Ти-ли-та. часть 4-я
Я возвращался домой из гостей в сопровождении бабы Горпины, родной сестры моей бабушки. У неё я и гостил. Горпина жила одна – оба сына погибли на фронте, муж умер давно; осталась одна «как пень» - по её же выражению. Со мной же ей было веселей. Мне тоже нравилось у неё – баловала меня баба Горпина. Время от времени она меня приводила домой, чтоб я увиделся с братом, родителями, бабушкой. Так было и в этот раз. Обычно шли мы через всё село, а уже к дому подходили огородами. В огороде мы и встретились с моей родной бабушкой Марикой.
– Костуню, а что я тебе хочу сказать! Твой друг приехал! Из Киева! – радостно сообщила мне новость бабушка. – Беги быстрей, он уж тебя там, наверное, ждёт – не дождётся.
Я побежал по тропе к дому. Во дворе увидел маму, которая мне так же радостно сообщила о приезде друга. Миня появился впервые после отъезда. Ясько несколько раз приезжал, но – один. Ни Шура, ни Миня - не появлялись.
– Иди, он на улице играет, я его только сейчас там видела, - с радостной улыбкой сказала мне мама. Я выскочил на улицу и, в самом деле, увидел друга. Он играл в мяч с девчонкой. Она стояла ко мне спиной, а Миня смотрел прямо на меня. Они бросали друг другу яркий, необычайной красоты, мяч. В калитке стояла Шура, худая, высокая, с папиросой в руке - такая непохожая на наших деревенских женщин. Она следила за игрой и время от времени давала Мине советы: как лучше ловить мяч.
Я понимал, что мне надо подойти к другу и поздороваться, потому что мы оба - уже не маленькие. Я так и сделал: подошёл к Мине, протянул ему руку и сказал: «Здоров!» Он пожал протянутую руку и тоже сказал: «Здоров!» Мы поздоровались, чисто, по - мужски. По - мужски, потому что бабушки, к примеру, у нас никогда не жали друг дружке руку, а просто при встрече говорили: «Цинь добрый». А отвечали им: «Дай Боже здоровья». А если же приветствовали словами: «Слава Богу!» - то надо было отвечать: «Вовеки слава!» Деды же приподымали над головой фуражку и говорили: «Доброго здоровья». При этом, некоторые просто кивали головой, а некоторые - кланялись. Женщины - просто говорили: «Добрый день», или «Добрый вечер». Мужчины – жали друг другу руки.
Я видел, что Миня за то время, что мы не виделись, сильно изменился. Это был, конечно, он, но какой-то другой. Слишком много было в нём для меня нового, незнакомого. Он подрос, и одет был по - городскому. Но даже дело было не в этом. Когда Шура ему советовала: как лучше поймать мяч, то он ей всегда в ответ объяснял - почему он ловит так, а не иначе. Вроде, и не спорил с ней, но, как бы отстаивал свою точку зрения. Для меня – всё это было очень странно и непривычно.
В самом деле, взрослая женщина с папиросой и шестилетний мальчишка - на полном серьёзе обсуждают, как надо бросать и ловить мяч! Я такого ещё не видел. Миня и разговаривал по – другому: не так как мы. Он Милю называл: тётей, а не – цёцей, как у нас было принято. И интонации у него были, какие - то другие, не знакомые. Шура называла его – Миша. И в самом деле, он сильно изменился, он стал другим – он перестал быть Миней, с которым я танцевал во дворе под музыку бабы Мотры.
Миша продолжил игру с девочкой. Он бросил ей мяч, но видимо, чересчур сильно, она не смогла его поймать, и мяч далеко укатился по улице. Я быстро догнал его, схватил в руки и, подбежав поближе, бросил Мише. Я стоял рядом с девочкой с поднятыми руками и ждал ответного броска. И он мне бросил мяч. Я поймал его очень лихо, не то, что девочка. Я это чувствовал, я был горд собой. Я опять бросил мяч Мише. Бросил аккуратно, не сильно, но точно - и он легко его поймал.
Я приготовился опять ловить, но Шура сказала, чтоб он бросал девочке. И мне показались слова Шуры очень странными. Ведь, любому понятно – девчонка ни за что не поймает мяч, так как я: одними ладошками, и тут же надо резко согнуться, быстро прижать мяч к животу и развернуться на одной ноге вокруг себя. Да никакая девчонка ничего этого сделать не сможет. И бросает она куда попало. Но Миша стал играть с девочкой, а я стоял рядом с ней с поднятыми руками, будто выпрашивал мяч. Подошла мама девочки. Они с Шурой стали разговаривать.
– Ваш - то в школу ходит? – спросила мама девочки.
– Да нет, ещё не ходит. Только на следующую осень пойдёт, в первый класс. Но он у нас уже все буквы знает
и считает до ста.
– Вот, какой молодец! – похвалила Мишу мама девочки.
Я не принимал участия в игре, и невольно слушал разговор двух женщин. Мне почему – то так захотелось сказать, что я тоже знаю все буквы, и что я даже читать умею. Когда к бабушке приходили в гости старухи, её подружки,то она мне говорила: "Костуню, я тут в магазин ходила, что – то такое купила и сама не пойму. Может ты, как - то разберёшься? Бабушка доставала из кухонного шкафа небольшой пакетик.
Подружки её: баба Гулянка, баба Сянька, баба Мотра, тоже, все очень хотели узнать: что же там в пакетике? Они рассматривали его – и никто не мог догадаться, что в нём? Что же, всё - таки, бабушка купила? Тогда я брал этот пакетик и читал: «Бо-дя-га.» И все старухи очень радовались, что, наконец – то, они выяснили: что в этом пакетике. Пройдёт немало лет и я узнаю, что баба Гулянка была грамотная, и её, даже, часто приглашали читать Псалтырь возле покойника. Но я всегда был простоват, всегда всё принимал за чистую монету и обмануть меня никакого труда не составляло. Бабушка Марика всё сокрушалась: "Как жить - то ты будешь?"
Я особо не гордился, своим умением читать. Никогда не хвастался. А здесь мне так, почему - то захотелось, чтоб "они об этом узнали", что я не выдержал и сказал: «А я тоже все буквы знаю. Я умею читать». Но меня никто не услышал, наверное, я очень тихо сказал, а может, не обратили внимания. Только девочка, которая стояла рядом, услышала. Она посмотрела на меня и ничего не сказала.
Научился я читать, когда Славик пошёл в первый класс. Я тогда жил ещё дома. Брату было семь лет, а мне – пять. Мама садилась с ним, и они учили буквы. Я вертелся рядом. Бывало, Славик не мог вспомнить букву, и я ему подсказывал. Славик нервничал, говорил, что я ему мешаю. Мама меня прогоняла. Я уходил, но через какое – то время, тихонько возвращался. Старался не мешать. И даже, если Славик оказывался в очередной раз в затруднительном положении - не мог вспомнить букву, то я терпел и не подсказывал.
Я боялся, что меня прогонят. И только, если мама спрашивала меня: какая - это буква? То я с радостью её называл. Я быстро выучил все буквы и самостоятельно принялся за чтение. Проблема была в том, что Славик уносил с собой букварь в школу. И если, даже приходил из школы, то он всё равно мне его не давал. Говорил, что я его испорчу. Мне приходилось учиться грамоте по детским книжкам. У нас было несколько таких книжонок - замызганных, где - то рваных, но с картинками и большими буквами.
Надо сказать, что в этом деле, освоении грамоты, мне помогала баба Марика. Она сама читать - то не умела, даже букв не знала, но мне помогала толково, хоть, может не совсем педагогично. Бабушка занималась своими делами, а я рядом с книжкой постигал чтение. Сидит, к примеру, бабушка в сенях прямо на полу, вытянув ноги, шелушит фасоль. Берёт она с ведра подсохший стручок, раскрывает его и, придерживая снизу скрюченным указательным пальцем - сверху - таким же скрюченным, большим - проводит по нему от хвостика до носика; и яркие красивые, какие - то новенькие фасолинки с весёлым звоном падают в решето. Я примостился рядом - грызу гранит науки. Короткие слова, такие как: «мама», «баба» – я одолел легко. А длинные - мне не давались. Я сидел, пыхтел и всё повторял: « о, г, о, р, о, д.» И опять повторял все буквы, но – слово не давалось. Бабушка сидит рядом, теребит свою фасоль - слушает мою науку. Наконец, она не выдерживает и изрекает: « Ты дурак, что ли? Да это же огород!» Я тут же соображаю, что – это и в самом деле – огород. Так мы с бабушкой и одолели чтение. И когда, наконец, ко мне попал букварь (первоклассники в школе его уже прошли), и Славик отдал его мне за ненадобностью, то я с лёгкостью, а главное, с большим удовольствием прочитал: мама мыла раму!
Игра Миши и девочки прервалась, потому что женщина попрощалась с Шурой и вместе с девочкой ушла.
Я этому обрадовался, и тут же принялся рассказывать Мише, как у бабы Горпины жгли на огороде кусты тёрна, и оттуда выползли четыре ёжика. Один большой и - три маленьких. Наверно – ежиха и трое ежат. У двух ежат иголочки были немного пригорелые. Но полностью рассказывать эту удивительную историю у меня не получилось - Шура позвала Мишу домой. Я хотел пойти с Мишей, мы всегда раньше ходили друг к другу, как к себе домой, но Шура мне не разрешила войти. Она сказала, что Миша будет отдыхать, а я буду ему мешать. Когда я пришёл домой мама с бабушкой сразу накинулись на меня с расспросами: как мы с Мишей встретились? О чём разговаривали? Во что играли? Я сказал, что играли мы в мяч.
- А почему ты так быстро пришёл? – удивилась мама. - Уже так быстро наигрались? Или Миша там ещё играет?
- Нет, он домой пошёл. –
- А ты, почему же к нему не пошёл? – спросила бабушка. – Вы же такие друзья были! Не разлей вода. А тут
пять минут увиделись, и разбежались. Вот тебе раз!
Я попытался объяснить... но не смог этого сделать. Всё что произошло, для меня было необъяснимо... И я ушёл из дома.
Я отправился в кусты к бабе Деркачихе. У неё за огородом, ближе к речке, были настоящие заросли ивы, бузины,
крапивы и вонючих лопухов. А возле кустов был глубокий ров, в котором, почти, всегда стояла вода. Там всегда было
сыро, даже в летнюю жару. Но главное - там водились улитки. Улитка - это вам не лягушка. Лягушку увидеть – раз
плюнуть. А вот - улитку – это дело не простое. Чтоб её увидеть, надо спрятаться в кустах и тихонько сказать:
- Маслюк, маслюк – выставь рожки, я дам сыра на пирОжки!
Дальше надо тихо сидеть и терпеливо ждать. Если долго не появляется, то можно ещё раз тихонечко повторить
заговор. Но, только – тихонечко, чтоб не напугать. И тогда улитка обязательно выползет, откуда – то из
кустов, и рогатая головка, смешная, будто сделанная из ржаного теста, появится из панциря.
Но, наверное, был не мой день. Сколько я не сидел, сколько не приговаривал – улитка не появилась. Я
поплёлся домой и по пути мне приходили в голову всякие невесёлые мысли.
Когда подошёл к дому, то увидел на улице Мишу, но – другого. Это был Миша - Сёна. Мой сосед – напротив.
Он был вообще, малявка – на два года младше меня. Его бабушка – толстая баба Зоська, повисла на воротах и
следила за внуком. У Мишони, так его все обычно звали, были кубики, из которых он пытался собрать корову.
Я ему моментом собрал эту несчастную корову. Мне было не очень интересно с ним играть, но я остался, и
всё посматривал – не появится ли из дома крёстного мой друг. И он появился в сопровождении Шуры. Они вышли
со двора и отправились по улице в противоположную от нас сторону.
- Во, уже пошли куда – то, - почему - то неприязненно и осуждающе произнесла баба Зоська.
– Миша, ты куда пошёл? – крикнул я ему вдогонку.
– Мы пошли к тёте Оле! – прокричал он мне в ответ.
Из дома выбежала с ведром Гальця, мать Мишони, она всегда – бегом. Гальця подошла к колодцу и, увидев
уходящих, Шуру и Мишу, весело произнесла: «О, куда - то пошли наши киевляне!»
- К тёте Оле пошли, – сказал я, почему – то на городской манер, как Миша.
- Миша маму пошёл проведать, - сказала Гальця, набирая из колодца воду.
В самом деле, они пошли в сторону, где жила Мишина мама – в самом конце нашей улицы. За её домом
начинались колхозные поля. И тут до меня дошло: ведь «тётей Олей» - он называет свою мать. Я то,
сначала этого не понял. Я думал: к какой – то тёте Оле пошли. А он маму тётей называет! Я отправился
домой и хотел поделиться этой удивительной новостью, но баба Горпина уже собиралась уходить, и мне надо
было определиться – идти мне с ней, или оставаться дома. Мама сказала, что я, конечно же, никуда не
пойду, потому, что приехал друг, и я буду с ним играть.
–Ну, так что ты решил, как сам ты хочешь, Костуню? – спросила бабушка.
– Пойду к бабе Горпине. – Неожиданно для всех, а может,и для себя, сказал я.
– Ну и хорошо. Он, всё равно, долго здесь будет - ещё увидитесь, ещё наиграетесь, - подвела черту
бабушка в нашем разговоре.
Надо сказать, что всё случившееся с Миней воспринималось моими родными, да и соседями в виде
совершенно необычной, волшебной истории. В самом деле:обыкновенный деревенский мальчишка,
которого мы так хорошо все знали, вдруг, уезжает из села в город, да не просто в город - в столицу. И
живёт там удивительной, неведомой для селян, жизнью - посещает театры, зоопарк, катается на трамвае и,
даже, на пони - моя мама рассказала, что пони - это маленькая лошадка. Моя мама учительница, она всё
знает.
Обо всем этом рассказывала баба Мотра, а ей рассказывала цёця Оля, которая часто ездила в Киев. Мы
слушали эти рассказы, и всё услышанное нам казалось сказкой. Я же, в глазах моей бабушки и мамы, был частью этой удивительной сказки, поскольку дружил когда - то с Миней. Потому и проявился со стороны моих родных такой необыкновенный интерес к Мишиному приезду, нашей с ним встрече. Но у Миши, после его отъезда в Киев, началась совершенно другая жизнь.И мальчишка в этой новой городской жизни никак не мог оставаться прежним Миней. Он изменился, он стал другим. Потому и получилась наша встреча - так, как получилась.
Я ушёл с бабой Горпиной. У меня там был очень хороший и верный друг Валик, был Володька, была Нинка -
такая же надёжная, как Валик. Да и с Лёником, я нередко играл, хотя один раз он меня сильно подвёл. Но в
детстве к этому относишься легко, обиды не держишь. Так что, обидная для меня история с приездом друга -
быстро забылись. Однако же, вспомнить о друге Мине, мне пришлось через какое – то время, при очень
необычных обстоятельствах.
Свидетельство о публикации №219011501754