка: «как ручки сделают – так жопка сносит». Нам не привыкать делать работу за себя и за того парня, особенно когда прижмёт. Опять же, выручает русская смекалка и авось.

Однако, не всё так просто. Особенно остро и противоречиво обстоят дела в такой деликатной сфере деятельности – как воспитание детей. Хотим мы этого, или не хотим, но в процесс воспитания молодого «пополнения» мы вовлечены все, всё население Земли. Все, всех и всегда воспитывают. Поскольку люди живут в сообществе, и выработали определенные правила и нормы общежития, а также этики и морали, то они просто обязаны в меру сил и таланта помогать своим детям стать полноправными участниками человеческого социума. Кстати, животные и птицы заняты тем же, то есть воспитанием. Учат потомству выживанию, как не стать "белой вороной", чтобы свои же не заклевали.

       Тут необходимо сделать некоторое уточнение. Поскольку процессом воспитания мы занимаемся регулярно, так сказать, на постоянной основе – мы все профессионалы. А с другой стороны, абсолютное большинство не имеет специальной подготовки и соответствующего удостоверения (диплома, лицензии и т.п.) – следовательно, мы дилетанты. Вот, с точки зрения дилетанта я и постараюсь описать это непростое действо.

       Меня, как профессионального дилетанта, «гондурасит» такой вопрос: - «а что, академическая педагогика всегда, во всём и во всех случаях абсолютно безупречна»? Не уверен, ибо сколько людей – столько и мнений, значит и методик не одна. Что в одном людском сообществе принято считать правильным и безупречным, то в другом может быть абсолютно неприемлемым. Нет универсальной методики воспитания детей и внуков. Сам процесс воспитания можно без преувеличения приравнять к искусству. Это практически индивидуальный и штучный продукт, в котором элементы творчества и импровизации, полагаю, не будут лишними.

       А вдруг, да и найдётся некий отважный чудак, что задумает создать универсальный трактат по этой животрепещущей теме? Скажет: «А запросто, я рассмотрю все возможные житейские ситуации, все психотипы участников процесса воспитания, учту материальное положение и социальный статус, применю весь спектр и меру воздействий для каждого конкретного случая и для каждого возраста. Я учту в своих рекомендациях действие юридических законов с применением норм морали и этики, а также все виды наказаний и поощрений. Это будет сборник педагогических советов для всех и на все случаи жизни. Это будет работать на 100%! Для удобства быстрого нахождения подходящего совета я создам даже удобную поисковую систему».

       Это реально сделать? А, то! Правда, для этого понадобится много времени: - целая жизнь. Может и не хватить. За это время изменятся законы, условия и образ жизни людей, изменимся все мы. Значит, потребуется вносить коррективы. Не буду брать во внимание размеры фолианта, способ сопровождения (т.е. коррекцию методики применительно к реальному законодательству и текущему времени) и прочую мелочевку. Замечу только, что сей фундаментальный труд будет сильно смахивать на Инструкцию, или Устав Караульной Службы. Он будет неинтересен, пропадёт элемент творчества, а все усилия на создание такого Труда пойдут прахом.
 
      Представим себе лес, и в нём произрастают деревья разного возраста, в том числе и молодая поросль. Участки этого леса могут располагаться в разных климатических зонах. Есть участки, что продуваются всеми ветрами. Ландшафт и почва различаются: - одни деревья растут на каменистом крутом склоне, другие на равнинных и плодородных землях, а третьи вообще в болоте. Понятно, что природные условия оказывают очень сильное влияние на развитие кроны, ствола и корневой системы дерева.

Например:
- молодой росток, что растёт в самой гуще леса. Ему не хватает питания и солнечного света. Он вырастет с хилой кроной, худосочным больным стволом, и будет ни на что не пригоден;
- на каменистом склоне деревцу не хватает влаги и питания, его ствол и ветви ветер причудливо изгибает, а корни буквально вгрызаются в малейшие щели между камнями;
- деревце на болоте также будет страдать, но уже от переизбытка влаги;
- а вот одинокое дерево, что выросло на поляне или в поле. У него короткий и мощный ствол, густая крона на толстенных ветвях – его древесина не пригодна для строительства, но зато оно выгодно смотрится на фотографии или картине художника.

      Какими вырастут деревья, если вообще вырастут? Будут ли такие деревья украшением леса? Какие от них будут семена? Чтобы ствол дерева приобрёл товарный вид (был прямым, стройным, имел необходимую толщину) – недостаточно иметь только благоприятные условия для произрастания, необходимы ещё внешние воздействия. А именно, необходимо прореживать посадки, если деревьям слишком тесно, и подсаживать другие, если слишком свободно. Таким образом, соблюдая пропорцию между необходимостью и достаточностью, мы осуществляем внешнее воздействие на объекты воспитания. В нашем случае это деревья в лесу. Иными словами, мы создаём оптимальные условия для роста при минимальных ограничениях. То есть, если совсем просто, воспитание – есть создание условий, достаточных для развития объекта, и минимально необходимое внешнее воздействие на объект воспитания. Причём, избыточное воздействие, как и полное отсутствие воздействия одинаково плохо скажется на воспитуемом.

       В мире людей воспитательный процесс выглядит похоже, но только гораздо сложнее. Здесь, кроме физических условий (воздействия окружающей среды) на развитие ребёнка накладывается моральная, этическая и эмоциональная матрица. Почему матрица? Да потому, что имеет в своём арсенале великое множество векторов (направлений) воздействия на объект. От того, или иного воздействия (или бездействия) последствия могут быть непредсказуемы. Мало того, эти последствия могут проявиться не сразу, может через несколько лет, как мина замедленного действия. Вот поэтому я и утверждаю, что воспитание детей – дело чрезвычайно важное, серьёзное и ответственное. В конце концов, от этого напрямую зависит здоровье и благополучие самого общества: - здоровые будут плоды, или с гнильцой.

      Чаще всего в рассуждениях буду употреблять слова надо, необходимо, недостаточно – без этого никак.

      В народе бытует мнение, что вкладываться надо прежде всего в детей. Материально? Да, это необходимое, но недостаточное условие. Это немалые траты, но, зато, самые лёгкие. Главное – это помочь сформировать ребёнку его мировоззрение, его целостное видение мира, в котором он живёт. Основанием, фундаментом для этого будут моральные, нравственные и этические устои. Для этого надо поделиться: невозвратным временем, любовью, лаской, искренностью, добротой, знаниями, пожертвовать футболом или любимыми сериалами. Потом, когда ребёнок уже вырастет и станет взрослым, самостоятельным и независимым человеком, он будет вам надёжной опорой в вашей старости, никогда не предаст, отплатит вам заботой за вашу любовь, ваши бессонные ночи и немалые труды.

Когда начинать - спросите вы.

Сразу же после рождения. Рано? Ничуть.

      «Если не научился, когда был Ванечкой, то Иван Иванович не научится никогда!» Поздно будет. (народная мудрость)

      Мало того, с ребёнком надо разговаривать с того момента, когда он находится ещё в материнской утробе. Можно и не в слух, он и там всё слышит и понимает, его душа уже учится.

      Для справки: даже в грудном возрасте ребёнок в полсекунды распознаёт ложь и неискренность. Правда, потом, когда маленький человечек подрастает и начинает больше доверять внешним рецепторам – зрению, обонянию, вкусу, слуху и осязанию – можно слукавить, недосказать и даже обмануть. Вот только зачем?

      Вдаваться в подробности процесса воспитания детей, разрабатывать какую-либо методику - не буду, на это есть наука педагогика и яйцеголовые учёные мужи. Это их хлеб. Остановлюсь лишь на некоторых моментах, которые, на мой взгляд, считаю необходимыми. Но недостаточными. Воспитание - дело серьёзное, вдумчивое, творческое, без «перерыва на обед», «без выходных». А объект воспитания (воздействия) – это маленький человечек (можно сказать, заготовка) с чистой и нежной душой, легко ранимый, впечатлительный, доверчивый и благодарный. Требует особого внимания и деликатности. С отличной памятью. С детектором лжи. Ребёнок врать не умеет, он не знает, зачем лгать, ещё не научился этому. Но неискренность и неправду распознаёт на раз – два, сразу, на интуитивном уровне. Это надо помнить всегда.

       Ребёнок родился. Он, как маленький росток, осваивает и познаёт этот новый, огромный, непонятный, удивительный мир, что окружает его. Сначала «на глаз», «на ощупь», «на вкус», «на зуб». Потом оценивает, окружающее его пространство, предметы и людей, по принципу «свой – чужой», «друг или враг», затем проверяет всё на прочность, усваивает что «можно», а что – «нельзя». Он, как жёсткий диск компьютера, накапливает информацию об окружающем мире. Ребёнок ещё не говорит, он пока ещё только улыбается, плачет, или что-то там «гулькает» на своём языке. Очень важно! Всё это время с ребёнком надо разговаривать, петь песенки, объяснять происходящее, короче – беседовать, общаться. Мамы это понимают (может интуитивно), так и поступают. Но, вот папы не всегда снисходят до этого. Может таким способом желают упрочить свой авторитет? А зря. Это непростительная ошибка. Пивное пузо не есть авторитет. Нужно, чтобы ребёнок с детства запомнил руки отца не как инструмент для наказания, а как силу, надёжность и ласку.

       Детские болезни, бессонные ночи, постоянное напряжение, бытовые неурядицы – всё это «напрягает» физически, влияет на состояние психики родителей. В этот период необходимо поддерживать друг – друга, помогать друг – другу. Трудно? Да, трудно, бесспорно. Что делать? Терпеть, надо перетерпеть это время. И ни в коем случае, повторяю, никогда не срываться, не давать волю негативным эмоциям, особенно в присутствии этого маленького «живого записывающего устройства с долговременной памятью», ибо родительские ссоры могут повлиять на состояние психики малыша! И не только.

       Родители, берегите себя и психику друг – друга!

       Пришло замечательное время, когда у вашего ребёнка «прорезалась» речь, активно включился мыслительный процесс, лавиной посыпались вопросы: «как и почему?». Вопросы заданы, надо отвечать. Опять необходимо набраться терпения и «отвечать за базар», делиться с маленьким почемучкой знаниями и временем. Отвечать надо подробно, можно с привлечением книг, или других подручных средств. Но обязательно отвечать. Без отговорок на отсутствие времени, на усталость. Объяснять, что, как, отчего, почему и зачем. Что такое хорошо и что такое плохо. Лучше на объяснения потратить вечер сейчас, чем годы на переубеждение потом.
      Нет секрета в том, что дети лучше всего воспринимают и усваивают любые уроки в игровой форме, им необходимо постоянное движение, в их возрасте даже время течёт медленнее. Их день по насыщенности событиями и впечатлениями равен нашей неделе, поэтому усидеть на месте 15 минут и, при этом сохранять внимание – это уже подвиг.  Надо вспомнить своё розовое детство и побеситься вместе с ним (с ней), попутно рассказав какую-либо занимательную историю, сдобренную полезной информацией.
 
      И сказки, обязательно читать сказки, особенно русские – они добрее. Затем устроить обсуждение прочитанного сюжета и её героев: кто и что сделал плохо или, наоборот, молодец, хорошо поступил, что спас, освободил, помог. Вот как-то так, потихоньку, помаленьку формировать мировоззрение юного непоседы.

       Каким бы мы хотели видеть нашего ребёнка, вернее – каким мы хотим воспитать его, какие качества привить? Вероятно, он должен стать приличным человеком во всех отношениях, он будет иметь те качества, которые бы мы хотели видеть у себя, но как-то не обзавелись до сего момента. Иными словами, наш потомок должен стать лучше нас, иначе грош цена нашему воспитанию. Кто бы что ни говорил, но я, к примеру, хотел бы быть лучше, чем я есть на самом деле. И я хочу, чтобы мои дети и внуки не повторяли те глупости и дурости, что были у меня, чтобы к их старости не было укоров со стороны собственной совести. Надо очень постараться и, ни коим образом не травмируя психику ребёнка, намертво закрепить в его сознании понятия о добре и зле, что есть правда, а что ложь, что такое хорошо и что такое плохо, в чём их отличие, и как устоять от соблазна поступить плохо, или поступиться своими принципами. Надо, чтобы он знал и не путал Добро с барахлом и баблом, что оно олицетворяет дела и поступки, и что добро может быть только бескорыстным и от чистого сердца. И что такое «чистое сердце». И что не пустые слова: Родина, Верность, Патриотизм, Мама, Любовь, Честь, Совесть. А также остальные базовые понятия и принципы, что должны стать атрибутами характера человека, который будет лучше нас с вами. Это уроки по обществоведению и социологии. А когда учить юное дарование другим фундаментальным наукам? Математике, физике, литературе, языкам, музыке, химии, живописи, этики? Когда начинать физическое воспитание? А, сразу после рождения, по крайней мере не позднее того моменты, когда наше любимое чадо начинает задавать вопросы и вразумительно и однозначно отвечать на поставленные.

       Скажете, рано? Ничуть не рано. Если ребёнок уже включил логику и начал разбираться в сложном мире человеческих взаимоотношений, научился без запинки отличать, «что такое хорошо» от «что такое плохо», то в самый раз освоить арифметику. В этом возрасте ребёнок впитывает в себя новые знания как губка. Но, не стоит на него вываливать сразу весь ворох знаний, коими владеют родители. Ребёнок ещё не привык работать с большими потоками информации, его усидчивости и внимания хватит максимум минут на 15 – 20. Он не «винчестер», не хранилище разного рода информации, он ещё должен определиться со степенью полезности и интереса полученных знаний, как-то их переварить, усвоить. А, посему, все эти учёные полезности следует сообщать дозировано, в игровой форме, как великую тайну. «Повторение – мать ученья» - тоже лишними не будут. Со временем, много позже, наш вундеркинд сам определит: - какие из фундаментальных знаний ему ближе и интересней, в чём он более талантлив. Что касается физического воспитания и спорта, то, по крайней мере, физзарядка и гигиена тела должны быть обязательны и необходимы, как сон и чистка зубов, и должны состояться «при любой погоде», даже через «не хочу».

       Некто скажет: - нельзя, дескать, перегружать ребёнка занятиями, нельзя лишать его розового детства. Так вы не перегружайте, одаривайте его выжимками знаний без занудства, без излишнего энтузиазма, так сказать без фанатизма. Товарищи родители, вы же художники в деле воспитания своего любимого шедевра! Накладывайте «краски» на полотно не шпателем, а аккуратно наносите кисточкой. Смешивайте «краски» не абы как, а подбирайте на палитре, то есть, сначала в голове рисуйте сюжет, цветовую гамму, фон картины, передний план, задний план. И, не спешите, не торопитесь, пишите свою «картину» вдумчиво и усердно, ежедневно и без выходных.
 
       Ещё один законный вопрос. Зачем учить ребёнка наукам в столь юном возрасте, если в школе будут учить тому же и в большем объёме?  Отвечаю. Поступая так, мы формируем общее мировоззрение ребёнка, тренируем его мозг, память, восприимчивость к новой информации. В этом случае учёба в школе уже не будет шоком для психики, а станет как бы продолжением его детских игр, будет естественным продолжением предыдущих домашних занятий. Он уже научился учиться, познание нового стало потребностью. (При условии, что родители в порыве чрезмерного энтузиазма и нетерпения не отбили у ребёнка желание учиться. Тут, как говорится – лучше меньше, но лучше). Тогда учёба в школе будет даваться легко и просто. Ну, или почти так.

       Человек в этой жизни учится всегда и всему, от момента рождения и до конца дней своих. Это аксиома. Если кто-то требует доказательств, то у него пошло что-то не так, произошёл какой-то системный сбой.
 
       Именно в столь юном возрасте закладываются основы и фундамент морали и нравственности. Пусть ваше чадо ещё не полностью сформировавшаяся личность, но у него уже есть свой характер. Если поддаться лени и не вложить в сознание ребёнка основы поведения в обществе сейчас, то «улица» и «добрые дяди» быстро переучат ваше чадо на свой лад, на свой манер. Необходимо постараться привить устойчивость психики ребёнка, своего рода иммунитет на негативные внешние воздействия.

       Каким образом, по каким методикам осуществлять «прививки» от уличного и общественного негатива? Здесь нет, и не может быть общепринятых рецептов, иначе опять попадём в страну советов, где пытались из населения формировать строго выверенные винтики. Воздействовать надо не образом, но общением, делами, поступками, анализом ситуаций (что, как, зачем и почему), вязать узелки на память. Здесь, как у художника: - насколько хватит опыта, таланта и красок.

       С ребёнком надо беседовать, а не сюсюкать, беседовать как с равным (пусть маленьким, но равным). Не самому опускаться до уровня ребёнка (хотя, в играх, это будет правильно), но «подтягивать» его к уровню взрослого. Так у него повышается самооценка, развивается самостоятельность и ответственность. Все дети хотят поскорее вырасти и стать взрослыми. Мы, родители (и не только родители), всегда находимся у своих детей (и соседских – тоже) «на постоянном прицеле», под «увеличительным стеклом» их неослабного внимания. Они берут с нас пример, они нас копируют.

       Нужны ли в доме животные? Это вообще не вопрос. Именно в общении с животными (понятно, что домашними), дети учатся заботиться о ближних, нести ответственность за тех, кого они приручили. Интересно, родители таковыми считаются?

       Надо ли ребёнка наказывать? Надо. Но надо устроить как-то так, чтобы самым большим наказанием для мелкого шалуна стало ваше огорчение. Надо, прежде чем ругать, или применять санкции за разбитую любимую и дорогую вазу, вспомнить опять-же своё розовое детство и себя в нём. А как было у вас тогда? Ну, и внести коррективы в инцидент, что вполне естественно.

       Вот мы и попали в плен нашим детям. Непонятно, о чём это я? Постараюсь пояснить, ответить на главный секретный вопрос.

       Когда мы сами были ещё детьми, нас тоже воспитывали наши родители. Теми же самыми методами, как и их самих воспитывали. Так сказать, по образцу. Без применения научных методик и высокой педагогики. Но, с применением ремня. Категорично, просто, доходчиво. Особо непонятливым полагалась добавка «берёзовой каши». Короче, азы морали и этического воспитания внедрялись через заднее место. Хорошо это было, действенно? Вопрос конечно интересный, однозначно на него не ответишь. Всё зависело от частоты, силы и амплитуды авторитетного воздействующего аргумента. Иногда в порыве гнева, особо ретивый, нетерпеливый и уверенный в своей методике и правоте, родитель от усердия просто ломал психику ребёнка. Бывает и такое. Его самого учили так же, тем же, и по тому же месту. А так, да, - метод довольно действенный. Будет ли ребёнок благодарен родителям за такую науку, будет он уважать и любить своих родителей? Что-то я сильно сомневаюсь в положительном ответе. Это не наш метод.

       Любое формирование личности, по сути своей, есть насилие над этой личностью. Что мы делаем, когда хотим сформировать крону яблони? Правильно, гнём ветки под нужным углом и фиксируем в их в этом положении на необходимое и достаточное время, чтобы они запомнили это состояние. Тут, главное, не перегнуть палку, то есть ветку, не сломать её. Аналогично и с детьми. Тут должен работать главный принцип: - необходимость и достаточность. Представим себе автомобиль, у которого плохо закреплено колесо, или слишком сильно затянуты тормоза. В первом случае, колесо будет вихлять, тянуть в сторону канавы, может и вовсе отвалиться. Не доедем. Во втором случае машина и вовсе не сдвинется с места. Опять же, не доедем. Это по поводу прилагаемых усилий воздействия на объект воспитания. Поговорка «лучше пере-бдеть, чем не до-бдеть» в данном случае неверна. Необходимы деликатность и умеренность усилий педагогических воздействий. Мы же не хотим вырастить зажатых и без-инициативных людей, так же, как и не управляемых, без всяких тормозов!

       По поводу налагаемых ограничений. Представим себе зимнюю дорогу в степи, которую переметает снежная пурга. Не видно ни дороги, ни направления. Остались видны только вешки, воткнутые по краям дороги ещё осенью. Вот это и есть наши ограничители и спасители. Это мы, взрослые, должны своевременно расставить спасительные вешки на дороге жизни, чтобы наши дети не сбились с пути. А дорога эта однонаправленная, только вперёд. Нельзя на ней развернуться, проехать назад, и попробовать снова повторить неудавшуюся попытку. Какие вешки? Разные: из набора морали, нравственности и этики. Надо только не забывать, что все эти дорожные указатели (вешки, они же ограничения и предостережения) вы выставляете не для себя, это уже не ваша дорога жизни, она для другого человечка. Дорога, под названием СУДЬБА, у всех своя. Наша задача – в процессе воспитания расставить дорожные вешки (приоритеты), научить видеть дорогу, различать всякие заманихи, - а идти по ней они будут сами. Пусть молодые покорители Вселенной делают свои ошибки и учатся на своих ошибках, а не на наших.
 
       Главное, чтобы каждый человек на своей дороге, даже в житейских сумерках и в непростой ситуации, четко различал эти знаки правил движения на уровне подсознания и руководствовался ими без раздумий. У каждого водителя своя, присущая только ему, манера езды. Она зависит от склада характера, темперамента, порядочности, законопослушности и воспитанности. Можем ли мы помочь молодому и азартному водителю? Можем, но в очень малой степени. Все дорожные знаки, что мы «вдалбливали» ему в подсознание почти что с молоком матери, молодой водитель знает (а если не знает, или путается в них, то это уже наша воспитательская вина), а новых знаков в перечне правил нет. Переделать водителя? – это вряд ли. Народная мудрость говорит, что воспитание ребёнка возможно, пока он лежит поперёк кровати. Тут, кто на поезд не успел – тот опоздал. Наставить дополнительные дорожные знаки и ограничения? Когда этих знаков будет слишком много – водитель перестанет их замечать, что тоже плохо. Пожалуй, единственное, чем мы сможем помочь воспитаннику в сложной дорожной ситуации – это подставить своё плечо, поддержать морально и материально.

       Ах, если бы молодость знала! Эх, если бы старость могла!

       На мой взгляд, основными элементами воспитания молодого поколения, продолжателей нашего рода, должны быть: любовь (её никогда много не бывает), терпение, уважение чувства собственного достоинства ребёнка (а как же, у каждого это чувство должно быть!), честность, искренность, справедливость и доброта. Без этого – никак. И, наконец, вот оно, самое главное, самый главный секрет. Родители должны быть достойны своих детей!

        Опять непонятно? Для особо одарённых, объясняю на пальцах. Все дети в юном возрасте боготворят своих родителей, они хотят во всём походить на своих кумиров. В их чистом мышлении, ещё не испорченном общественным воспитанием, родители выглядят лучше, чем они есть на самом деле. Их мама самая красивая, а папа самый сильный и умный. И вот, чтобы не разочаровать ожидания маленького провокатора, надо приложить неслабые усилия для модернизации своей собственной личности. Иными словами, занимаясь воспитанием своего любимого чада, надо хорошенько поработать и над собой в плане совершенства. Мы воспитываем своих детей, а они воспитывают нас! Это главный секрет, сначала нас воспитывают наши родители, дедушки, бабушки, а потом – наши дети и внуки. Получается саморегулирующаяся система с положительной обратной связью.

       Всё, что мы делаем, любой наш поступок, имеет свой след, свой отпечаток. Причём, все хорошие дела и поступки в памяти нашей долго не живут, забываются. Это – естественно, это нравится нашему естеству, приносит удовлетворение: всё равно, что погладить по шерстке. И, наоборот, всё, что нами сделано против совести – будет вспоминаться даже по прошествии тридцати лет, если не всю жизнь. (ибо это противоестественно, действо было совершено против нашего естества, так делать не следовало.) Это всё равно, что погладить против шерсти.

        Что-то мне подсказывает, что мы не используем возможности энергий высшего порядка. Они не видны, не слышны, не осязаемы. Мы о них ничего не знаем, но они есть и проявляются опосредованно через понятия не материального плана: совесть, интуиция, ясновидение, замедление или ускорение течения времени, уплотнение или разрежение плотности материи, изменение гравитации. Бывают случаи, когда некоторые люди используют эти возможности, не понимая физики явления. Загадка для всех.

       Приведу такой пример. Мы учим детей не выпрашивать, не канючить, не жаловаться на судьбу и, наоборот, мечтать, ставить перед собой задачи, стараться их достичь, выполнить, то есть приложить определённые усилия. И это правильно. Самое интересное в том, что, когда чего-то очень хочешь, о чём мечтаешь, то оно исполняется, как-бы, само собой. И без особых усилий.
 
               По этому поводу есть такой анекдот. Один мужичок взывает к Богу: «Боже, я такой бедный, всегда денег не хватает, женщины обходят стороной, ничего в жизни не получается. Помоги, подкинь деньжат!». На это Бог ему отвечает: «Хорошо, я тебе помогу. Но и ты сделай для себя хоть что-нибудь. Купи хотя бы лотерейный билет!»

       Так, в трудах и заботах проходит несколько напряженных лет. Наша «гордость и надежда всего человечества» подросла, уже умеет отстаивать своё мнение и проявлять характер. Что дальше?

       Дальше пальму первенства воспитания у нас перехватывают улица, школа, кино, телевидение, общество (социум). Наши дети считают себя уже достаточно взрослыми, и болезненно реагируют на любые наши воспитательные идеи. Да, лет в 13, 14, 15 наши дети переживают гормональный всплеск, они уже не совсем дети, вернее уже не те, что были раньше. Хотя, для нас они остаются нашими детьми ещё долгие годы, даже когда сами становятся папами и мамами. В этом возрасте им становятся тесны те границы от «можно» до «нельзя», те, что мы им отмерили. В этом возрасте наши подростки считают, что они уже всё, или почти всё, познали и освоили, что они умней и прогрессивней своих «замшелых» предков. Они, наша плоть и кровь, наше отражение и наше продолжение, проверяют на прочность границы дозволенного, делают ошибки и глупости, аналогичные тем, что делали мы в своё время. Всё повторяется на новом временном витке спирали развития. Правда, есть одно отличие: - мир стал жёстче, злее, бесцеремоннее и беспощаднее. Если же у нас с нашими детьми сохранился дружественный контакт и доверительные отношения, то мы можем вполне мирно, то есть не конфликтно, обсудить некоторые щекотливые ситуации. Но, принимать родительские советы и рекомендации к исполнению, или поступать по-своему, то решать им самим. Насколько хорошо мы растолковали и донесли до сознания своих отпрысков понятия правды, совести, добра, справедливости, любви, чести и верности, насколько крепко привили моральные и этические нормы, и насколько мы сами были с ними честны, бескорыстны и своим поведением являли пример для них – настолько стойкими и достойными своей страны окажутся наши дети.

       Мир станет чуточку лучше.

       Если это не так, если для наших детей или внуков мы не являем собой авторитет, значит это наша недоработка, наш просчёт. Может мы потратили своё время не на общение и воспитание детишек, а на зарабатывание денег, на обеспечение безбедной и беззаботной жизни своих отпрысков. Дети – эгоисты от природы, а мы своим бездействием ещё усугубили этот недостаток. Шкала человеческих ценностей, добра и справедливости у нашего «недосмотренного» и не-до-воспитанного молодого и, почти взрослого, человека оказалась сдвинута в сторону безрассудства, порока, греха и безответственности. Навсегда, или до лучших времён, когда придёт осознание и отрезвление, переоценка жизненных позиций – судить не берусь, может и не придёт, или придёт, но слишком поздно, когда уже бесполезно что-либо исправлять. Всегда хочется надеяться на лучшее, ибо надежда умирает последней.

       Сколько для этого понадобится затратить времени и сил? Ровно столько, сколько у нас есть. И, сверх того, ещё столько – сколько надо.
 
       Теперь рассмотрим результаты родительских усилий и трудов на примере гипотетического дерева, что выросло, во что превратилось ваше любимое чадо.

       Вот оно, высокое, стройное с богатой кроной и мощными корнями. Ствол дерева прямой, крепкий и здоровый. С хорошей генетикой и не ущербной наследственностью. Это сказалось правильное питание. Занятия спортом тоже пошли на пользу. Замечательно.

               Вот крона, что радует глаз. Она пропорциональна стволу, в меру пышная и густая. Такая крона защитит от ненастья тех, кто внизу, кто нуждается в этом. Границы кроны – это границы свободы нашего любимца. Свобода – она конечна. Свобода каждого индивидуума заканчивается там, где начинается свобода других. Тут всё в порядке.
 
               А вот и ветви нашего дерева. Они прочные, их много, на них что-то написано. Читаем: честность, искренность, ответственность, упорство, трудолюбие, доброта, обязательность, отзывчивость, бескорыстие, великодушие, умеренность, нравственность, коммуникабельность, инициативность, самокритичность, аккуратность, чувство собственного достоинства. Есть ещё ветви с надписями, не все хорошо видны.
 
               Ага, вот встречаются сучки от засохших веток. И что написано на них? А написано вот что: эгоизм, леность, разгильдяйство, пассивность, безответственность, безволие, грубость, жадность, лживость, лицемерие. Понятно, эти засохшие ветка, вернее, то, что от них осталось, это всё прошлые болезни и пороки дерева. Наш саженец переболел этими болезнями, получил прививки, теперь ему ничего не угрожает.

               Осталась корневая система. Ого! Какие впечатляющие и мощные корни! Читаем, что написано на них: верность, почитание старших, уважительность, честь, патриотизм, смелость, оптимизм, любовь к родным, к Родине, любовь (не могу разобрать к кому, да это и не важно), гостеприимство, милосердие, щедрость, терпеливость и другие, всех не перечесть. С такими корнями никакая житейская буря не страшна!

       Вот такая идеальная картинка получилась. Красивая. Слишком красивая, чтобы быть реальностью. Жаль, что в жизни не всё так замечательно.

       Хорошие мысли, мне нравятся. Жаль, что пришли слишком поздно, мне уже не суждено теорию поверить практикой. Нас много чему учили, только не простым житейским вещам. Развивая высокие технологии и изобретая шедевры технической мысли, мы как-то забываем человека, то есть себя. По своему духовному развитию человечество «зависло» где-то в районе средних веков. Мне не понятно, почему всевозможные организации пытаются воспитывать и перевоспитывать на свой манер нас, взрослое население (что бесполезно в принципе), почему не преподают в школе основы педагогики, этики, морали – не готовят школьников к будущей взрослой жизни? Пусть не всем, но кому-то оно пойдёт на пользу. Стереометрией, сопроматом, астрономией и интегральными исчислениями тоже не все и не всегда пользуются, но иметь, хотя бы минимальные, знания и понятия по этим предметам необходимо! От избытка знаний ещё никто и никогда не умирал.

       Я твёрдо знаю одно: - чем меньше в обществе невоспитанных людей, тем меньше уровень энтропии в природе, тем больше порядка в мире и более предсказуемо будущее.

               Да, чуть не забыл, вишенку на тортик пристроить. Всё воспитание, да воспитание. А спросили у воспитуемого, нужна ли ему самому вся эта бодяга? Он, ведь, лицо заинтересованное, предмет и непосредственный участник воспитательских экзерсисов над им, любимым и неповторимым. Совершенно в точку, Ребёнок не программируемый робот, не новобранец в армии, не объект для внедрения в его голову устава строевой и караульной службы, или, к примеру, статей уголовного иди гражданского кодексов, не бессловесная скотина и не кролик для опытов. Он субъект этого действа, который обладает правом и голосом, может соглашаться с процедурой и методами, применяемыми к нему, или же заявить решительный протест.

                Для того, чтобы наша воспитательская лодка не разбилась о подводные камни, необходимо к этому делу пристроить и наш субъект, заинтересовать его в его же совершенствовании, чтобы он стал строителем своей судьбы. Как говорится: «посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Нужно, чтобы ребёнок ощущал себя непосредственным участником этой длительной и увлекательной ролевой игры (процесса), и делал это осознанно и зряче: контролировал себя, знал, что, зачем и почему. Знал, что работа над собой (самовоспитание) – это не разовая акция, а такая же обязательная и ежедневная процедура, как гигиена тела. В данном случае – гигиена собственной души. Именно этому мы должны научить и приучить ребёнка: ответственно подходить к чистоте его собственной души, научить его быть счастливым. Счастье – категория не материальная, а потому не зависит от изобилия материальных благ. Оно охотно посещает людей с чистой совестью, духовно здоровых с безмятежной душой. Вы чувство эйфории испытывали? Значит в тот момент были счастливы. Состояние это временное, ибо, в противном случае, он станет привычным, буднично-обычным, и перестанет быть таковым. Согласитесь, в смятенной душе нет места для счастья. Так ведь?

                Не нужно меня подозревать, что я призываю из детей делать святых. Дети сами не позволят этого сделать, да оно и невозможно. Святой – это товар штучный, редкий и невозможный для сотворения простыми смертными. Не надейтесь, талантов не хватит. Нельзя детей лишать детства, а людей – простых житейских радостей и любви. Пусть они живут и радуются жизни! «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся». Самые удачные изделия получаются, когда они делаются с улыбкой. В том числе и дети.

                Прежде, чем поставить окончательную точку в своих рассуждениях, хочу заметить один интересный момент, когда благое, казалось бы, дело приносит абсолютный вред. В общественной жизни усиливается тенденция накопления материальных средств (способ их добычи не имеет особого значения) с целью устроить красивую и обеспеченную жизнь детям и внукам. Безусловно, для начала самостоятельной жизнедеятельности выросшим детям нужен стартовый капитал. Помогать нужно, это обсуждению не подлежит. Однако, существует одно НО. Если вы, в процессе воспитания своего дитятки, не научили его самостоятельно зарабатывать и ценить трудовую копейку, и, наоборот, приучили его к мысли, что у него есть необходимые средства на всю оставшуюся жизнь, и можно не трудиться, то в таком случае вы поступили неосмотрительно. Вы подложили своему ребёнку большую свинью в виде мины замедленного действия. Объяснять не буду, каждый в состоянии сам понять в чём состоит угроза. Это справедливо и для случая, когда люди уходят, не оставив подробного и внятного завещания для своих детей и внуков. Велика вероятность конфликта в святом семействе. Не стоит после себя оставлять зло для своих близких. Иначе вас на том свете замучает икота. Оно вам надо?

      


Рецензии