Химия жизни

В квартире раздался звонок и мальчишка, лет девяти оторвавшись от чтения книги, направился к входной двери. В дверях стояла его мама с двумя кирпичами в руках  .
-   К нам в гости придет бабушка – ответила мама  на  вопрошающий взгляд ее молодого отпрыска   – будем готовить сандал.
Упоминанию "Сандал" Алишер не удивился. Он бывал неоднократно в гостях у бабушки и  знал что представляет собой    это сооружение, широко используемое в узбекских домах в зимний период.  Разгоревшиеся угли засыпаются в углубление в земляном полу. Над углублением, заполненном горящим углем ставится   низенький   столик, который в свою очередь, накрывается большим ватным стеганым  одеялом. Хозяева и гости рассаживаются по периметру столика ногами поближе к   углям. Дыхание  свежим холодным воздухом при одновременном согреве  нижней половины своего тела под одеялом, создает благоприятную дружескую атмосферу, способствует активному  поеданию фантастически вкусных узбекских блюд при  неторопливой беседе за пиалой ароматного чая. В городской квартире Алишера, благодаря   печному отоплению, тепло. Но бабушка   признает только сандал. Поэтому сын с мамой принялись сооружать у себя в квартире обязательный зимний атрибут узбекских домов. Два кирпича положили на деревянный пол в центре гостиной, В железный таз выгрузили из печи разгоревшиеся угли, таз поставили на кирпичи и установили над этим сооружением столик с короткими ножками.  Всю эту пирамиду накрыли большим одеялом. По периметру столика расстелили узкие одеяла (узб. "курпача") и разложили подушки. К приему бабушки готовы!
Бабушка! Для внуков она была "Ое" (рус. "мама"), поскольку так ее звал   отец. Женщина крупная, крепкая, с зычным, хорошо поставленным голосом и, по впечатлениям Алишера, - старая, старая бабка без конкретного возраста. Очень многое, что было связано с бабушкой,   юному отпрыску казалось не совсем обычным. Каждые 2-3 часа бабушка доставала из  кармана жилетки маленький пузырек с замызганной бумажной пробкой. Правой рукой вытаскивала пробку, и в ладошку той же   руки из пузырька высыпала горсть зеленых мелких шариков, похожих на зерна маша и, широко раскрыв рот, ловким движением загоняла эту зеленую горсть себе под язык. Спустя 10-15 минут она приподнимала угол ковра на полу и смачно выплевывала зеленую жижу под ковер. Специально приготовленную для этой процедуры посуду, она не признавала. Называлось это зелье "Носвой".  Приходя в гости, бабушка проводила ревизию, собирая себе в ладонь все неиспользованные лекарства и таблетки, найденные в квартире и в едином порыве, со словами: "Увол бульмасин" (что-то вроде "Чтобы Бог не покарал"), всю пригоршню забрасывала в рот и запивала водой. При каждом известии о предстоящем посещении бабушки, все члены семьи бросались к шкафам и полкам в поисках завалявшихся таблеток, дабы убрать их с поля зрения бабушки.
И тем не менее, перечисленные бабушкины причуды не оставили в душе пятилетнего Алишера столь глубокий след, как сценка 4-х летней давности во время одного из посещений бабушкиного  дома. Играя во дворе, Алишер увидел бабушку, с криками вламывающуюся  с улицы во двор. Обращаясь к виртуальному врагу, оказавшемуся впоследствии   соседкой по дому, она, активно жестикулируя, посылала многослойные проклятия. Все больше распаляясь, бабушка неожиданно левой рукой поднимает подол платья и с криками "мана сеньга!" (вот тебе!) правой рукой энергично прикладывается к обнаженной части тела, расположенной ниже пояса. Так же неожиданно после этого жеста, бабушка успокаивается  и, оглянувшись  вокруг, замечает  абсолютно обездвиженного, пораженного увиденным, внука.               
 - Вай! Шу ердами сан! Овкат йисанми? ( О! Ты оказывается здесь?! Кушать будешь?).
Бабушка пришла к вечеру. Заблаговременно спрятанные таблетки ей обнаружить не удалось. Расселись вокруг сандала. Поужинали, пообщались. Неторопливая беседа отца с бабушкой на узбекском языке тихо убаюкала Алишера и он заснул крепким, безмятежным сном. Поздним вечером бабушка заторопилась домой. Отец проводил ее до остановки трамвая, сестра пошли спать в свою комнату. Отец, вернувшийся в дом, застал Алишера все еще крепко спящим под сандалом                - Ну что,будем будить и отправлять его спать в постель,или пусть досыпает здесь?                - Будить жалко…
Родители ушли к себе в спальню, оставив сладко сопевшего Алишера наедине с сандалом. Глубокой ночью мальчишка во сне    свернулся калачиком, прильнув к одеялу. Мирный сон постепенно уступал место, заполненному какими-то непонятными звуками, сну тревожному. Кто-то с невероятной силой сжимал его голову, отчего голова болела, кружилась и тошнило. От сильного толчка и громкого крика: "Беги-и-и-и!!!", Алишер проснулся, тяжелые веки не слушались команды: "Открывайтесь!". Каким-то острым чутьем мальчик понял - во что бы то ни стало, надо подниматься на ноги, искать помощь. Свинцовые ноги полностью исключили возможность быстро передвигаться. С большим трудом преодолев 2 метра до спальной комнаты родителей и толкнув дверь, успел выдавить из себя:  "Мне почему-то плохо, ма… "                И тут наступила глухая темнота.
Услышав сквозь сон тяжелый стук падающего тела, еще ничего не осознавая, мама бросилась к распластанному у двери неподвижному телу.
Первое, что увидел вернувшийся из глубокой тьмы Алишер – он лежит в родительской кровати. У постели стоит мама, закрыв мокрое от слез лицо и истерически издает какие то  непонятные звуки. Отец сидит на нем, прижав коленями его тело и громко издавая   крики, похожие на рык, двумя руками бьет его наотмашь    по щекам.
-  Папа!   Я живой! – услышали родители слабый, дрожащий   голос сына.     Осознав, что в течение нескольких минут, казавшихся бесконечностью, его бездыханное тело   возвращается к жизни, родители как-то синхронно обмякли, прильнув к раскрасневшимся от многократных  пощёчин щекам  сына.
Карета скорой помощи перенесла место действия в больницу. В течение последующих дня и ночи, проведенных в больничной палате с кислородной подушкой и под капельницей, мальчишку не оставляла мысль какова же грань между жизнью и смертью?  Подышал с десяток минут под одеялом и ты уже готов к походу в мир иной?  Спустя пару дней дама с косой окончательно оставила мальчишку в покое. Осталось лишь желание разобраться в причинах столь жестокого стресса.  Очевидные для врачей и биологов процессы , происходящие  в организме, для непосвященного отпрыска выглядели   совершенно загадочными. И чем больше он вникал в различные учебники и справочники, тем в большее изумление приводили его вычитанные им факты. Как все гениально просто!!! Такая сложная система жизнеобеспечения построена на самой наипростейшей химической реакции! В организме есть замкнутая кровеносная система, состоящая из крупных, средних, мелких и очень мелких сосудов. В этом замкнутом пространстве циркулирует кровь. В крови плавают эритроциты, которых можно представить в виде маленьких грузовичков, нагруженных гемоглобином (химическая формула - Hb). Этот белок легко образует химическую связь с кислородом – HbO2 – приобретая название Оксигемоглобин. Но тот же гемоглобин очень легко может связываться и с углекислым газом (Карбоксигемоглобин – HbСО2). Эдакий белок легкого поведения. Но, конечно же, существуют условия предпочтительного связывания гемоглобина с кислородом или углекислым газом. Эритроциты-грузовички несут карбоксигемоглобин (HbСО2)  из тканей в легкие. Во вдыхаемом воздухе концентрация кислорода значительно выше концентрации углекислого газа (по научному это называется парциальное давление).  При высоком парциальном давлении кислород  выдавливает из карбоксигемоглобина углекислый газ и занимает его место:
                HbСО2 + O2 = HbО2 + СО2
Освобожденный углекислый газ удаляется вместе с выдыхаемым воздухом, а грузовички-эритроциты  загруженные  оксигемоглобином (HbO2) из легких через сердце расходятся по всему телу и там в тканях, сквозь стенку капилляров осуществляется обратная реакция, поскольку в тканях парциальное давления углекислого газа выше парциального давления кислорода:
                HbО2 + СО2 = HbСО2 + O2
Ткани получают освобожденный кислород, а карбоксигемоглобин уносится эритроцитом через сердце к легким. Все! Так осуществляется сложный процесс газообмена! На земле живут миллиарды и миллиарды животных именно благодаря этим наипростейшим химическим реакциям!
А причем тут угарный газ (СО)?  Дело в том, что гемоглобин легко связывается не только с кислородом, или углекислым газом, но и с угарным газом, образуя карбогемоглобин (HbCO). И, что самое главное при этом, такая химическая связь в 200 раз прочнее, чем химические связи гемоглобина с кислородом, или углекислым газом. И что же получается? Как только угарный газ попадает в легкие, он прочно связывается с гемоглобином в эритроците. И где бы ни был эритроцит – в легких, или в тканях – он не в состоянии доставлять ни кислород, ни углекислый газ, поскольку прочно связан с угарным газом. Надышавшийся угарным газом человек продолжает дышать, но при этом газообмен не происходит. Наступает острое кислородное голодание  Первым от недостатка кислорода умирает мозг, а затем и остальные ткани… И все потому, что кислород не в силах оторвать угарный газ от гемоглобина.
Складывая из множества  вычитанных фрагментов единую картину дыхательного процесса, подросток все  ощутимее представлял  красоту и изящество процессов, происходящих в природе, причем, в самых малых ее проявлениях. Так, даже самая неблагоприятная, смертельно опасная  ситуация может сыграть немаловажную роль в становлении своих жизненных планов и приоритетов.


Рецензии
Больше половины своей жизни я живу в Узбекистане, муж привез на свою родину.Все, что здесь описано мне знакомо, когда мы ездили в кишлак в гости к его родителям. А сейчас их нет. Спасибо за рассказ будьте счастливы и пусть любовь всегда живет с вами.

Вера Коллер   09.10.2019 12:24     Заявить о нарушении
Спасибо, милая Вера! Спасибо за пожелания. И Вам - хорошую, активную жизнь!

Азим Турдыев   09.10.2019 16:29   Заявить о нарушении